3.9. Требования охраны труда при эксплуатации системы отопления, кухонных плит

3.9.1. При экипировке вагона твердым топливом через боковую тамбурную дверь работник, ответственный за экипировку, должен запереть противоположную боковую и торцевую двери вагона на ключ.

3.9.2. Техническое обслуживание котла необходимо производить в головном уборе, рукавицах, халате, при закрытых боковых дверях тамбура.

3.9.3. Котельное отделение должно содержаться в чистоте и порядке, не загромождаться посторонними предметами.

Двери котельного отделения в пути следования должны быть заперты на ключ и открываться только при необходимости.

3.9.4. Перед растопкой котла следует проверить:

- наличие воды в системе отопления;

- исправность и правильную установку колосников;

- исправность водяного насоса;

- открытие вентилей и заслонок, обеспечивающих циркуляцию воды в системе отопления.

3.9.5. Растопку котла необходимо производить бумагой и мелконаколотыми дровами. По мере разгорания дров топку загружают топливом равномерно по колосниковой решетке. При этом дверца топки должна быть закрыты, а дверца зольника открыта.

3.9.6. Открывать дверцу топки котла следует осторожно (не резко), находясь на расстоянии 50 - 70 см от дверцы, во избежание выброса пламени топочными газами и ожогов лица и рук. Зольник в это время должен быть закрыт.

3.9.7. Во время работы котла необходимо постоянно следить за наличием воды в расширителе путем открытия водопробного крана, не допуская кипения воды в расширителе.

3.9.8. При очистке топки котла запрещается горячий уголь удалять сразу из топки. Его следует опустить в зольник и, дождавшись его остывания, переложить в ведро, а затем удалить из вагона в предусмотренные для этого мусоросборники на железнодорожных станциях.

3.9.9. При помешивании топлива и очистки котла от шлака, а также при других работах с горящим углем нужно остерегаться попадания раскаленного угля и шлака на тело или одежду.

3.9.10. В вагоне с комбинированным отоплением при исправном состоянии отопительных приборов следует производить включение отопления с помощью пакетных выключателей, ставя их в положение, соответствующее автоматическому режиму отопления вагона.

3.9.11. Запрещается при включенном высоковольтном комбинированном отоплении производить подкачку воды ручным насосом в систему отопления.

3.9.12. В случае течи воды из котла комбинированного отопления для ее устранения и удаления скопившейся воды необходимо отключить высоковольтные нагреватели котла отопления установкой переключателя режимов отопления этого вагона в нулевое положение.

3.9.13. В случае срабатывания аппаратов защиты высоковольтных нагревателей котла отопления и повреждении других высоковольтных устройств вагонов необходимо немедленно доложить поездному электромеханику или начальнику поезда.

3.9.14. Запрещается:

- эксплуатировать кухонную плиту на топливе в вагоне-ресторане при наличии: течи топливопровода и трещин в топливном баке, неисправностях или отсутствии противопожарных фильтров в расходном или основном топливных баках; трещин и отколов на чугунных плитах жарочной поверхности, колосниковых решетках и конфорках; неисправностей регуляторов и заслонок дымоходов, духовок в плитах и водонагревателях; неисправностей горелок;

- пользование плитой со снятыми дверцами топки, зольника и поддувала;

- применять для растопки котлов, печей, плит и кипятильников легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (керосин, бензин, масло и др.) и сжигать в них топливо, не соответствующее эксплуатационной документации на вагон;

- хранить около котла, в нише кипятильника, возле кухонных плит, на электропечах и под ними горючие предметы, материалы;

- топить котел, бойлер и кипятильник без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяжными трубами, их кожухами, разделками, без флюгар или с нарощенными трубами; при отсутствии пламеотражателя в топке кипятильника, а также применять дрова, длина которых превышает размер топки;

- тушить топку водой или снегом;

- оставлять без надзора действующие отопительные приборы;

- выбрасывать на перегонах и на станциях в неустановленных местах шлак или золу, а также чистить котел при открытых тамбурных дверях при движении вагона. Выбрасывать шлак, золу и мусор следует только в предусмотренных для этого местах на станциях, указанных в расписании, пунктах формирования и оборота;

- эксплуатировать вагоны с нарушенной (частично или полностью) термоизоляцией стен и перегородок в котельных помещениях, кухнях, возле кипятильников и в надпотолочном пространстве в районе прохода дымовытяжных труб;

- оставлять неочищенными от пыли и прочих горючих отходов и материалов надпотолочные пространства котельных, места расположения циркуляционных насосов отопления, вентиляционные дефлекторы.

3.9.15. Не допускается:

- перелив жидкости на горелку (это может привести к гашению пламени);

- попадание жира на раскаленную поверхность плиты во избежание пожара;

- одновременный обогрев плиты жидким топливом и углем.

3.9.16. Во время работы плиты во избежание неполного сгорания топлива и попадания отходящих газов в кухню необходимо правильно устанавливать заслонки газоходов и дверцу поддувала, регулируя тем самым тягу и подачу воздуха в топочное пространство. В процессе эксплуатации плиты нужно следить за исправностью обмуровки, газоходов, запорной арматуры и др.

3.9.17. Зольник, колосники и газоходы следует регулярно очищать от шлака, золы и сажи. Не разрешается выгребать золу, шлак на пол, для этой цели используются металлические ящики. Не допускается перегрев плиты и ее искусственное охлаждение, т.к. это приводит к деформации жарочной поверхности.

3.9.18. При невозможности устранения неисправности жидкостного отопления в случае крайней необходимости производится перевод на твердое топливо. Для этого отсоединяют все идущие от горелки топливные и электрические провода, перекрывают топливопровод запорным вентилем и после вывертывания болтов снимают горелку. Вместо горелки устанавливают колосник и дверцу зольника. Эти операции работники проводят только вместе с поездным электромехаником.

3.9.19. В рейсе серьезные неполадки ликвидируются вместе с поездным электромехаником.