2. Организация работы со случаями жестокого обращения с детьми (из опыта деятельности Центра психолого-медико-социального сопровождения "ОЗОН")

В 1996 г. Центральным окружным управлением Департамента образования города Москвы был открыт Центр психолого-медико-социального сопровождения "ОЗОН" (далее - центр), основным направлением деятельности которого стало оказание помощи детям - жертвам насилия. В результате многолетней работы в центре была создана модель оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. В основу этой модели положены два ключевых направления:

1. Первое направление основывается на том, что значительная часть случаев насилия над детьми, по поводу которых граждане обращаются в центр, являются преступлениями. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям и их семьям, является правовая поддержка. Специалисты центра тесно взаимодействуют с правоохранительными органами, оказывают им содействие при расследовании преступлений в отношении детей.

2. Второе направление основывается на том, что жестокое обращение с ребенком, особенно сексуальное насилие, является для него тяжелой психической травмой. Для устранения психических последствий жестокого обращения необходимо оказание ребенку квалифицированной психологической, а в ряде случаев и психиатрической помощи.

Оказание психологической помощи рассматривается как основное направление деятельности центра. Это связано с тем, что по объективным причинам выявить преступника, совершившего насилие над ребенком, и добиться его осуждения удается не во всех случаях. Успех расследования не всегда зависит от специалистов центра. В то же время психологическая помощь может быть оказана каждому пострадавшему ребенку, и качество этой помощи зависит только от работников центра.

Таким образом, целью оказания помощи ребенку, пострадавшему от насилия, и его семье является устранение негативных последствий перенесенного насилия. Достижению поставленной цели служат следующие средства: прекращение насилия и обеспечение безопасности ребенка; оказание медицинской помощи ребенку; психологическая реабилитация ребенка и членов его семьи; возмещение вреда, причиненного насилием.

Привлечение виновного к уголовной ответственности и осуждение его за совершенное преступление, лишение родительских прав должно рассматриваться как один из механизмов прекращения насилия и обеспечения безопасности ребенка. Далеко не всегда этот механизм оказывается достаточно эффективным. На практике часто приходится сталкиваться со случаями, когда страдающий хроническим алкоголизмом родитель, осужденный за жестокое обращение с ребенком и даже лишенный родительских прав, продолжает проживать в одной квартире с ребенком из-за невозможности разъезда. Поведение такого родителя после вступления в силу решения суда существенно не меняется, что не позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности ребенка.

Объем медицинской помощи, оказываемый в центре детям, определяется наиболее распространенными медицинскими последствиями жестокого обращения с детьми, а также тем, что в случаях опасного для жизни физического насилия работа с детьми начинается после получения ими соответствующей медицинской помощи.

Случаи тяжелого или длительного насилия зачастую приводят к развитию психических нарушений, для коррекции которых необходимо оказание психиатрической помощи. Врач-психиатр помогает психологам установить, какие эмоционально-волевые расстройства и нарушения поведения ребенка связаны с перенесенной психической травмой, а какие - с имеющимся у него психическим расстройством.

В случаях сексуального насилия важную роль играет осмотр, проведенный врачом, прошедшим специальную подготовку.

Опыт работы центра показал, что у 60% детей, пострадавших от сексуального насилия, отмечаются инфекционные заболевания, передаваемые половым путем. Это потребовало включения в штат центра врача дерматовенеролога.

В основе работы центра лежат комплексный, системный и динамический подходы.

Необходимость комплексного подхода к оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, обусловлена тем, что пережитое насилие порождает у ребенка и его семьи комплекс проблем (юридических, психологических, медицинских и социальных). Отсутствие помощи, необходимой для преодоления хотя бы одной из этих проблем, резко снижает эффективность всей работы. Например, без юридической помощи невозможно добиться прекращения насилия. Оказывать же психологическую помощь, когда ребенок продолжает страдать от жестокого обращения, бессмысленно. Однако в случае оказания юридической помощи без соответствующей психологической поддержки потерпевший в суде может отказаться от данных ранее показаний. В такой ситуации даже самая квалифицированная юридическая помощь не даст желаемого результата, виновный останется безнаказанным, что не позволит обеспечить безопасность ребенка.

Таким образом, помощь ребенку и его семье всегда должна быть комплексной, что обеспечивается, во-первых, наличием в штате всех необходимых специалистов, во-вторых, организацией их согласованного взаимодействия согласно совместно выработанной стратегии, направленной на наиболее полное обеспечение интересов ребенка.

Системный подход обусловлен тесной взаимосвязью ребенка со значимыми для него взрослыми, прежде всего, членами семьи. Эта взаимосвязь и взаимовлияние могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Например, ребенок, получающий поддержку со стороны родителей, легче переносит психическую травму, связанную с насилием. Наоборот, осуждение ребенка родителями, обвинение его в случившемся существенно утяжеляет его психологическое состояние.

Также необходимо учитывать, что в современных условиях ребенок не может самостоятельно защищать свои интересы в правоохранительных органах или суде. Практика работы центра убедительно свидетельствует, что в случаях жестокого обращения с детьми эффективная помощь ребенку может быть оказана только при наличии взрослого, поддерживающего его. Этот взрослый, в свою очередь, также нуждается в юридической помощи и в психологической поддержке. Таким образом, системный подход в деятельности центра заключается в том, что объектом оказания помощи является не только сам ребенок, но и поддерживающие его члены семьи. Системный подход проявляется и в тесном взаимодействии специалистов центра с правоохранительными органами, органами опеки и попечительства, оказании им консультативной помощи, содействия в проведении допросов, психологического обследования или судебно-психологической экспертизы на основании постановлений (определений) следователей или суда.

Динамический подход заключается в том, что деятельность специалистов центра в тех случаях, когда ребенок становится жертвой преступления, строится с учетом этапов процесса уголовного судопроизводства. С практической точки зрения можно выделить следующие этапы рассмотрения уголовного дела: обращение в правоохранительные органы; предварительное расследование; рассмотрение дела судом; вступление приговора в законную силу.

На этапе обращения в правоохранительные органы основными направлениями деятельности центра являются:

формирование у родителей убежденности в необходимости защиты интересов ребенка и обращения в правоохранительные органы;

экстренная психологическая помощь ребенку и поддерживающим его взрослым;

разъяснение родителям возможных путей защиты интересов ребенка;

оказание родителям содействия в составлении и подаче заявления в правоохранительные органы;

медицинское обследование ребенка и лечение инфекций, передаваемых половым путем.

Выявление жестокого обращения с ребенком часто оказывается для поддерживающего ребенка родителя тяжелой психической травмой, вызывает ощущение безнадежности. Недоверие к правоохранительным органам, широко распространенное убеждение в том, что "время - лучший лекарь", чувство стыда, особенно сильное в случаях сексуального насилия, препятствуют обращению за психологической помощью и информированию о преступлении правоохранительных органов. В связи с этим важнейшей задачей специалиста, который работает с впервые выявленным случаем жестокого обращения с ребенком, является формирование у обратившегося взрослого убежденности в необходимости оказания ребенку психологической помощи и сообщения о преступлении в правоохранительные органы. Как правило, первый контакт происходит по телефону, поэтому специалист, принимающий звонок, должен убедить позвонившего в необходимости посетить центр.

При посещении центра проводится первичная психодиагностика, после чего и ребенку, и сопровождающему его взрослому оказывается необходимая экстренная психологическая помощь. Стабилизация психологического состояния ребенка и поддерживающего его взрослого представляет собой обязательное условие дальнейшей эффективной работы.

После получения информации о случившемся юрист центра должен разъяснить обратившемуся взрослому возможные пути защиты интересов ребенка, выбрать вместе с ним оптимальный вариант защиты и, в случае необходимости, оказать содействие в написании заявления в правоохранительные органы.

Кроме того, на этапе обращения в правоохранительные органы ребенок должен получить необходимую медицинскую помощь.

В связи с увеличением в настоящее время до 30 суток срока проверки заявления о преступлении для принятия решения о возбуждении уголовного дела существенно увеличивается длительность этапа обращения в правоохранительные органы, который завершается принятием решения о возбуждении уголовного дела. Поэтому уже на данном этапе помимо оказания экстренной психологической помощи с ребенком может быть проведена углубленная психологическая диагностика и начата длительная психокоррекционная работа.

На этапе предварительного расследования деятельность центра осуществляется по следующим направлениям:

психологическая помощь ребенку и поддерживающему его взрослому;

юридическое консультирование или правовая поддержка законного представителя ребенка;

участие в производстве допросов ребенка;

подготовка заключений о психологическом состоянии ребенка или производство судебно-психологической экспертизы.

Этап предварительного расследования, который начинается с возбуждения уголовного дела и завершается после направления дела в суд, может продолжаться от нескольких месяцев до трех лет. Основными задачами, решаемыми на этом этапе, являются оказание психологической помощи ребенку и правовое сопровождение случая. Оказанию психологической помощи предшествует углубленное психологическое обследование ребенка, при проведении которого используются методики, позволяющие оценить характер и тяжесть психологических последствий перенесенного насилия. С учетом полученных результатов строится психокоррекционная работа, которая может включать как индивидуальные, так и групповые занятия.

Правовая помощь взрослому, признанному следователем законным представителем ребенка, может оказываться либо в форме консультирования, либо в форме правового сопровождения. В первом случае взрослый член семьи ребенка самостоятельно выполняет функции законного представителя потерпевшего. Во втором случае центр привлекает к участию в деле профессионального адвоката, которому законный представитель передает право выполнять свои полномочия. Необходимость привлечения профессионального адвоката возникает в тех случаях, когда взрослый член семьи вследствие своих личностных особенностей не может эффективно использовать предоставленные ему права законного представителя потерпевшего.

На этапе предварительного расследования педагоги-психологи центра принимают участие в допросе потерпевших. Привлечение к допросу специалистов, знакомых с психологическими особенностями детей, пострадавших от насилия, позволяет следователю собрать больше информации о преступлении и в то же время избежать причинения ребенку дополнительной психической травмы вследствие неправильной организации допроса. Допросы детей могут проходить в центре, где для этого должны быть созданы необходимые условия.

В случаях внутрисемейного насилия телесные повреждения у ребенка, а также свидетели насилия зачастую отсутствуют и основным доказательством преступления становятся показания ребенка. В такой ситуации результаты психологического обследования, выявившие у ребенка психологические расстройства, характерные для детей, перенесших насилие, становятся важным доказательством обвинения. Нередко у следствия возникают вопросы о причинах неадекватного, на первый взгляд, поведения ребенка в криминальной ситуации, например, почему он не оказывал сопротивления преступнику или не обратился за помощью к другим членам семьи. Психологическое обследование ребенка позволяет выявить те черты его личности, которые определяли его поведение в криминальной ситуации.

По запросам следователя или суда специалисты центра могут готовить заключения о психологическом состоянии ребенка, отвечая на вопросы, представляющие интерес для следствия. В ряде случаев следователь или суд могут привлечь специалистов центра для проведения судебно-психологической экспертизы детей, ставших жертвами особо тяжких преступлений, поскольку государственных судебно-экспертных учреждений, проводящих психологическую экспертизу детей, крайне мало. Кроме того, в этих учреждениях эксперты основывают свои выводы на результатах однократного обследования ребенка, проведенного в специфических условиях. При производстве экспертизы в центре специалисты могут наблюдать за ребенком длительное время в обстановке, ставшей для него привычной, что существенно повышает достоверность экспертных выводов.

На этапе рассмотрения дела судом специалисты центра обеспечивают психологическую подготовку ребенка к участию в судебном заседании, если принимается решение о его допросе в суде. Психологическая подготовка ребенка к суду и последующее участие специалистов центра в допросе потерпевшего в судебном заседании преследуют две цели:

минимизация психической травмы, которую ребенок может получить от встречи в суде с насильником, от некорректно заданных вопросов и от прямого давления со стороны защитника или подсудимого;

создание для суда возможности получения максимально полной информации от потерпевшего.

Выше уже отмечалась особая значимость оценки психологического состояния потерпевшего в случаях рассмотрения дел о его насилии. В связи с этим у суда может возникнуть необходимость в допросе специалиста, который способен дать необходимые пояснения по сложным для суда вопросам. В качестве таких специалистов могут привлекаться психологи центра.

При рассмотрении уголовного дела судом также решается вопрос о возмещении вреда, причиненного насилием ребенку. Важная роль в обосновании наличия и размера вреда также может принадлежать специалистам центра.

В случае принесения стороной защиты кассационной жалобы на решение суда первой инстанции законному представителю потерпевшего оказывается необходимая правовая поддержка при рассмотрении кассационной жалобы.

Вступление приговора суда в законную силу в большинстве случаев означает, что ребенок больше не будет участвовать в судебных заседаниях, которые дестабилизируют его психологическое состояние. Это позволяет сосредоточить основное внимание на психокоррекционной работе, завершение которой означает, что ребенок уже не нуждается в помощи центра.

Однако в некоторых случаях, когда преступление в отношении ребенка было совершено одним из родителей, интересам ребенка соответствует лишение этого родителя родительских прав. Практика свидетельствует, что иски о лишении родительских прав, как правило, не рассматриваются до вынесения судом обвинительного приговора по уголовному делу. Таким образом, последним этапом оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокого обращения, становится содействие при рассмотрении иска о лишении родительских прав, поданного после вступления в законную силу обвинительного приговора.

Сложность проблем, возникающих при оказании помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, доказывает целесообразность создания в каждом субъекте Российской Федерации учреждения, специализирующегося на работе с детьми - жертвами насилия. Это учреждение должно стать одним из механизмов организации работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми. Разорвать этот порочный круг насилия можно только с помощью своевременного оказания психотерапевтической и социальной помощи пострадавшему ребенку. С учетом этого проводимые в центре психотерапия и социальная реабилитация детей - жертв насилия и их семей служит предупреждению агрессивного и насильственного поведения таких детей в будущем и могут рассматриваться как реальная виктимологическая профилактика жестокого обращения с детьми.

Профилактическая деятельность центра включает:

очное обучение специалистов, работающих с детьми (педагогов, социальных педагогов, психологов) по различным аспектам предупреждения насилия в отношении детей;

дистанционное обучение специалистов с помощью печатных и видеоматериалов, а также с использованием информационных компьютерных технологий;

издание методических буклетов, ориентированных на разные целевые группы (дети и подростки, родители и работники образовательных учреждений);

подготовка и издание средств наглядной агитации, направленных на формирование у родителей и работников детских учреждений понимания недопустимости жестокого обращения с детьми, а у детей - активной жизненной позиции по защите своих прав;

выступления в средствах массовой информации, прежде всего электронных, позволяет формировать среди широких слоев населения убеждение в недопустимости использования насилия в "педагогических" целях, опасных последствиях жестокого обращения с детьми, необходимости своевременного обращения за психологической помощью в тех случаях, когда ребенок становится жертвой насилия.