Приказом Минтруда России от 04.12.2020 N 859н утв. новые Правила по охране труда в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности.

Разгрузка подвижного состава, груженного круглым лесом

11.116. Груженный лесом подвижной состав должен устанавливаться в предназначенных для разгрузки местах и надежно затормаживаться. При проведении разгрузочных работ следует соблюдать требования раздела 21 настоящих Правил.

11.117. Укладка вдоль железнодорожных и автомобильных путей лесоматериалов, выгружаемых из подвижного состава, должна производиться в соответствии с габаритом приближения.

11.118. Между выступающими частями опор и механизмов передвижения крана и штабелями леса, уложенными вдоль подкрановых путей, на всем протяжении штабелей должен быть проход шириной не менее 700 мм.

11.119. Погрузочно-разгрузочные работы с лесоматериалами должны быть механизированы. Ручная погрузка и выгрузка материалов из подвижного состава допускаются как исключение при разгрузке единичных вагонов и автомашин и должны производиться в соответствии с местной инструкцией, предусматривающей безопасную организацию работ.

11.120. На территории, где расположены приемные устройства для лесоматериалов, головки рельсов подкрановых и железнодорожных путей должны быть на уровне покрытия территории, а стрелочные переводы устанавливаться закрытого типа, причем их расположение должно создавать возможность приведения их в действие при нахождении людей в безопасном месте.

11.121. На территории склада круглых лесоматериалов и приемных устройств лесоматериалов вагоны должны передвигаться специальными приспособлениями. При этом скорость передвижения вагонов и железнодорожных кранов не должна превышать 5 км/ч. Ответственный руководитель работ должен следить, чтобы работники находились в стороне от буксирного троса.

11.122. Способы и технология выгрузки круглого леса из полувагонов, загруженных "с шапкой" или в обвязочных комплектах (ПС-03, ПС-04 и др.) при помощи стропов или грейфера, должны быть разработаны с учетом имеющихся механизмов и оборудования, утверждены главным инженером (техническим директором).

11.123. Места выгрузки полувагонов и платформ с "шапкой" должны иметь обслуживающие площадки с перилами для нахождения на них работников во время выгрузки, а также лестницы для входа на них.

11.124. Разгрузка лесоматериалов, погруженных "с шапкой", во время ветра (6 баллов и более), ливневого дождя, густого тумана (видимость менее 50 м), метели, бурана не допускается.

11.125. При разгрузке леса необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

руководитель работ до начала разгрузки леса должен убедиться в исправности и целостности замков, стоек, прокладок; сцепы и автомашины с неисправными стойками или замковыми устройствами должны разгружаться в присутствии мастера с применением дополнительных механизмов или устройств, исключающих произвольное раскатывание груза с разгружаемого подвижного состава;

при открывании стоечных замков следует находиться с противоположной стороны разгрузки;

безопасный разрыв между разгружаемыми соседними платформами (полувагонами) должен быть не менее одной платформы, при сцепленных платформах погрузочно-разгрузочные операции должны производиться через одну платформу (полувагон);

при разгрузке вручную платформы с круглым лесом, погруженным с прокладками, крайние стойки необходимо последовательно спиливать со стороны разгрузки платформы на один ряд ниже разгружаемого ряда бревен, предварительно заклинив крайние бревна и установив подпоры к стойкам с обеих сторон платформы. Скатывание бревен следует производить по покатам, уложенным под разгружаемый ряд бревен.

Разгрузку вручную платформ с лесом, погруженным без прокладок, необходимо производить в следующей последовательности:

со стороны разгрузки закрепить стойки подпирающим бревном диаметром в верхнем отрубе не менее 12 - 15 см на уровне 3 - 4 см под полом платформы. Длина его должна превышать длину разгружаемых бревен не менее чем на 0,5 м;

подпирающее бревно прижать к стойкам стяжками из троса или цепи, закрепляемыми за противоположный борт платформы с помощью легкооткрываемого замка;

на раму платформы уложить покаты, срубить средние стяжки стоек и спилить стойки (сначала средние, а затем крайние) ниже подпирающего бревна;

открыть замки стяжек, придерживающих подпирающее бревно.

Во время освобождения подпирающего бревна не допускается присутствие работников со стороны разгрузки.

11.126. Грузчики, работающие на разгрузке лесоматериалов вручную, должны быть обеспечены ломами, баграми, веревками и другими приспособлениями.