См. Стратегию на период до 2030 года.

3.2. Сценарии реализации Стратегии

Функционирование рыбного хозяйства в долгосрочной перспективе носит сценарный характер.

Инерционный сценарий учитывает динамику показателей функционирования рыбохозяйственного комплекса и тенденции, сложившиеся в ретроспективном периоде. Наиболее определяющими для данного сценария являются условия функционирования отрасли в период 2000 - 2007 годы. Процессы, происходившие в этот период, определяют возможную динамику показателей в среднесрочной перспективе. С учетом влияния таких основных кризисных факторов, как значительный физический и моральный износ основных производственных фондов, особенно промыслового флота, слабый спрос на рыбные товары у основной части населения, высокие ценовые параметры пищевой рыбной продукции, отсутствие инвестиционных ресурсов у значительной части предприятий предполагает затяжной характер преодоления кризисных явлений. Это не позволит отрасли выйти на динамику роста в ближайшие три года, поскольку кризисные факторы будут носить постоянный самовоспроизводящийся характер.

Государственная поддержка отрасли останется на уровне, не превышающем ее значения в последние годы. Стабилизация вылова водных биоресурсов по данному сценарию на период до 2020 года из-за устаревшей материально-технической базы не улучшит экономическое положение отрасли, а, следовательно, сократит и без того ограниченные инвестиционные ресурсы. Мероприятия по обновлению и модернизации материально-технической базы рыбного хозяйства и в первую очередь рыбопромыслового флота будут по-прежнему носить ограниченный, случайный характер. Будет снижаться численность промышленного персонала отрасли, производительность его работы не будет отвечать требованиям конкурентоспособности.

При реализации данного сценария уловы водных биоресурсов до 2020 года составят 4,9 млн. тонн.

Успешное решение задач развития рыбохозяйственного комплекса исходя из требований экономического роста страны возможно при реализации инновационного (целевого) сценария, определяющего пути и сроки решения основных проблем отрасли. Развитие по этому сценарию будет основываться на масштабном обновлении материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса, активном государственном воздействии на отраслевые экономические процессы, совершенствовании нормативно-правовой базы, развитии государственно-частного партнерства, реализации федеральных и ведомственных целевых программ.

Ключевые направления государственной экономической политики по развитию отрасли в инновационном (целевом) сценарии включают:

- реализацию комплекса мер по финансовому оздоровлению производства, снижению рисков производственной деятельности, совершенствованию нормативно-правовой базы;

- внедрение механизмов стимулирования вывода из эксплуатации устаревших мощностей;

- стимулирование внутреннего платежеспособного спроса;

- содействие институциональным преобразованиям;

- совершенствование структуры управления рыбохозяйственным комплексом и нормативной правовой базы рыбохозяйственной деятельности;

- повышение конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках рыбных товаров;

- структурно-технологическая модернизация промыслового флота и береговой производственной основной структуры и инфраструктуры;

- создание условий для перехода к режиму устойчивого природопользования (устойчивого воспроизводства водных биоресурсов).

Результатом реализации данного сценария станет увеличение уловов водных биоресурсов к 2020 году до 6580 тыс. тонн или в 1,9 раза к 2007 году, объемов производства товарной пищевой рыбной продукции до 5255 тыс. тонн или в 1,4 раза к 2007 году. Среднедушевое потребление рыбных товаров к 2020 году достигнет 28 кг.

Целевые показатели по вариантам стратегического развития рыбохозяйственного комплекса в Российской Федерации на период до 2020 года приведены в приложении 1.

Целевые показатели по инновационному варианту стратегического развития рыбохозяйственного комплекса в Российской Федерации на период до 2020 года приведены в приложении 2.