См. Стратегию на период до 2030 года.

4.2. Техническое перевооружение и модернизация действующих рыбоперерабатывающих мощностей, строительство и модернизация современного рыбопромыслового флота на отечественных судоверфях, восстановление и обновление аварийно-спасательного и другого вспомогательного флота

4.2. Техническое перевооружение и модернизация

действующих рыбоперерабатывающих мощностей, строительство

и модернизация современного рыбопромыслового флота

на отечественных судоверфях, восстановление и обновление

аварийно-спасательного и другого вспомогательного флота

Вследствие исчерпания потенциальных возможностей материально-технической базы, отечественные рыбоперерабатывающие предприятия требуют существенной модернизации производства и остро нуждаются в современном, отвечающем международным требованиям и потребительскому спросу оборудовании: сортировочном, филетировочном, вакуумно-упаковочном, погрузо-разгрузочном, транспортировочном, морозильных аппаратах, оборудовании, входящем в состав линии по производству консервов, полуконсервов (пастеризованные консервы), оборудовании для переработки водных беспозвоночных, по переработке отходов, оборудовании для проведения лабораторного производственного контроля и другом.

На первом этапе реализации Стратегии будет обеспечено увеличение уровня использования действующих производственных рыбообрабатывающих мощностей за счет реализации мер государственной поддержки, ориентирующих перевод отечественного сырьевого экспорта на внутренний рынок.

На данном этапе с целью привлечения инвесторов государство будет оказывать значительную поддержку процессам развития рыбоперерабатывающих производств.

Основными экономическими мерами, направленными на развитие рыбоперерабатывающих производств, будут:

возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство и модернизацию рыбоперерабатывающих производств;

корректировка ставок вывозных и ввозных таможенных пошлин в отношении экспорта продуктов промышленного рыболовства и рыбоводства с низкой степенью переработки и импорта продуктов промышленного рыболовства и рыбоводства с высокой степенью переработки;

снижение транспортных расходов по доставке водных биоресурсов и продуктов их переработки на территории Российской Федерации;

создание налоговых стимулов, в том числе в части признания рыбохозяйственных организаций, которые осуществляют добычу и переработку водных биоресурсов, производство продуктов рыбоводства, сельскохозяйственными товаропроизводителями с целью перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога;

снижение ставок ввозных таможенных пошлин для используемого в рыбохозяйственном комплексе оборудования для оснащения рыбоперерабатывающих производств.

В этот период будет осуществляться разработка новых технологических процессов получения пищевой продукции, препаратов лечебно-профилактического, медицинского назначения и биологически активных веществ на основе водных биоресурсов и отходов их переработки, разработка новых технологических процессов получения кормовых и технических продуктов, нормирование производства, хранения и транспортирования продукции из водных биоресурсов, а также стандартизация рыбной продукции и метрологическое обеспечение перерабатывающих предприятий отрасли.

На втором этапе реализации Стратегии по мере повышения инвестиционной активности, накопления собственных средств будет обеспечен переход на расширенное воспроизводство действующих основных производственных фондов, а также строительство новых предприятий, являющихся, в основном, субъектами малого и среднего предпринимательства.

Строительство новых, а также модернизация имеющихся рыбоперерабатывающих мощностей обеспечит более глубокую переработку водных биоресурсов, внедрение безотходных технологий обработки сырья, повышение качества и расширение номенклатуры выпускаемой продукции, уменьшит конкурентный разрыв между российскими и иностранными товаропроизводителями, сократит рост доли импортных рыбных товаров (в первую очередь с высокой добавленной стоимостью) на внутреннем рынке, а также обеспечит российским товаропроизводителям выход на международный рынок.

Наиболее интенсивными темпами будет осуществляться развитие обрабатывающего производства Дальневосточного бассейна.

За период реализации Стратегии в Дальневосточном бассейне будет введено около 50% общего ввода мощностей, из которых более 60% составят мощности консервного производства и 20% холодильных.

Береговые производства Северного бассейна насыщены мощностями с низким уровнем использования по производству консервов, мороженой рыбы, продукции рыбной гастрономии. В связи с этим при незначительном вводе новых мощностей будут обновляться действующие предприятия на новой технологической базе переработки рыбного сырья.

Расширение береговой обрабатывающей базы Западного бассейна (г. Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области) сдерживается ограниченными сырьевыми ресурсами. В период до 2020 года на этом бассейне дальнейшее развитие получит в основном производство консервов, ввод мощностей которых превысит 100 муб.

Развитие береговой обрабатывающей базы Волжско-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов в перспективе ориентируется на переработку продуктов промышленного рыболовства внутренних водоемов, производство которых к 2020 году должно существенно увеличиваться. Наиболее приоритетным направлением в этих бассейнах будет развитие консервного и морозильного производств.

Улучшение использования действующих производственных мощностей береговой обрабатывающей базы и ввод новых мощностей позволит к 2020 году увеличить долю производства продуктов промышленного рыболовства и рыбоводства с высокой добавленной стоимостью.

Будет обеспечен рост производства живой и охлажденной рыбной продукции, как в качестве сырья и полуфабрикатов для береговых предприятий, так и для потребления населением.

Тенденция роста выпуска рыбных консервов сохранится и в перспективе с доведением их объемов до 1000 муб. Намечается рост производства копченых и сушено-вяленых рыбных товаров, балыков и кулинарных изделий, пряных и маринованных рыбных продуктов (в 2020 году по сравнению с 2007 годом объемы их производства возрастут в 5 раз). Более чем в два раза должен увеличиться выпуск пищевой рыбной продукции из нерыбных объектов рыболовства.

Большое значение рыбоперерабатывающими предприятиями будет уделено использованию в качестве вторичного сырья отходов от производства продуктов промышленного рыболовства и рыбоводства, что связано с уникальным химическим составом и биологической ценностью.

Первоочередной задачей развития рыбохозяйственного комплекса является необходимость обновления рыбопромыслового флота на основе широкого использования научно-технических достижений.

Работе по обновлению рыбопромыслового флота будет предшествовать проведение комплексного анализа состава рыбопромыслового флота и разработка актов, обеспечивающих контроль за составом рыбопромыслового флота и его техническим состоянием.

Основное значение имеет развитие добывающего флота.

В состав рыбопромыслового флота, работающего в ИЭЗ Российской Федерации, будут вводиться, в основном, средние и малые суда. Современные большие добывающие суда потребуются для работы в районах Северо-западной части Тихого океана и Северо-восточной Атлантики.

Общий вылов вводимых в эксплуатацию судов будет в 1,5 - 2 раза выше действующих, находящихся в настоящее время в эксплуатации. Для освоения малоценных водных биоресурсов потребуются высокопроизводительные, экономичные суда. Повышению эффективности добычи (вылова) этих объектов будет также способствовать окончательная и наиболее полная обработка отходов на береговых предприятиях.

Развитие прибрежного рыболовства на первом этапе реализации Стратегии создаст предпосылки для обновления и строительства маломерных судов. В основном они будут многоцелевыми, способными использовать несколько менее энергоемких способов лова. В целях развития малого предпринимательства предстоит развивать строительство относительно недорогих, простых в эксплуатации маломерных судов. При этом будут использоваться новые конструкционные материалы.

Развитие отечественного рыболовства за пределами ИЭЗ Российской Федерации предполагает, в основном, ведение добычи (вылова) в открытых районах Мирового океана. Для решения этой задачи потребуется строительство больших и крупных добывающих судов, удовлетворяющих современным требованиям (в том числе международных организаций в области рыболовства). Эти суда будут отличаться большой автономностью плавания по запасам топлива (до 100 суток и более), вместимостью трюмов не менее 6 тыс. куб. м, надежной силовой энергетической установкой, относительно низкой численностью экипажа, повышенной комфортностью работы экипажа.

Развитие добычи (вылова) отдельных водных биоресурсов потребует ввода мало- и среднетоннажных плавучих баз.

Развитие отечественного рыболовства в открытых районах Мирового океана, особенно удаленных, потребует ввода в состав рыбопромыслового флота, в основном, крупнотоннажных транспортных рефрижераторов. Эти суда будут отличаться наиболее благоприятными условиями хранения продукции (в первую очередь, температурного режима), а также приспособленными к ведению грузовых операций в открытом море.

Будут разработаны меры по восстановлению и обновлению аварийно-спасательного и другого вспомогательного флота. Строительство спасательных судов, обусловленное как большим физическим износом действующих судов, так и предполагаемым развитием отечественного рыболовства в удаленных районах Мирового океана.

Решение задачи по совершенствованию системы охраны водных биоресурсов потребует продолжения строительства рыбоохранных судов.

В период до 2020 года для обновления рыбопромыслового флота будет построено не менее 380 единиц добывающих судов, 120 единиц приемно-транспортных судов, до 100 единиц судов, предназначенных для обеспечения федеральных нужд (научно-исследовательские, учебные, аварийно-спасательные и рыбоохранные суда).

Обновление флота связано с необходимостью привлечения значительных финансовых средств. Учитывая опыт иностранных государств, где гражданское судостроение пользуется в той или иной степени государственной поддержкой как в форме прямого субсидирования, так и с использованием гибких форм поддержки (в области кредитной, налоговой, долговой и таможенной политики) для обновления рыбопромыслового флота необходима реализация экономических мер, включая оказание государственной поддержки:

возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство и модернизацию рыбопромыслового флота, а также на материально-техническое снабжение и снаряжение;

использование механизмов лизинга при обновлении рыбопромыслового флота;

установление ставки ввозной таможенной пошлины 0% для используемого в рыбохозяйственном комплексе судового и технологического оборудования;

компенсация части затрат на топливо при осуществлении добычи водных биоресурсов;

освобождение от налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации используемого в рыбохозяйственном комплексе судового и технологического оборудования.