Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Утверждено

Приказом Минспорттуризма России

от 3 апреля 2009 г. N 157

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

┌───────────────┬──────────────────────┬──────────────────────────┬───────────────────────────┬────────────┬─────────────────┬─────┬──────┬───────────┬─────────────┐

│ Этапы │Основная задача этапа │ Частные задачи этапа │ Содержание │ Период │ Дворцы, дома, │ДЮСШ,│СДЮШОР│ Г(М)ОУ СПО│Федеральные и│

│ │ │ │ │ подготовки │ станции, секции │ДЮСАШ│ │(техникумы,│региональные │

│ │ │ │ │ │ детского │ │ │ колледжи) │ центры │

│ │ │ │ │ │ (юношеского) │ │ │ │ спортивной │

│ │ │ │ │ │ спорта; │ │ │ │ подготовки │

│ │ │ │ │ │ адаптивные │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │детско-юношеские │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │клубы физической │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ подготовки │ │ │ │ │

├───────────────┼──────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼─────┼──────┼───────────┼─────────────┤

│Спортивно- │Укрепление здоровья и │Расширение двигательных │Средства: физической │весь период │ + │ + │ - │ - │ - │

│оздоровительный│компенсация дефицита │возможностей; общая │подготовки - │ │ │ │ │ │ │

│ │двигательной │физическая подготовка; │общеразвивающие упражнения;│ │ │ │ │ │ │

│ │активности │формирование широкого │подвижные и спортивные │ │ │ │ │ │ │

│ │ │круга двигательных умений │игры; технической │ │ │ │ │ │ │

│ │ │(в том числе выбранного │подготовки - имитационные │ │ │ │ │ │ │

│ │ │вида спорта); формирование│упражнения, упражнения для │ │ │ │ │ │ │

│ │ │интереса к занятиям │освоения элементов и │ │ │ │ │ │ │

│ │ │спортом; овладение │формирования простых │ │ │ │ │ │ │

│ │ │теоретическими основами │целостных двигательных │ │ │ │ │ │ │

│ │ │физической культуры и │действий выбранного вида │ │ │ │ │ │ │

│ │ │навыками самоконтроля │спорта; теоретической │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │подготовки - просмотр │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │соревнований и кино- и │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │видеоматериалов, встречи │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │с известными спортсменами, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │рассказы и беседы, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │специальная литература; │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │Методы: преимущественно │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │игровой, равномерный и │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │другие, соответствующие │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │возрастно-половым │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │возможностям организма │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │занимающихся. │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │Систематический │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │педагогический и врачебный │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │контроль. │ │ │ │ │ │ │

├───────────────┼──────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼─────┼──────┼───────────┼─────────────┤

│Начальной │Базовая подготовка и │Формирование устойчивого │Средства: физической │ до 3 лет │ + │ + │ + │ - │ - │

│подготовки │определение вида │интереса к занятиям │подготовки - подвижные и │ │ │ │ │ │ │

│ │спорта для дальнейшей │спортом; формирование │спортивные игры, │ │ │ │ │ │ │

│ │специализации │широкого круга │общеразвивающие и │ │ │ │ │ │ │

│ │ │двигательных умений и │специальные упражнения, в │ │ │ │ │ │ │

│ │ │навыков; обучение основам │том числе с небольшими и │ │ │ │ │ │ │

│ │ │техники двигательных │средними отягощениями; │ │ │ │ │ │ │

│ │ │действий выбранного вида │технической подготовки - │ │ │ │ │ │ │

│ │ │спорта, всестороннее │специальные упражнения для │ │ │ │ │ │ │

│ │ │гармоничное развитие │широкого спектра │ │ │ │ │ │ │

│ │ │физических качеств; │двигательных умений и │ │ │ │ │ │ │

│ │ │укрепление здоровья │навыков различных видов │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │спорта, включая выбранный; │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │теоретической подготовки - │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │анализ соревнований и │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │кино-, видеоматериалов, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │встречи с известными │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │спортсменами, рассказы и │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │беседы, специальная │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │литература. Методы: │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │игровой, равномерный, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │переменный, круговая │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │тренировка и другие, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │соответствующие возрастно- │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │половым возможностям │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │организма спортсменов. │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │Систематический │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │педагогический и врачебный │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │контроль. │ │ │ │ │ │ │

├───────────────┼──────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼─────┼──────┼───────────┼─────────────┤

│Учебно- │Специализация и │Формирование │Средства: физической │ до 5 лет │ - │ + │ + │ - │ - │

│тренировочный │углубленная тренировка│разносторонней общей и │подготовки - специальные │ │ │ │ │ │ │

│ │в выбранном виде │специальной физической, │упражнения с │ │ │ │ │ │ │

│ │спорта │технико-тактической │использованием различных │ │ │ │ │ │ │

│ │ │подготовленности, │отягощений и тренажерных │ │ │ │ │ │ │

│ │ │соответствующих специфике │устройств, общеразвивающие │ │ │ │ │ │ │

│ │ │вида спорта; формирование │упражнения; технической │ │ │ │ │ │ │

│ │ │и совершенствование │подготовки - специальные │ │ │ │ │ │ │

│ │ │навыков соревновательной │упражнения, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │деятельности; общая и │соответствующие специфике │ │ │ │ │ │ │

│ │ │специальная │вида спорта; теоретической │ │ │ │ │ │ │

│ │ │психологическая │и тактической подготовки - │ │ │ │ │ │ │

│ │ │подготовка; укрепление │анализ соревновательной │ │ │ │ │ │ │

│ │ │здоровья │деятельности, кино- и │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │видеоматериалов, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │специальная литература. │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │Методы: равномерный, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │переменный, интервальный, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │повторный, круговая │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │тренировка и другие, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │соответствующие возрастно- │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │половым возможностям │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │организма спортсменов. │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │Систематический │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │педагогический и врачебный │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │контроль. │ │ │ │ │ │ │

├───────────────┼──────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼─────┼──────┼───────────┼─────────────┤

│Совершенствова-│Совершенствование │Повышение функциональных │Средства: физической │ до 3 лет │ - │ + │ + │ + │ - │

│ния спортивного│спортивного мастерства│возможностей организма │подготовки - специальные │ │ │ │ │ │ │

│мастерства │ │спортсменов; │упражнения, в том числе с │ │ │ │ │ │ │

│ │ │совершенствование │применением тренажерных │ │ │ │ │ │ │

│ │ │специальных физических │устройств, общеразвивающие │ │ │ │ │ │ │

│ │ │качеств, технико- │упражнения; технической │ │ │ │ │ │ │

│ │ │тактической и психической │подготовки - упражнения, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │подготовленности; │соответствующие специфике │ │ │ │ │ │ │

│ │ │совершенствование навыков │соревновательной │ │ │ │ │ │ │

│ │ │в условиях │деятельности и техники │ │ │ │ │ │ │

│ │ │соревновательной │выбранного вида спорта; │ │ │ │ │ │ │

│ │ │деятельности; поддержание │тренировочные формы │ │ │ │ │ │ │

│ │ │высокого уровня спортивной│соревновательных │ │ │ │ │ │ │

│ │ │мотивации; сохранение │упражнений и собственно │ │ │ │ │ │ │

│ │ │здоровья │соревновательные │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │упражнения; теоретической │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │и тактической подготовки - │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │анализ собственной │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │соревновательной практики, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │кино- и видеоматериалов, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │анализ специальной (в том │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │числе иностранной) │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │литературы. Методы: │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │соответствующие возрастно- │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │половым возможностям │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │организма спортсменов и │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │характерные для │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │современного спорта высших │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │достижений. │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │Систематический │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │педагогический и врачебный │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │контроль. │ │ │ │ │ │ │

├───────────────┼──────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼─────┼──────┼───────────┼─────────────┤

│Высшего │Реализация │Достижение результатов │Средства и методы, │ с учетом │ - │ - │ + │ + │ + │

│спортивного │индивидуальных │уровня сборных команд │используемые для │ спортивных │ │ │ │ │ │

│мастерства │возможностей │России; повышение │совершенствования │ достижений │ │ │ │ │ │

│ │ │стабильности демонстрации │специальных физических │ │ │ │ │ │ │

│ │ │высоких спортивных │качеств, технико- │ │ │ │ │ │ │

│ │ │результатов во │тактической и психической, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │всероссийских и │интегральной │ │ │ │ │ │ │

│ │ │международных │подготовленности; │ │ │ │ │ │ │

│ │ │соревнованиях; сохранение │совершенствования навыков │ │ │ │ │ │ │

│ │ │здоровья │соревновательной │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │деятельности; поддержания │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │высокого уровня спортивной │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │мотивации в соответствии с │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │требованиями технологии │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │подготовки спортсменов │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │сборных команд и специфики │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │избранной спортивной │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │дисциплины. │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │Систематический педагоги- │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ческий и врачебный │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │контроль. │ │ │ │ │ │ │

└───────────────┴──────────────────────┴──────────────────────────┴───────────────────────────┴────────────┴─────────────────┴─────┴──────┴───────────┴─────────────┘

Примечание: Критерии подготовленности спортсменов на каждом этапе подготовки конкретизируются Учебно-тренировочными программами выбранного вида спорта, включенного во Всероссийский реестр видов спорта (за исключением военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта).

Условные обозначения: + основная функция; - запрещено.

Сокращения: ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа; СДЮШОР - специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва; ДЮСАШ - детско-юношеская спортивно-адаптивная школа; Г(М)ОУ СПО - государственное или муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования.