Основные положения и принципы управления безопасностью полетов
Основные положения и принципы управления
безопасностью полетов
Безопасность полетов как категория, отражающая состояние авиационной системы, зависит от ее способности к предотвращению или парированию особых ситуаций. При этом под особой ситуацией следует понимать ситуацию, возникающую в полете в результате проявления и воздействия опасных факторов. К ним относятся факторы, обусловленные недостатками функционирования подсистем авиационной системы (управление боевой подготовкой авиации, организация летной работы, управление воздушным движением, обеспечение полетов, система технической эксплуатации и т.д.), и внешние факторы, влияющие на авиационную систему.
Авиационные происшествия, как правило, не бывают следствием проявления какого-либо одного опасного фактора (одной причины). Обычно они происходят в результате проявления и взаимосвязи нескольких опасных факторов.
Как показывает практика, в большинстве случаев непосредственными причинами авиационного происшествия становятся действия (бездействие) авиационного персонала и/или состояние (поведение) воздушного судна либо средств обеспечения полетов.
В современных условиях целенаправленная деятельность по выявлению, оценке и устранению опасных факторов или уклонению от них с целью предотвращения авиационных происшествий в государственной авиации может быть эффективна только в рамках единой системы управления безопасностью полетов.
В настоящее время системы управления безопасностью полетов в военной и гражданской авиации (на основе стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации) активно внедряются ведущими авиационными державами как эффективный инструмент снижения аварийности.
Функционирование системы управления безопасностью полетов воздушных судов государственной авиации (далее - система управления безопасностью полетов) объективно основывается на полной и достоверной информации о функционировании авиационной системы и всестороннем анализе процессов, происходящих внутри нее. Такая постановка задачи определяет необходимость организации всеобъемлющего контроля за состоянием элементов авиационной системы и активного управления качеством их функционирования. От уровня информированности о функционировании элементов авиационной системы, степени наблюдаемости параметров и показателей, которые позволяют судить о текущем ее состоянии, во многом зависят полнота проведения анализа и качество прогноза функционирования системы с целью принятия решений и выбора способа управления.
Техническую основу системы управления безопасностью полетов должна составлять система информационного обеспечения, основным предназначением которой является реализация функций сбора информации о состоянии безопасности полетов и отклонениях в функционировании элементов авиационной системы, обработки полученных данных, их анализа и своевременного информирования соответствующих структур авиационной системы в целях принятия ими управленческих (организационно-технических, конструкторских и др.) решений, реализуемых в виде оперативных действий и организационно-технических мероприятий в авиационных организациях и предприятиях промышленности.
Одним из важнейших источников информации о качестве функционирования авиационной системы является информация, полученная в ходе расследования авиационных происшествий и инцидентов. Расследования авиационных происшествий являются вынужденными действиями по выявлению опасных факторов, которые привели к утрате воздушного судна и/или гибели людей. Данные факторы уже существуют в авиационной системе, и потому достоверное и полное установление их в ходе расследования и последующее устранение являются непременным условием снижения аварийности.
Создание единого для государственной авиации центра расследования авиационных происшествий (далее - центр расследования) позволит, находясь вне конфликта интересов заинтересованных сторон (эксплуатирующих организаций, разработчиков и изготовителей авиационной техники, регламентирующих и надзорных органов), выявлять, глубоко и полно анализировать причинно-следственные связи факторов, обусловивших авиационное происшествие, и минимизировать затраты на проведение его расследования.
При всей важности информации, получаемой в ходе расследований, кардинальное повышение уровня безопасности полетов возможно при выявлении и устранении опасных факторов еще до того, как возникнет необходимость рассматривать их в качестве причин состоявшихся авиационных происшествий. Такой подход требует изменения сложившейся системы информационного обеспечения и повышения оперативности, глубины и расширения базы анализа данных о функционировании авиационной системы за счет внедрения системы постоянного многоуровневого мониторинга безопасности выполнения каждого полетного задания.
Основой такой деятельности должны стать комплексная обработка и глубокий анализ в первую очередь полетной информации. На основе результатов анализа полетной информации должны приниматься наиболее важные решения, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки летных экипажей, всего авиационного персонала и обеспечение надежной работы авиационной техники. Недостаточная для принятия таких решений полнота оцениваемой полетной информации (из-за ограниченных возможностей существующих средств объективного контроля) и несовершенство методов ее обработки должны быть устранены путем внедрения современных средств регистрации полетных данных, широкого применения вычислительной техники, передовых методов обработки, восстановления и представления информации.
Повышение качества сбора, обработки и анализа информации во всех элементах авиационной системы, ее обобщение и представление в форме, удобной для выработки вариантов управленческих решений, являются основой создания и внедрения эффективно действующих системы контроля полетных данных и системы информационно-аналитического обеспечения. Их внедрение позволит осуществлять детальный и своевременный контроль деятельности авиационного персонала и состояния авиационной техники.
Вся информация о существующих и потенциально возможных опасных факторах должна аккумулироваться в едином информационно-аналитическом центре, который во взаимодействии с разработчиками, изготовителями, эксплуатантами авиационной техники и научно-исследовательскими учреждениями обязан предложить руководителям авиационных структур различного уровня возможные варианты решения проблемных ситуаций. Имея оперативную информацию о каждом отклонении в полете на основании ресурсно обеспеченных вариантов решений по локализации опасных факторов, предоставленных информационно-аналитическим центром, руководители авиационных структур должны вырабатывать конкретные организационно-технические решения, направленные на достижение приемлемого уровня безопасности.
Следует учитывать, что достижение такого уровня в рамках основной деятельности органов, ответственных за развитие и функционирование государственной авиации, в настоящее время не обеспечено. Это обусловливает необходимость материально-технического оснащения существующей системы безопасности полетов на современном уровне и соответствующего приведения структуры органа, осуществляющего функции в области безопасности полетов, к состоянию, обеспечивающему эффективное решение задач по снижению аварийности. Цель указанных мероприятий - на основе единого информационного пространства обеспечить на уровне современных требований удовлетворение информационных потребностей авиационных формирований и внедрение в государственной авиации системы поддержки принятия управленческих решений в области безопасности полетов.
Создание единого информационного пространства в области безопасности полетов воздушных судов государственной авиации целесообразно осуществить на базе интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - телекоммуникационная система).
При минимальных затратах финансовых средств телекоммуникационная система обеспечит решение следующих основных задач:
создание базиса единого информационно-телекоммуникационного пространства в области безопасности полетов государственной авиации;
обеспечение взаимодействия эксплуатирующих организаций с разработчиками, производителями авиационной техники и научно-исследовательскими организациями;
организация технической возможности доступа авиационного персонала государственной авиации к информационным ресурсам в области безопасности полетов.
Таким образом, организационную основу системы управления безопасностью полетов должны составлять органы управления авиационными структурами государственной авиации всех ведомств, имеющие в своем составе органы надзора за деятельностью авиационного персонала, и ныне существующий единый для государственной авиации орган в области безопасности полетов, подразделения которого должны быть разделены на структуры для выполнения в полном объеме функций информационно-аналитического центра и центра расследований.
Данные органы и подразделения, оснащенные комплексами и средствами единой информационно-аналитической системы, автоматизированной системы контроля полетных данных (далее - автоматизированная система контроля) и объединенные телекоммуникационной системой в единое информационное пространство, должны обеспечить на основе постоянного многоуровневого мониторинга безопасности выполнения каждого полета полный и завершенный цикл мероприятий, направленных на снижение аварийности, начиная от выявления опасных факторов до обеспечения поддержки принятия руководителями авиационных формирований государственной авиации эффективных управленческих решений для достижения и поддержания приемлемого уровня безопасности полетов и его постоянного повышения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей