Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Организация, состав сил и средств функциональной подсистемы

III. Организация, состав сил и средств

функциональной подсистемы

7. Общее руководство функциональной подсистемой осуществляет Росморречфлот.

Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области ЛРН в море и готовностью к применению сил и средств функциональной подсистемы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:

на федеральном уровне - федеральное государственное учреждение "Государственная морская аварийная и спасательно-коодинационная служба России" (далее - ФГУ "Госморспасслужба России"), осуществляющая управление через государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ);

на региональном уровне - морские спасательно-координационные центры (МСКЦ), морские спасательные подцентры (МСПЦ) и диспетчерские службы бассейновых аварийно-спасательных управлений (БАСУ), управлений аварийно-спасательных и подводно-технических работ (УАСПТР);

на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций морского транспорта, морских портов, филиалов ФГУП "Росморпорт", судоходных компаний и других организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях.

Размещение органов управления функциональной подсистемы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

8. Росморречфлот является постоянно действующим органом управления на федеральном уровне и осуществляет следующие функции по руководству функциональной подсистемой:

организует проведение работ по предупреждению и ЛРН в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;

согласовывает федеральный и региональные планы;

запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам предупреждения и ЛРН;

привлекает в установленном порядке для решения вопросов предупреждения и ЛРН научные и иные организации, ученых и специалистов;

создает совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) по вопросам предупреждения и ЛРН.

9. ФГУ "Госморспасслужба России" является органом повседневного управления функциональной подсистемой на федеральном уровне и осуществляет следующие функции по непосредственному руководству функциональной подсистемой:

организует и проводит на морских бассейнах работы по предупреждению и ЛРН, включая проведение мероприятий, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации;

предоставляет информационные, консультативные, методические услуги в области работ по предупреждению и ЛРН;

несет круглосуточную оперативно-дежурную службу;

организует и контролирует на морских бассейнах обеспечение силами и средствами БАСУ и УАСПТР обеспечение аварийно-спасательной готовности и готовности к ЛРН (далее - АС/ЛРН - готовности), а также устанавливает уровень этой готовности;

организует и контролирует проведение силами и средствами БАСУ и УАСПТР работ по ЛРН в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;

в случаях крупномасштабных разливов, превышающих технологические возможности БАСУ и УАСПТР, готовит предложения о привлечении к этим работам сил и средств других организаций, а также соответствующих служб иностранных государств в рамках международных договоров Российской Федерации;

разрабатывает федеральный план;

осуществляет рассмотрение и подготовку заключений по планам по предупреждению и ЛРН организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях;

участвует в разработке планов взаимодействия морских и авиационных спасательных служб федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по проведению поисково-спасательных операций и работ по ЛРН в море;

организует через ГМСКЦ сбор и обработку донесений от организаций морского и речного транспорта об аварийных случаях и происшествиях на предприятиях отрасли в сфере морского транспорта;

участвует в работе международных организаций и осуществляет сотрудничество с организациями иностранных государств;

проводит переговоры и участвует в заключении контрактов с иностранными организациями на поставку и сервисное обслуживание технических средств для ликвидации разливов нефти, поисковой, аварийно-спасательной и водолазной техники, а также контрактов на внедрение экологически чистых технологий;

принимает участие в расследовании случаев нарушений судами и объектами морского транспорта требований международных договоров Российской Федерации в части охраны окружающей среды, осуществляет анализ и учет этих случаев;

организует и контролирует проведение учений с целью отработки совместных действий при проведении морских поисковых и аварийно-спасательных работ, а также работ по ЛРН в море с привлечением взаимодействующих российских и иностранных организаций;

организует привлечение организаций, имеющих необходимые технические (технологические) возможности, независимо от их ведомственной принадлежности к ликвидации последствий морских аварий, координирует их действия;

обобщает передовой опыт выполнения поисковых, аварийно-спасательных, буксировочных и водолазных работ, работ по ЛРН в море в Российской Федерации и за рубежом, готовит материалы информационного и рекламного характера по этим работам;

участвует в разработке предложений по развитию и размещению БАСУ, УАСПТР, МСКЦ и МСПЦ, определении количества и дислокации их сил и средств, контролирует уровень их технической оснащенности;

участвует в работе межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке и центральной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей транспортного комплекса.

10. Федеральные государственные унитарные предприятия БАСУ - Мурманское, Балтийское, Дальневосточное и Сахалинское и федеральные государственные унитарные предприятия УАСПТР - Новороссийское и Северо-Каспийское и их филиалы являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на региональном уровне и осуществляют следующие функции по организации и выполнению работ по предупреждению и ЛРН в соответствующих региональных (бассейновых) зонах ответственности:

обеспечение аварийно-спасательной готовности и готовности по ЛРН в море в соответствии с обязательствами Российской Федерации по международным конвенциям и решениями Правительства Российской Федерации и на договорной основе с российскими и иностранными организациями;

проведение аварийно-спасательных и судоподъемных работ, работ по ЛРН в море, на внутренних водных путях, в морских и речных портах;

осуществляют подводно-технические (водолазные) работы в Российской Федерации и за ее пределами, включая работы по разведке нефтяных месторождений и обслуживание буровых работ;

согласовывают планы организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти на морских акваториях по предупреждению и ЛРН в море для ЧС регионального и федерального уровней в соответствующих региональных (бассейновых) зонах ответственности;

участвуют в разработке и согласовании федерального и региональных планов в зонах своей ответственности по предупреждению и ЛРН в море;

участвуют в международных мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера;

организуют проведение комплексных учений и штабных тренировок по отработке действий по ЛРН.

11. Федеральные государственные учреждения - администрации морских портов являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне и осуществляют следующие функции по организации и выполнению работ по предупреждению и ЛРН в зонах ответственности морских портов:

осуществляют контроль за технической эксплуатацией портовых сооружений и объектов в части обеспечения безопасной обработки и хранения грузов, а также погрузки и разгрузки судов в морском порту;

организуют взаимодействие МСКЦ, МСПЦ с ГМСКЦ ФГУ "Госморспасслужба России" и АСФ(н);

руководят мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и по ликвидации последствий такого загрязнения;

организуют несение аварийно-спасательной готовности и готовности по ЛРН (далее - АСГ/ЛРН) во взаимодействии с ФГУ "Госморспасслужба России" и ФГУП "Росморпорт";

осуществляют контроль за обеспечением экологической безопасности в морских портах;

организуют в морских портах проведение организациями морского транспорта мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляют контроль за их выполнением;

разрабатывают и утверждают в установленном порядке планы администраций морских портов по предупреждению и ЛРН в море;

согласовывают планы и календарные планы организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти на морских акваториях, по предупреждению и ЛРН в море для ЧС локального уровня в соответствующих зонах ответственности.

12. ФГУП "Росморпорт" и его филиалы являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне и осуществляют следующие функции по предупреждению и ЛРН в море на своих объектах:

оказывают услуги судам на подходах и непосредственно в акватории морских портов по организации и обеспечению бункеровки судов топливом, сбору судовых льяльных вод и нефтепродуктов и их очистке;

принимают участие в проведении аварийно-спасательных работ;

принимают участие в проведении работ по ликвидации последствий загрязнения акваторий и территорий морских портов;

взаимодействует с ФГУ "Госморспасслужба России" и администрациями морских портов по организации и несению АС/ЛРН - готовности по ЛРН.

13. Федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, находящиеся в ведении Росморречфлота, осуществляют функции по подготовке и обучению морских АСФ(н) и спасателей.

14. Координационными органами функциональной подсистемы являются:

на федеральном и региональном уровнях - комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) Росморречфлота;

на объектовом уровне - КЧС организаций, находящихся в ведении Росморречфлота, КЧС организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях.

15. Компетенция КЧС, а также порядок принятия ими решений определяются положением о них или в решениях об их образовании.

КЧС Росморречфлота возглавляется руководителем Росморречфлота.

КЧС организаций, находящихся в ведении Росморречфлота, КЧС организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов на морских акваториях, возглавляется руководителем организации или его заместителем.

16. Основу сил и средств постоянной готовности функциональной подсистемы составляют морские профессиональные АСФ(н) федеральных государственных унитарных предприятий "Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление", "Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление", "Сахалинское бассейновое аварийно-спасательное управление", "Дальневосточное бассейновое аварийно-спасательное управление", "Новороссийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ", "Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ", их филиалов, а также МСКЦ и МСПЦ.

17. К силам и средствам функциональной подсистемы относятся имеющиеся в составе БАСУ, УАСПТР и их филиалов многоцелевые, спасательные и специализированные суда, катера и плавсредства, предназначенные для работ по ЛРН, морские специализированные подразделения, укомплектованные подготовленным и аттестованным в установленном порядке персоналом и оснащенные оборудованием и техническими средствами ЛРН в море, а также силы и средства собственных или привлекаемых по договору морских профессиональных АСФ(н) организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях, привлекаемых к мероприятиям по ЛРН в соответствии с планами по предупреждению и ЛРН в море.

18. В целях поддержания постоянной готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы к выполнению поставленных задач для оперативного реагирования на разливы нефти на морских бассейнах, в БАСУ, УАСПТР, а также в морских портах должно быть организовано круглосуточное дежурство сил и средств ЛРН (далее - сил постоянной готовности) в соответствии с Положением об организации аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте, утвержденным Приказом Минтранса России от 7 июня 1999 г. N 32 <1>. В зоне ответственности каждого БАСУ, УАСПТР на дежурстве должно находиться многоцелевое спасательное судно или буксирно-спасательное судно с оборудованием ЛРН, морспецподразделение по ЛРН с соответствующим оборудованием, вспомогательные суда и плавсредства.

--------------------------------

<1> По заключению Минюста России от 1 сентября 1999 г. N 7127-ЭР в государственной регистрации не нуждается.

Состав и структура федеральных сил постоянной готовности определяются Росморречфлотом на основании предложений ФГУ "Госморспасслужба России", БАСУ и УАСПТР, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ЛРН, с учетом требований законодательства Российской Федерации.

19. Организации независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях, обеспечивают поддержание в готовности сил и средств собственных АСФ(н) или привлекаемых по договорам морских профессиональных АСФ(н), их взаимодействие с органами управления и силами функциональной подсистемы в соответствии с планами по предупреждению и ЛРН в море.