Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.2. Существенные признаки промышленного образца и их выявление

Признаки, определяющие внешний вид изделия и воплощенный в нем промышленный образец, подразделяются на существенные признаки и несущественные. Существенные признаки промышленного образца принимаются во внимание при проверке новизны и оригинальности промышленного образца (абзац второй пункта 1 статьи 1352 Кодекса).

К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности, форму, конфигурацию, орнамент и сочетание цветов (абзац третий пункта 1 статьи 1352 Кодекса).

Виды признаков, которые могут быть признаны существенными признаками промышленного образца, указаны также в абзаце четвертом пункта 9.9.4.4.1 (1) Регламента. Это линии, контуры, декор изделия, текстура или фактура материала изделия и/или его орнаментация.

Вместе с тем для подтверждения существенности признака внешнего вида изделия тот факт, что исследуемый признак является признаком формы изделия или его конфигурации, признаком орнаментации или сочетания цветов, линией или контуром или декором изделия, текстурой или фактурой материала изделия и/или его орнаментацией, не является достаточным.

Из процитированного выше положения Кодекса следует, что необходимым условием отнесения признака промышленного образца к существенным является признание его признаком, определяющим эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия. Таким образом, выявление существенных признаков промышленного образца подразумевает, прежде всего, выявление эстетических и (или) эргономических особенностей, присущих внешнему виду изделия, представленного на изображениях, и оценку роли признаков в формировании этих эстетических и (или) эргономических особенностей.

Положениями п. 9.9.4.4.1 (2) Административного регламента установлено, что к эстетическим и (или) эргономическим особенностям внешнего вида изделия могут быть отнесены, в частности:

художественно-информационная выразительность;

рациональность формы, целостность композиции;

эргономичность.

Эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия могут проявляться, например, в том, что:

обеспечена соподчиненность частей относительно доминирующего элемента, способствующая целостному восприятию композиции (для объектов с развитой пространственной структурой);

обеспечена полная досягаемость зон органов управления с учетом последовательности использования и досягаемости каждого (для пультов пилотских кабин, автомобиля и т.д.);

упаковка оформлена в виде старинной шкатулки, а этикетка имитирует истлевший папирус (для коллекционных сортов чая и марочных вин соответственно);

обеспечены учет влияния среды и защита от вандализма;

обеспечено удобство пользования (спортивный инвентарь и оборудование, армейское снаряжение, сложная бытовая электротехника);

зрительный образ отражает непроизводственный, бытовой характер машины (для садово-огородного минитрактора);

в образной характеристике машины скрыто ее сугубо специальное назначение с целью психологической компенсации физической неполноценности ребенка (для веломобиля для детей-инвалидов).

При выявлении признаков внешнего вида изделия, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, целесообразно принимать во внимание следующие рекомендации.

(1) Признак промышленного образца не может быть существенным или несущественным сам по себе. Существенность каждого отдельного признака внешнего вида изделия определяется его "ролью" в композиции внешнего вида изделия и определяется в результате анализа внешнего вида изделия, представленного на изображениях. При анализе учитывается степень влияния признака на эстетические или эргономические особенности внешнего вида изделия в целом (эстетический и (или) эргономический результат) по сравнению с влиянием других признаков на те же эстетические или эргономические особенности.

(2) При анализе существенности признаков целесообразно принимать во внимание вид изделия, к которому относится промышленный образец, является ли оно объемным или плоскостным.

В практике экспертизы, в случае объемных изделий промышленного дизайна, как правило, роль существенных признаков выполняют признаки, характеризующие формообразование, состав, взаимное расположение и пластическое решение элементов изделия. Признаки же, характеризующие орнаментальную, колористическую, фактурную проработки внешнего вида изделия, могут относиться как к существенным признакам, так и к несущественным.

В случае плоскостных изделий к существенным признакам, прежде всего, могут быть отнесены признаки, характеризующие композиционное построение, шрифтовые, изобразительные, орнаментальные элементы, цветографическое и колористическое решения. Например, для этикеток в большинстве случаев существенными признаками будут композиционное построение, изобразительный мотив, шрифтовая графика, характер ее расположения и начертания, колористическое решение. Форма же этикеток не всегда является существенным признаком.

Упаковка может быть выполнена и как объемное изделие, и как плоскостное. Соответственно, для объемной упаковки-коробки ее интересная форма может быть основным существенным признаком, а для плоской упаковки-пакетика основными существенными признаками - изобразительный элемент и его цветографическое решение.

(3) Выявление существенных признаков промышленных образцов проще проводить при сравнительном анализе промышленных образцов, относящихся к изделиям сходного внешнего вида того же или однородного назначения (аналогового ряда). Поэтому целесообразно выявлять существенные признаки заявленного промышленного образца после проведения информационного поиска путем сравнения заявленного промышленного образца и промышленных образцов, составляющих аналоговый ряд найденных при поиске промышленных образцов, относящихся к изделиям сходного внешнего вида того же или однородного назначения.

(4) При определении существенности признаки могут быть разделены на существенные и несущественные по степени их влияния на формирование общего зрительного впечатления, оставляемого внешним видом изделия (абзацы пятый и шестой подпункта (1) пункта 9.9.4.4.1 Регламента), по принадлежности их к доминантным либо нюансным признакам.

Доминантными являются господствующие признаки. Это элементы внешнего вида, явно выделяющиеся из признаков, образующих композицию, своим размером, формой, конфигурацией, образностью, тоном, цветом и другими свойствами.

Существенные признаки промышленного образца, как правило, являются доминантными и поэтому оставляют зрительное впечатление.

К нюансным признакам относятся признаки, недостаточно выразительные, зрительно мало различимые <*>. В промышленном дизайне - это беспредельно разнообразная гамма вариантов в тончайших отношениях различных материалов, пластики, фактуры, графики, отделок, цвета и т.п. Мысленное исключение или включение этих признаков в совокупность признаков внешнего вида изделия не приводит к изменению зрительного впечатления, оставляемого изделием, поэтому, как правило, они признаются несущественными.

--------------------------------

<*> Нюанс - (франц. nuance), оттенок, едва заметный переход в интонациях речи, в значении слов, в красках и т.д.

Например, рассмотрим промышленный образец "Печенье" (фиг. 1)

00000001.png