Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2007 N КАС07-225 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 21 марта 2007 года N ГКПИ06-1521, которым было оставлено без удовлетворения заявление об отмене Постановления Правительства РФ от 08.06.2006 N 357 "О Федеральной целевой программе "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)">
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В.,
Анохина В.Д.,
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К., отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 8 июня 2006 г. N 357 "О Федеральной целевой программе "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)" по кассационной жалобе заявителей на решение Верховного Суда РФ от 21 марта 2007 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" Невровой И.В. и заявителя К., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя Правительства РФ Никитина И.И., считавшего кассационную жалобу необоснованной, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2006 г. N 357 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)".
К. и отделение международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании данного Постановления Правительства РФ недействующим, сославшись на несоответствие его требованиям федерального закона, международным нормам права и на нарушение этим актом прав граждан на благоприятную окружающую среду, на участие граждан в принятии экологически значимых решений.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене судебного решения. В обоснование кассационной жалобы заявители ссылаются на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Как следует из характеристики проблемы (раздел 1 Федеральной целевой программы), утвержденная Правительством РФ Программа предусматривает комплексный подход к решению проблем дальнейшего развития г. Сочи с учетом необходимости соблюдения оптимального равновесия между курортно-оздоровительным и спортивным использованием данной территории.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", действовавшей в редакции на момент принятия оспариваемого правового акта, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежали проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых могла привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технические и инструктивно-методические документы, утверждаемые органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующие хозяйственную и иную деятельность, которая могла оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, за исключением проектов индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую экспертизу.
Кроме того, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежали материалы, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе, в частности, проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду.
Из материалов дела следует, что проект Федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)" прошел государственную экологическую экспертизу после утверждения ее Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2006 г. N 357 (оспоренным по настоящему делу).
Согласно заключению экспертной комиссии представленные на экспертизу проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)" и Федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)" по своему составу и содержанию соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов в области охраны окружающей среды и природопользования; проекты строительства и реконструкции объектов, поименованных в Федеральной программе "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)", должны быть представлены на государственную экологическую экспертизу в установленном законодательством порядке.
Данное заключение экспертной комиссии утверждено Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26 октября 2006 г. N 402.
С учетом изложенных обстоятельств, а также с учетом того, что Правительство РФ, утверждая данную Программу, не вышло за пределы предоставленных ей законом полномочий, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания данного правового акта Правительства РФ незаконным (недействующим).
Довод в кассационной жалобе о незаконности заключения государственной экологической экспертизы не может свидетельствовать о незаконности судебного решения.
Согласно части 1 статьи 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Требование о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы согласно ст. 27 ГПК РФ не отнесено к подсудности Верховного Суда РФ. Правом на судебное обжалование экспертного заключения в соответствии с установленной подсудностью заявители не воспользовались.
При таком положении Верховный Суд РФ, отказывая в признании Постановления Правительства РФ незаконным, правомерно отверг как необоснованный довод заявителей о незаконности заключения государственной экологической экспертизы.
Несостоятельна ссылка в кассационной жалобе на отсутствие у Росприроднадзора полномочий по утверждению заключения государственной экологической экспертизы.
Как пояснили представители Правительства РФ, именно Росприроднадзору (Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, входящей в состав Министерства природных ресурсов РФ) были поручены организация и проведение государственной экологической экспертизы Программы в целом, в том числе и проекта Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)".
Таким образом, Росприроднадзор был уполномочен Правительством РФ провести данную конкретную экспертизу, положительное заключение которой и было утверждено Приказом Росприроднадзора от 26 октября 2006 г.
В кассационной жалобе заявители утверждают, что на экологическую экспертизу не были направлены Постановление Правительства РФ от 8 июня 2006 г. N 357, утвердившее Программу, и сама Программа.
Однако данный довод опровергается содержанием экспертного заключения (л.д. - 158, 160, 162 - 171), из которого следует, что предметом экспертного исследования являлась и сама Программа, в отношении которой дано также положительное заключение.
Кроме того, на заседание Кассационной коллегии представлено новое (повторное) положительное заключение государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении проекта Федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)". Данное заключение утверждено Приказом Росприроднадзора от 16 апреля 2007 г. N 88.
Как следует из содержания данного заключения, помимо самого объекта (Программы) на экспертизу были представлены и материалы обсуждений этого объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и заинтересованной общественностью от 27.01.2007; 28.01.2007; 02.02.2007 г. Сочи.
Необоснованным является и довод в кассационной жалобе о том, что экспертизе подлежали раздельно как самостоятельные объекты сама Программа и Постановление Правительства РФ об утверждении этой Программы (как проект правового акта).
В рассматриваемом случае правовой акт (Постановление Правительства РФ об утверждении Программы) и сама Программа представляют собой единый акт, который в полном объеме был подвергнут экспертизе.
Кроме того, из содержания самого Постановления Правительства РФ, которым утверждена Программа, какого-либо объекта для самостоятельного объекта исследования государственной экологической экспертизы не усматривается.
Не может служить основанием для отмены судебного решения, а следовательно, и для признания незаконным оспоренного Постановления Правительства РФ, и довод в кассационной жалобе о том, что проведение государственной экологической экспертизы было осуществлено после принятия Правительством РФ оспоренного Постановления.
На день рассмотрения дела судом первой инстанции заключение такой экспертизы имелось, а на день рассмотрения дела кассационной инстанцией имелось и повторное (положительное) заключение экспертизы.
Какие-либо доказательства, которые бы свидетельствовали о фактическом возведении конкретных объектов Программы (о реализации Программы), суду не представлены.
В кассационной жалобе заявители утверждают, что и по существу оспоренный акт Правительства РФ противоречит нормам ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Земельного кодекса РФ, ФЗ "Об охране окружающей среды".
С таким утверждением авторов кассационной жалобы Кассационная коллегия согласиться не может.
В судебном решении приведены нормы названных Федеральных законов и изложены мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии противоречий между оспоренным актом и требованиями закона.
С изложенными мотивами Верховного Суда РФ Кассационная коллегия согласна, поскольку судом при вынесении решения дано правильное толкование норм материального права в отличие от предлагаемого заявителями в кассационной жалобе толкования закона.
Довод заявителей в кассационной жалобе о противоречии оспоренного акта требованиям Конвенции об охране природного и культурного наследия ЮНЕСКО является также необоснованным.
Материалы дела свидетельствуют, что оспариваемая Программа не предусматривает строительство каких-либо объектов на территории Кавказского государственного биосферного заповедника. Строительство ряда объектов предполагается в буферной зоне заповедника.
Программа соответствует содержанию ст. 4 Конвенции, согласно которой каждое государство (участник Конвенции) признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, расположенного на его территории, возлагается прежде всего на него.
Строительство объектов, предусмотренных Программой, отвечает требованиям, предъявляемым законодательством об особо охраняемых территориях к зонированию территорий национальных парков.
Как пояснили представители Правительства РФ, характер предполагаемого Программой воздействия на охраняемые природные объекты и комплексы будет соответствовать параметрам, исключающим перевод объекта Всемирного наследия из списка всемирного наследия в список "Всемирное наследие в опасности".
Кроме того, как следует из самой Программы и экспертных заключений по ней, при решении вопросов, связанных с выбором площадок и размещением на местности проектируемых объектов, возможны варианты. При размещении конкретных объектов с учетом режима охраны природных объектов они будут также подвергнуты экологической экспертизе.
С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
решение Верховного Суда РФ от 21 марта 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителей - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Г.В.МАНОХИНА
В.Д.АНОХИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей