Определение Конституционного Суда РФ от 19.03.2009 N 260-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Райзера Александра Евгеньевича на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 79 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 марта 2009 г. N 260-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА РАЙЗЕРА АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 79
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПУНКТА 1 СТАТЬИ 56 ВОЗДУШНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУНКТОМ 1 СПИСКА ДОЛЖНОСТЕЙ
РАБОТНИКОВ ЛЕТНОГО СОСТАВА, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО
НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ПО ПРАВИЛАМ СТАТЬИ 79 ЗАКОНА
РСФСР "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.Е. Райзера вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин А.Е. Райзер в период с 1977 года по 1988 год работал в Челябинском объединенном авиаотряде в должностях бортпроводника и бортоператора. С 21 апреля 1997 года ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с частью первой статьи 79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" как члену летного экипажа воздушного судна гражданской авиации. 17 февраля 2000 года комиссией по назначению пенсий Управления пенсионного обеспечения населения Сосновского района Челябинской области было принято решение о прекращении выплаты А.Е. Райзеру пенсии, мотивированное тем, что согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, введенного в действие 1 апреля 1997 года, бортпроводники входят в состав кабинного экипажа воздушного судна, поэтому права на пенсию за выслугу лет как работники летного состава гражданской авиации не имеют.
Не согласившись с указанным решением, А.Е. Райзер обратился в Сосновский районный суд Челябинской области с иском к Управлению пенсионного обеспечения населения Сосновского района Челябинской области о назначении пенсии, в удовлетворении которого ему было отказано. Данное решение Сосновского районного суда было оставлено в силе Судебной коллегией по гражданским делам Челябинского областного суда. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации А.Е. Райзеру было отказано в передаче дела для рассмотрения судом надзорной инстанции.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.Е. Райзер оспаривает конституционность положения части первой статьи 79 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", устанавливающего условия назначения пенсии за выслугу лет работникам летного и летно-испытательного состава гражданской авиации; пункта 1 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459), относящего к таким категориям работников членов экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов, а также положения пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
По мнению заявителя, оспариваемые нормы в их системной взаимосвязи противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), поскольку не допускают установление пенсии за выслугу лет бортпроводникам и бортоператорам, обратившимся за назначением пенсии после вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации, чем нарушают конституционное право граждан на социальное обеспечение.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.Е. Райзером материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. По смыслу части второй статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность действующих нормативных правовых актов и отказывает в принятии жалобы к рассмотрению в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу до начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (включая часть первую его статьи 79) утратил силу задолго до обращения А.Е. Райзера в Конституционный Суд Российской Федерации.
2.2. Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459 по поручению законодателя в соответствии со статьей 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт "з" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации) (определения от 24 июня 2008 года N 340-О-О; от 16 ноября 2006 года N 512-О; от 21 декабря 2006 года N 579-О).
Что касается положения пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, то разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили. Кроме того, действовавшее в период работы заявителя в должностях бортпроводника и бортоператора законодательство не предусматривало возможность зачета в выслугу лет, дающую право на пенсию работникам летного состава гражданской авиации, периодов работы в должности бортпроводника.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой и частью второй статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Райзера Александра Евгеньевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей