II. Проверка целевого использования товаров, ввезенных для реализации соглашений о разделе продукции

II. Проверка целевого использования товаров, ввезенных

для реализации соглашений о разделе продукции

11. Основаниями для проведения таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, могут являться:

поручение вышестоящего таможенного органа;

данные о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей в отношении условно выпущенных товаров, представляемые подразделением таможенных платежей в соответствии с п. 13 Инструкции по организации взаимодействия подразделений таможенной инспекции с подразделениями экономического блока при проведении таможенного контроля целевого использования условно выпущенных товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, утвержденной распоряжением ФТС России от 26 августа 2005 г. N 390-р;

результаты анализа информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, в том числе полученной при применении системы управления рисками;

результаты рассмотрения материалов (информации), поступивших из структурных подразделений таможенного органа, других таможенных органов Российской Федерации, из налоговых, правоохранительных и иных контролирующих органов, а также иных источников, содержащих данные, свидетельствующие о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных ограничений.

12. Основными направлениями таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, являются:

оприходование товаров и постановка их на баланс организации, полнота и достоверность отражения хозяйственных операций;

анализ документов, представленных в таможенные органы для подтверждения целевого использования товаров;

установление фактов возможной реализации товаров, передачи их в пользование или во владение лицам, не связанным с работами по соглашению, либо распоряжения иными способами в нарушение установленных соглашением ограничений.

13. Ввезенные по соглашению товары по критерию их расходования в процессе работ по реализации соглашения можно условно разделить на две группы:

1) товары, целевое использование которых не видоизменяет данные товары (т.е. не изменяются параметры, качественные характеристики товара, указанные в таможенной декларации), и относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации к основным средствам; это, как правило, товары, с помощью которых осуществляются работы по соглашению (машины, инструменты, приборы и пр.), а также материалы, оборудование и иное имущество, вошедшие составной частью в объекты при строительстве;

2) товары, целевое использование которых видоизменяет данные товары до состояния, отличного от тех характеристик (сведений), которые указаны в таможенной декларации, при этом видоизменяемые товары можно подразделить на:

товары, полностью перерабатываемые в ходе работ по соглашению (расходные материалы, в том числе сырье и комплектующие, полностью потребляемые в процессе работ);

товары, частично перерабатываемые в ходе работ по соглашению, с образованием остатков и отходов.

14. При таможенном контроле за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, таможенным органом на основании пункта 4 статьи 363 ТК России направляется в адрес лиц, пользующихся и (или) владеющих такими товарами (инвестор, оператор, подрядчик, субподрядчик, поставщик), список товаров, ввезенных по соглашению, с требованием предоставить информацию об их использовании и подтверждающие первичные бухгалтерские документы.

Приоритетным при таможенном контроле за целевым использованием товаров является фактический контроль товаров. Для проведения такого контроля необходимо установить фактическое местонахождение товаров. В случае, если на момент проведения таможенного контроля после выпуска ввезенный по соглашению товар был потреблен в ходе работ по реализации соглашения, передан другой организации, участвующей в работах по реализации соглашения (например, субподрядчику и т.п.), находится в пользовании при проведении работ по соглашению, хранится на складе, утрачен в ходе работ по реализации соглашения и т.п., - это должно подтверждаться первичными бухгалтерскими документами. Такими документами могут являться акт приема-передачи, инвентарная карточка учета, акт ввода в эксплуатацию, накладная на внутреннее перемещение, договор на передачу/получение в аренду, акт, подтверждающий утерю, порчу (поломку, износ) товара, акт списания и т.п.

15. На основании полученной информации о фактическом местонахождении товаров, ввезенных по соглашению, должностным лицам подразделения таможенной инспекции рекомендуется провести таможенный контроль в форме осмотра помещений и территорий в порядке, предусмотренном статьей 375 ТК России.

Результаты осмотра помещений и территорий оформляются актом в соответствии с требованиями Приказа ГТК России от 16 сентября 2003 г. N 1023.

16. В случае выявления данных, свидетельствующих о возможном использовании товаров не по целевому назначению, такие данные могут являться основанием для назначения специальной таможенной ревизии в целях определения законности использования товаров (выявление фактов передачи товаров в аренду лицам, не связанным с работами по соглашению; реализации товаров; использования товаров при работах, не связанных с соглашением, и т.п.).

В ходе специальной таможенной ревизии данные, полученные при проведении фактического контроля, следует сопоставить с данными бухгалтерского учета в целях установления достоверности отражения операций по движению товара (при распоряжении, реализации) на счетах бухгалтерского учета.

17. При проверке достоверности отражения хозяйственных операций, указанных в бухгалтерском учете инвестора, следует учитывать основные требования, установленные Законом "О бухгалтерском учете".

В соответствии со статьей 9 Закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые инвестором, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если составлены по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России и содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование документа;

дату составления документа;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных лиц.

В зависимости от вида хозяйственной операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Исправления в первичные учетные документы (за исключением кассовых и банковских документов) могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

В соответствии со статьей 10 Закона "О бухгалтерском учете" хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета, формируемых на основе информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Отражение таких операций должно осуществляться в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности инвестор согласно статье 12 Закона "О бухгалтерском учете" обязан проводить инвентаризацию имущества и обязательств.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем инвестора, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации инвестора;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

18. В соответствии со статьей 14 Закона "О соглашениях о разделе продукции" учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора по соглашению осуществляется по каждому отдельному соглашению, а также обособленно от такого учета при выполнении им иной деятельности, не связанной с соглашением. Порядок учета определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Ведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствии со статьей 7 Закона "О соглашениях о разделе продукции" может осуществляться инвестором или по поручению инвестора оператором соглашения. При этом предмет деятельности оператора должен быть ограничен организацией работ по соглашению.

В качестве оператора могут выступать созданные инвестором на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые инвестором для организации работ по соглашению юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед Российской Федерацией за действия оператора соглашения как за свои собственные действия.

20. Ведение бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности инвестором (оператором) осуществляются в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Согласно статье 4 Закона "О бухгалтерском учете" данный Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установило для иностранных юридических лиц, действующих в Российской Федерации через свои обособленные подразделения (филиалы и представительства, действующие на территории Российской Федерации), право вести бухгалтерский учет по правилам страны нахождения иностранной организации, если данные правила не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.

При этом в соответствии со статьей 14 Закона "О соглашениях о разделе продукции" и Указаниями Минфина России бухгалтерский учет операций при выполнении работ по соглашению ведется в валюте Российской Федерации (рублях) или в иностранной валюте, если последнее определено в соглашении применительно к иностранным инвесторам. В случае если ведение бухгалтерского учета в соглашении определено в иностранной валюте, то бухгалтерская отчетность, представляемая в государственные органы, должна содержать построчные данные, исчисленные как в иностранной валюте, так и в рублях. Пересчет отчетных данных, выраженных в иностранной валюте, в рубли производится по курсу Банка России на дату составления отчетности.

При проведении таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, необходимо учитывать, что таможенным законодательством Российской Федерации на инвестора не возложена обязанность по представлению таможенным органам отчетности в отношении товаров, ввезенных по соглашению, а также по заполнению на русском языке документов, представляемых по запросам таможенных органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров. В связи с этим в случаях, когда бухгалтерская документация ведется инвестором (оператором) в иностранной валюте на иностранном языке, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 Указаний Минфина России документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности при выполнении соглашения о разделе продукции, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность должны осуществляться инвестором (оператором) на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

В соответствии со статьей 408 ТК России, закрепляющей право таможенных органов на получение от государственных органов и организаций информации, необходимой для выполнения своих функций в соответствии с ТК России, рекомендуется в рамках взаимодействия таможенных органов на этапе контроля после выпуска товаров с другими государственными органами использовать для целей таможенного контроля информацию, содержащуюся в бухгалтерской отчетности, представляемой в данные государственные органы в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете".

21. В соответствии со статьей 6 Закона "О бухгалтерском учете" инвестор (оператор) самостоятельно формирует свою учетную политику, в которой раскрывается информация о способах ведения бухгалтерского учета, применяемых при исполнении работ по соглашению.

Следует иметь в виду, что принятая инвестором (оператором) учетная политика должна быть утверждена приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. Изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

22. В соответствии со статьей 13 Закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность инвестора (оператора) по исполнению соглашения, представляемая государственному органу в соответствии с законодательством Российской Федерации, состоит из следующих типовых форм бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним (отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета), пояснительная записка, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности инвестора (оператора), если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Дополнительно в соответствии с пунктом 9 Указаний Минфина России инвестором (оператором) представляется отчет о целевом направлении затрат инвестора, подлежащих возмещению за счет компенсационной продукции при реализации соглашения по форме, приведенной в приложении к Указаниям Минфина России.

23. В соответствии со статьей 17 Закона "О бухгалтерском учете" и пунктом 2 Указаний Минфина России инвестор (оператор) обязан хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую отчетность и справочные материалы, использованные при составлении бухгалтерской отчетности, не менее пяти лет после года, следующего за годом окончания работ по соглашению. Вся информация, связанная с составлением бухгалтерской отчетности, хранится на территории Российской Федерации и представляется по требованию налоговых и других уполномоченных государством органов.

24. При осуществлении таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, необходимо в первую очередь проанализировать отражение в бухгалтерском учете операций, осуществляемых в рамках соглашения.

В соответствии с Указаниями Минфина России операции по соглашению в системе бухгалтерского учета у инвестора, который самостоятельно (без привлечения какой-либо компании в качестве оператора) осуществляет деятельность по соглашению, отражаются на следующих бухгалтерских счетах: 01 "Основные средства"; 08 "Вложения во внеоборотные активы"; 10 "Материалы", 15 "Заготовление материалов", 16 "Отклонения в стоимости материалов", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"; 91 "Прочие доходы и расходы"; 51 "Расчетные счета"; 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"; 99 "Прибыли и убытки"; 001 "Арендованные основные средства".

Все расходы, связанные с приобретением, созданием объектов основных средств и доведением их до состояния возможного использования, отражаются на счете 08. При этом должна соблюдаться следующая корреспонденция счетов:

Дт 08 Кт 60 - оприходованы полученные от поставщика объекты основных средств;

Дт 01 Кт 08 - ввод основных средств в эксплуатацию, оформление акта приемки-передачи.

На счете 01 основные средства числятся до момента их выбытия или списания. Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях его продажи, прекращения использования вследствие морального или физического износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации либо паевой фонд, передачи по договору мены, дарения, внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности, выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации, частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции, в иных случаях.

Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

В процессе изучения учетных данных (инвентарных карточек) необходимо установить места размещения объектов основных средств и сопоставить полученную информацию с данными о фактическом местонахождении товаров, полученными в ходе осмотра помещений и территорий.

В случае, если товары, ввезенные по соглашению, используются подрядчиками, субподрядчиками на условиях аренды, учет арендованных основных средств ведется на счете 001 по арендодателям отдельно по каждому объекту (по инвентарным номерам арендодателя).

Имущество, по которому право собственности в соответствии со статьей 11 Закона "О соглашениях о разделе продукции" перешло от инвестора к государству, списывается с баланса инвестора (оператора) в общеустановленном порядке с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы", при этом в части имущества, стоимость которого подлежит возмещению, указанные счета по дебету корреспондируют с кредитом счетов 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", а по кредиту - со счетом 76 "Прочие дебиторы и кредиторы" субсчет "Обязательства по соглашению о разделе продукции". Указанное имущество учитывается инвестором (оператором) за балансом до окончания срока действия соглашения.

Все расходы, связанные с приобретением материально-производственных запасов (сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов и пр.), отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с методом, указанным в учетной политике организации, либо по фактической себестоимости заготовления по дебету счета 10 "Материалы" в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (основание: отгрузочные документы поставщика), либо по учетным ценам с использованием счетов 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".

Списание материально-производственных запасов в рамках соглашения производится указанным в учетной политике методом (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов) на расходы по деятельности в рамках соглашения, которые отражаются в учете по дебету счета 20 "Основное производство" в корреспонденции с кредитом 10 "Материалы" (основание: накладная на передачу материалов в производство, лимитно-заборная карта). Передача материально-производственных запасов на переработку иным лицам (подрядчикам, субподрядчикам) оформляется накладной на передачу материалов. Такие материалы могут быть списаны только в случаях предоставления документов, подтверждающих факт использования их в производстве (отчет об использовании материалов, накладная на отпуск материалов в производство).