I. Общие положения

1. Методические рекомендации по проведению таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации для реализации соглашений о разделе продукции (далее - Методические рекомендации), предназначены для использования должностными лицами таможенных органов Российской Федерации при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации для реализации соглашений о разделе продукции и выпущенных условно с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, налогов, за использованием таких товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот (далее - таможенный контроль за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению). Методические рекомендации направлены на обеспечение единообразного применения таможенного законодательства Российской Федерации при таможенном контроле после выпуска товаров.

2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

1) Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК России);

2) Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон "О соглашениях о разделе продукции");

3) Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс);

4) Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон "О бухгалтерском учете");

5) Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).

3. При проведении таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению о разделе продукции и выпущенных условно с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, следует руководствоваться нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 Методических рекомендаций, а также:

1) Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 25 "Об утверждении перечня документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в таможенные органы Российской Федерации для освобождения от уплаты таможенной пошлины на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения, а также вывозимую с таможенной территории Российской Федерации продукцию, произведенную в соответствии с условиями соглашения";

2) Приказом ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (зарегистрирован Минюстом России 1 июня 2007 г., рег. N 9585);

3) Приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. N 1023 "Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению" (зарегистрирован Минюстом России 13 октября 2003 г., рег. N 5170) (далее - Приказ ГТК России от 16 сентября 2003 г. N 1023);

4) Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 1998 г., рег. N 1598) (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности);

5) Указаниями по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций по исполнению соглашений о разделе продукции, утвержденными Приказом Минфина России от 11 августа 1999 г. N 53н (далее - Указания Минфина России);

6) Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается - письмо Минюста России от 09.02.2009 N 9558-ЮД);

7) Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России 30 марта 2001 г. N 26н (зарегистрирован Минюстом России 28 апреля 2001 г., рег. N 2689);

8) Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально- производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2001 г., рег. N 2689);

9) Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2002 г., рег. N 3248);

10) Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России 13 октября 2003 г. N 91н (зарегистрирован Минюстом России 21 ноября 2003 г., рег. N 5252).

4. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона "О соглашениях о разделе продукции" при выполнении соглашения о разделе продукции (далее - соглашение) применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.

Главой 26.4 части 2 Налогового кодекса установлен специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Законом "О соглашениях о разделе продукции". Данный налоговый режим согласно пункту 9 статьи 346.35 Налогового кодекса предусматривает освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке.

Согласно пункту 2 статьи 151 ТК России условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

С учетом статьи 2 Закона "О соглашениях о разделе продукции" товары, ввезенные для реализации соглашения, могут использоваться для целей выполнения работ, связанных с реализацией инвестором прав на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении. Все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, определяются соглашением в соответствии с положениями Закона "О соглашениях о разделе продукции".

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона "О соглашениях о разделе продукции" работы, предусмотренные соглашением, выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением.

На основании статьи 16 Закона "О соглашениях о разделе продукции" инвестор вправе передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или гражданину (физическому лицу) только с согласия Российской Федерации, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы. Передача прав и обязанностей оформляется актом, являющимся неотъемлемой частью соглашения. С согласия Российской Федерации инвестор может использовать принадлежащее ему имущество в качестве залога для обеспечения своих обязательств по договорам, заключаемым в связи с исполнением соглашения, с соблюдением при этом требований гражданского законодательства Российской Федерации.

При проведении таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона "О соглашениях о разделе продукции" соглашения, заключенные до вступления в силу названного Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения данного Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.

Согласно пункту 15 статьи 346.35 Налогового кодекса в отношении товаров, ввезенных для реализации соглашений, заключенных до вступления в силу Закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия освобождения от уплаты налогов, которые предусмотрены такими соглашениями.

До вступления в силу Закона "О соглашениях о разделе продукции" были заключены следующие соглашения:

по проекту "Сахалин-1" от 30 июня 1995 г.;

по проекту "Сахалин-2" от 22 июня 1994 г.;

по проекту "Харьягинское месторождение" от 20 декабря 1995 г.

5. В соответствии с Концепцией развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденной Приказом ФТС России от 7 декабря 2007 г. N 1516, субъектами таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, являются таможенные органы Российской Федерации; объектами таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, - правоотношения, возникающие в сфере контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации после выпуска товаров, ввезенных по соглашению; предметами - товары, ввезенные по соглашению и выпущенные условно с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

6. Таможенный контроль за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, может проводиться в следующих формах:

проверка документов и сведений (статья 367 ТК России);

получение пояснений (статья 369 ТК России);

таможенное наблюдение (статья 370 ТК России);

осмотр помещений и территорий (статья 375 ТК России);

таможенная ревизия (общая и (или) специальная) (статья 376 ТК России).

7. Таможенный контроль за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, проводится уполномоченными должностными лицами подразделений таможенной инспекции таможенных органов Российской Федерации (далее - должностные лица подразделений таможенной инспекции).

В случае необходимости к проведению таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, могут привлекаться должностные лица иных подразделений таможенных органов Российской Федерации.

8. Таможенный контроль за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, может проводиться таможенными органами во взаимодействии с другими государственными контролирующими органами.

9. При проведении таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, должностному лицу подразделения таможенной инспекции необходимо использовать информацию, содержащуюся в документах, представленных при таможенном оформлении в соответствии с требованиями Приказа ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом", а также рекомендуется использовать информацию, содержащуюся в:

соглашении о разделе продукции;

приказе об учетной политике инвестора, рабочем плане счетов;

выписке из счетов бухгалтерского учета;

банковских выписках по счетам, платежных документах, оформляемых при осуществлении операций по счетам;

программах, проектах и планах работ по соглашению;

сметах на работы по соглашению;

документах, подтверждающих приобретение товара, добычу продукции;

документах, подтверждающих местонахождение товара, право на распоряжение товаром либо его использование (акты приема-передачи товара, акты ввода в эксплуатацию, акты, подтверждающие утрату либо порчу товара, акты списания и т.п.);

грузовых таможенных декларациях, подтверждающих помещение товаров под иной таможенный режим, вследствие чего товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем.

10. В настоящих методических рекомендациях описывается схема проведения таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных по соглашению, основанная на базовой ситуации отражения в документах бухгалтерского учета деятельности по соглашению о разделе продукции. На практике структура управления такой деятельностью может быть гораздо сложнее. Как правило, в соглашении участвует не один инвестор, а несколько. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации инвесторы могут создавать различные объединения на основе договора о совместной деятельности, а функции оперативного управления процессами в рамках соглашения о разделе продукции могут делегировать специально назначенному оператору. Кроме того, между инвесторами могут заключаться различного вида договоры (агентские, купли-продажи, мены и т.п.), что несколько усложняет схему хозяйственных операций и, соответственно, их учет.