III. Действия органов здравоохранения/компетентных органов в аэропорте прибытия

Для эффективного регулирования событий, имеющих отношение к сфере здравоохранения, на борту самолета и для минимизации неблагоприятного воздействия таких событий на пассажиров и работу аэропорта соответствующий компетентный орган <7> должен предпринять действия в соответствии с национальными процедурами надзора в сфере здравоохранения и ответных действий, планом действий аэропорта в чрезвычайных ситуациях, связанных с событиями, имеющими отношение к сфере здравоохранения, и международными требованиями, и решить следующие проблемы среди прочих <8>:

--------------------------------

<7> "Компетентный орган" означает орган, отвечающий за осуществление и применение здравоохранительных мер в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005).

<8> См. Блок 3 специальный контрольный перечень для прилетающих или вылетающих больных пассажиров (включая членов экипажа).

(1) Согласовывать свои действия с владельцем аэропорта/руководством аэропорта для обеспечения места стоянки для самолета.

(2) Согласовывать свои действия с руководством аэропорта для предоставления удостоверений личности и эскортов из сотрудников охраны медицинскому персоналу и специалистам по устранению чрезвычайных ситуаций, которым требуется доступ в изолированные зоны аэропорта.

(3) Сделать соответствующие уведомления об инциденте.

(4) Способствовать осуществлению мероприятий и контролировать их выполнение, включая соглашения или меморандумы о взаимопонимании с соответствующими организациями, медицинскими пунктами, руководством аэропорта, авиакомпаниями и поставщиками услуг для регулирования прибытия пассажира (пассажиров), у которых наблюдаются симптомы заболевания, включая очистку от таможенных пошлин.

(5) Обеспечить необходимый транспорт для пассажиров с подозрением на заболевание, представляющее опасность для общественного здоровья, который доставит их для дальнейшей оценки состояния здоровья, карантина, изоляции и лечения в предназначенное для данной цели учреждение, если это необходимо.

(6) Сотрудничать с другими местными органами здравоохранения, медицинскими службами и другими организациями для содействия по уходу за пассажирами и экипажем, если они размещаются в учреждениях временной медицинской помощи или карантина, желательно подальше от аэропорта.

(7) Провести дальнейшую оценку риска для общественного здоровья в связи с прилетом и отлетом больных пассажиров и пассажиров с подозрением на заболевание. Необходимо уделить внимание местным протоколам, специфическим для заболевания, и проводить оценку состояния здоровья при первой же возможности после высадки из транспортного средства.

(8) Вместе с владельцем аэропорта создать специальную зону (зоны) для проведения оценки состояния здоровья пассажира (пассажиров) с симптомами заболевания. Эта зона (зоны) должна вмещать необходимое число пассажиров и обеспечивать неприкосновенность частной жизни, хорошее освещение, надлежащую вентиляцию, доступ к специально выделенному для этих людей туалету и телекоммуникациям.

(9) Согласовывать свои действия с таможенными и иммиграционными службами и другими федеральными партнерами для адекватной очистки пассажиров, багажа, личных вещей и т.д.

(10) Разработать стратегию информирования, обеспечивающую своевременное обучение и информирование соответствующих органов, владельца аэропорта, эксплуатантов воздушных судов и поставщиков услуг об их обязанностях, определенных в планах действий в чрезвычайных ситуациях. Эксплуатанты воздушных судов и другие поставщики услуг, организации и органы должны получить рекомендации в отношении мер общественного здравоохранения, принимаемых при прилете и вылете в ответ на случаи заболевания.

(11) Обеспечить, чтобы эксплуатанты воздушных судов информировали пассажиров о мерах общественного здравоохранения, рекомендуемых ВОЗ и принятых страной-участницей для их осуществления на борту, и помогли с предоставлением информации членам семей и друзьям пассажиров и экипажу, если это необходимо.

(12) Создать систему, в рамках которой все соответствующие органы здравоохранения и представители приграничных организаций прошли соответствующее обучение проведению оценки состояния здоровья пассажиров и обращению с ними, в соответствии с их обязанностями и компетенцией, включая использование средств индивидуальной защиты и доступ к ним.

(13) Создать систему, позволяющую выявить подверженного риску пассажира (пассажиров), летевшего на самолете, где были обнаружены случаи заболевания или подозрения на заболевание или была подтверждена необходимость будущего прослеживания контактов в соответствии с требованиями охраны частной жизни граждан от злоупотребления информацией.

(14) Помочь с материально-техническим снабжением, если это необходимо.

(15) Обеспечить, чтобы с пассажирами обращались в соответствии с национальным законом и международными требованиями (включая Международные медико-санитарные правила (2005)).

Местные агенты авиакомпаний должны быть проинформированы о Плане ответных действий в сфере здравоохранения, включая информацию об учреждениях, предназначенных для этих целей, и должны иметь местные процедуры, включенные в их собственные протоколы.

Работники здравоохранения должны иметь быстрый и эффективный доступ в самолет, использовать средства индивидуальной защиты и средства для гигиены рук. Для многих инфекционных заболеваний использования одноразовых перчаток и надлежащей гигиены рук (иногда в сочетании с медицинскими масками) достаточно, если не указано иначе национальными органами здравоохранения.

Пассажир с инфекционным респираторным заболеванием должен носить маску, за исключением тех случаев, когда он не в состоянии носить ее. Если больной пассажир постоянно носит маску, это избавляет других людей от необходимости носить маску. Все одноразовые материалы, которые могли контактировать с больным пассажиром, должны уничтожаться с соблюдением мер биобезопасности.

Все поверхности, потенциально контаминированные больным пассажиром, должны быть очищены и продезинфицированы в соответствии с Руководством по гигиене и санитарии в авиации <9>.

--------------------------------

<9> См. ссылку <5>.

Больной пассажир должен быть доставлен в сопровождении медицинских работников с самолета в зону, пригодную для дальнейшей оценки состояния здоровья/лечения. Необходимо применять соответствующие меры контроля инфекции. До высадки пассажиры и экипаж, находящийся на одном самолете с больным пассажиром, должны оставаться отделенными от других пассажиров, до тех пор пока не будут выяснены подробности о соседях пассажира по самолету, контактах и пункте назначения и пока они не получат рекомендации от медицинского персонала по необходимым профилактическим мерам.

Должны существовать процедуры получения багажа, очистки больного пассажира и сопровождающих его лиц от таможенных пошлин.

Должна существовать процедура транспортировки больного пассажира в больницу.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Блок 3: Контрольный перечень вопросов для прилетающих или вылетающих │

│больных пассажиров (включая членов экипажа) │

│a. Существуют ли системы регулирования вылета, следования или│

│ прилета пассажиров, у которых, согласно сообщению, наблюдаются│

│ симптомы, позволяющие предположить грипп? │

│b. Существуют ли системы, гарантирующие точную и незамедлительную│

│ передачу сообщений о прилетающих пассажирах, у которых наблюдаются│

│ симптомы, позволяющие предположить грипп, в органы здравоохранения в│

│ пункте прибытия? │

│c. Существуют ли системы оповещения Национальных местных пунктов,│

│ ответственных за выполнение Международных медико-санитарных правил

│ (ММСП), о прибытии больных пассажиров с симптомами, позволяющими│

│ предположить заболевание, которое может иметь отношение к данному│

│ событию в сфере здравоохранения (или другим подобным событиям)? │

│d. Существуют ли системы выявления и прослеживания контактов│

│ различных категорий попутчиков в зависимости от предполагаемого│

│ заболевания в соответствии с национальными и международными│

│ требованиями, если это необходимо? │

│e. Существуют ли соглашения с соответствующими организациями для│

│ принятия мер общественного здравоохранения в отношении пассажиров, у│

│ которых наблюдаются симптомы, позволяющие предполагать грипп, включая│

│ первоначальное медицинское освидетельствование больного пассажира;│

│ оценку связанных рисков для общественного здоровья; ускорения│

│ процедуры очистки (обработки) и т.д.? │

│f. Существуют ли соглашения с соответствующими организациями для│

│ транспортировки пассажиров, у которых наблюдаются симптомы,│

│ позволяющие предполагать грипп, из аэропорта прибытия в│

│ предназначенное для этой цели медицинское учреждение/учреждения, и│

│ для доставки всего необходимого для медицинского обследования и│

│ лечения, а также доступ к средствам диагностики в предназначенном для│

│ этой цели медицинском учреждении/учреждениях? │

│g. Существуют ли соглашения по обеспечению доступа медицинского│

│ персонала, участвующего в устранении чрезвычайных ситуаций, в│

│ изолированные зоны аэропортов для реагирования, если потребуется, на│

│ сообщения прибывающих или вылетающих пассажиров, у которых│

│ наблюдаются симптомы, позволяющие предположить наличие инфекционного│

│ заболевания? │

│h. Существуют ли соглашения с другими приграничными организациями│

│ для очистки больных пассажиров, сопровождающих их лиц и их багажа,│

│ транспортируемого в учреждения здравоохранения? │

│i. Имеется ли специальная зона (зоны), обеспечивающая неприкосновенность│

│ частной жизни, хорошее освещение, вентиляцию, простоту обработки и│

│ доступ к специально выделенному для этих людей туалету и│

│ телекоммуникациям для проведения, если это необходимо, оценки│

│ состояния здоровья небольших групп пассажиров с подозрением на│

│ заболевание? │

│j. Имеются ли в аэропорту специальные зоны для оценки состояния здоровья│

│ и принятия здравоохранительных мер в отношении различных категорий│

│ попутчиков (например, члены семьи, другие члены туристической группы,│

│ люди, сидящие рядом с больным человеком, все пассажиры самолета),│

│ если это станет необходимым в случае подозрения данного заболевания у│

│ больного пассажира? │

│k. Отмечена ли в планах действий аэропорта в чрезвычайных ситуациях│

│ потенциальная необходимость отделения пассажиров с подозрением на│

│ заболевание от других людей в аэропорту до проведения мер│

│ общественного здравоохранения по их обработке? │

│l. Включают ли планы действий аэропорта прибытия в чрезвычайных│

│ ситуациях возможность перемещения пассажиров с подозрением│ │

│ на заболевание в предназначенные для этой цели и находящиеся│

│ подальше от аэропорта медицинские учреждения для оценки состояния│

│ здоровья, лечения, изоляции или карантина? Обеспечивает ли│

│ существующая процедура минимальный контакт с другими людьми до тех│

│ пор, пока риск того, что у них имеется такое заболевание,│

│ не будет отвергнут либо устранен? │

│m. Включают ли планы действий в чрезвычайных ситуациях обеспечение услуг│

│ переводчиков, если это необходимо? │

│n. Включают ли планы действий в чрезвычайных ситуациях стратегии│

│ привлечения средств массовой информации, если это необходимо, для│

│ информирования о прибытии больного человека с подозрением на│

│ инфекционное заболевание, природа которого может вызвать│

│ обеспокоенность общественности? │

│o. Существуют ли системы сбора, регулирования и использования информации│

│ для последующего наблюдения за контактными лицами, позволяющие быстро│

│ наладить контакт с попутчиками после процедуры обработки, если это│

│ потребуется в результате окончательной диагностики больного│

│ пассажира? │

│p. Существуют ли запасы для быстрых ответных действий на чрезвычайные│

│ ситуации в сфере здравоохранения в аэропорте, например, средства│

│ индивидуальной защиты (маски и перчатки), документация, карты с│

│ личными данными пассажира для отслеживания местонахождения и т.д.? │

│q. Существуют ли системы, обеспечивающие помывку и дезинфекцию│

│ транспортных средств и контаминированных зон аэропорта, если это│

│ необходимо? │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘