4. Методические рекомендации по порядку распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников в учреждениях дополнительного образования детей
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.
4. Методические рекомендации по порядку распределения
стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических
работников в учреждениях дополнительного образования детей
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" (ст. 32) установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования образовательное учреждение определяет самостоятельно. Установление выплат стимулирующего характера производится с учетом показателей результатов труда, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения с учетом мнения представительного органа работников и (или) органа государственно-общественного управления. Решение по данному вопросу закрепляется в коллективном договоре и (или) в решении государственно-общественного органа управления.
Таким локальным нормативным актом может быть утвержденное в установленном порядке Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения дополнительного образования детей (далее - Положение). В Положении должны быть отражены критерии и показатели качества и результативности труда педагогов дополнительного образования, других педагогических работников учреждений дополнительного образования детей, лежащие в основе определения размера стимулирующей надбавки, порядок расчета и выплаты стимулирующих надбавок.
В таблице 1 приведены примерные критерии для расчета выплат стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников:
1) успешность учебной работы (динамика достижений обучающихся, включая их участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д.);
2) эффективность организации воспитательной деятельности;
3) обобщение и распространение передового педагогического опыта;
4) участие в методической, научно-исследовательской работе;
5) использование в процессе обучения современных педагогических технологий (информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих);
6) повышение квалификации, профессиональная подготовка педагога;
7) оценка деятельности педагога со стороны родителей обучающихся;
8) оценка деятельности педагога со стороны обучающихся;
9) дополнительный критерий (устанавливается образовательным учреждением самостоятельно с учетом специфики деятельности).
Приведенные в таблице 1 критерии являются примерными и могут быть изменены и дополнены учреждением в соответствии с его миссией и целями. При этом важно исходить из того, что эти надбавки должны стимулировать педагога к более качественному, эффективному, результативному (с точки зрения образовательных достижений обучающихся) образованию. Каждому критерию присваивается определенное максимальное количество баллов (общая сумма баллов по всем критериям в предлагаемой таблице равна 100). Весовое значение каждого критерия в баллах также является примерным, то есть учреждение вправе самостоятельно определить максимальное количество баллов по каждому критерию исходя из своих целей и задач, социального заказа, реализуемой программы развития. Для измерения результативности труда педагогического работника по каждому критерию вводятся показатели (К1 - К14) и шкала показателей.
В предлагаемом варианте наибольшее количество баллов присвоено критериям, стимулирующим педагога к достижению обучающимися наибольших успехов в образовательной деятельности. В соответствии с миссией, целями и конкретным социальным заказом возможна корректировка как самих критериев и показателей, так и их весового значения в баллах в сторону усиления воспитательных эффектов, положительных результатов в социализации обучающихся и др.
Расчет размеров выплат из стимулирующей части ФОТ целесообразно производить по результатам отчетных периодов (полугодий, кварталов), что позволяет учитывать динамику учебных достижений. Накопление первичных данных для расчета показателей (К1 - К14) ведется в процессе мониторинга профессиональной деятельности каждого педагога в рамках мониторинга.
Для расчета К1 возможно использовать как результаты мониторинга достижений за отчетный период (устанавливается учреждением), так и результаты конкурсов и мероприятий.
Предпочтительным является использование преимущественно внешней по отношению к педагогу оценки достижений обучающихся - результаты конкурсов, мероприятий, соревнований и т.п., что позволит более объективно оценить учебные достижения обучающихся.
Для расчета показателей К2, К3 невозможно определить исчерпывающий перечень мероприятий - олимпиады, конкурсы, конференции, семинары и др., участие и (или) победа в которых обучающихся является основанием для стимулирующих выплат педагогу. Каждое учреждение самостоятельно формирует этот перечень в зависимости от специфики учреждения, с учетом традиций и иных условий.
Для расчета показателей К4 и К5 потребуется дополнительная разработка форм учета индивидуальных занятий. Для администрации учреждения возникает необходимость создания условий для такой работы (планирование времени и места проведения индивидуальных занятий, учет и контроль их проведения), что может стать дополнительным критерием для определения стимулирующей надбавки руководителю учреждения. Результативность индивидуальной работы педагога учитывается в показателе К2.
При расчете показателя К6 учитываются только часы, не вошедшие в тарификацию, так как тарифицированные часы оплачиваются в составе базовой ставки. Этот показатель предназначен для стимулирования не входящей в функциональные обязанности педагога работы по развитию научно-исследовательской деятельности обучающихся. Возможен и другой подход, когда при расчете этого показателя учитываются как тарифицированные часы интегрированных занятий, так и других подобных занятий, направленных на привлечение обучающихся к занятиям научно-исследовательской деятельностью.
Поскольку воспитательная деятельность входит в функционал педагога дополнительного образования и, соответственно, оплачивается, то при расчете показателя К7 предлагается учитывать только ту воспитательную деятельность педагогического работника, которая не входит в его функционал (например, организация и проведение конкурсов, массовых мероприятий и т.д.).
Введение показателя К8 исходит из того, что обобщение и распространение передового педагогического опыта с использованием мастер-классов, открытых занятий, выступлений на конференциях, семинарах, круглых столах, опубликования работ, наставничества в отношении молодых педагогов (включая лиц, не имеющих базового педагогического образования) ведет к повышению качества и результативности деятельности не только собственной, но и тех, кому транслируется передовой опыт, что приводит к общему повышению качества образования. Предложенный в таблице перечень форм обобщения передового педагогического опыта является примерным. Конкретный перечень форм обобщения и распространения передового педагогического опыта, учитываемых при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, формируется учреждением в соответствии со спецификой деятельности.
Показатель К9 возможно учитывать в случае применения авторских методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий как в собственной профессиональной деятельности, так и в случае применения этих материалов другими педагогами. Учреждение самостоятельно определяет формы экспертизы, признания (сертификации) педагогических разработок, результативности их применения и дает рекомендации по их применению. Это может быть заключение методической службы учреждения, решение педагогического совета, научно-методического совета и др. Также в этом показателе учитывается инновационная и экспериментальная деятельность педагогического работника.
Для полноценного использования показателя К10 необходимо наладить учет использования мультимедийных средств обучения, компьютерных программ, видео-, аудиоаппаратуры, здоровьесберегающих технологий. Согласно существующей практике применение этих средств должно отражаться в журнале объединения, но поскольку эти сведения практически ни на что не оказывали влияния, большинство педагогов эту работу не вели. Особого внимания заслуживает применение здоровьесберегающих технологий, использование которых находится в компетенции педагога. Образовательному учреждению необходимо составить перечень таких технологий, наладить их учет и контроль. Поскольку материально-техническое обеспечение образовательного процесса при реализации программ различной направленности в образовательных учреждениях имеет значительные различия, то и возможности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и других передовых технологий серьезным образом зависят от конкретных условий. Поэтому при расчете этого показателя предлагается использовать экспертную оценку использования современных педагогических технологий в процессе занятий каждым педагогическим работником.
Расчет показателя К11, стимулирующего повышение квалификации и профессиональную подготовку, не вызовет трудностей в части повышения квалификации и профессиональной подготовки в различного рода образовательных учреждениях, выдающих по результатам обучения сертификаты. Затруднение вызывает оценка повышения квалификации в форме самоподготовки, учет которой трудно формализовать. Учреждение самостоятельно определяет, какие виды повышения квалификации и профессиональной подготовки оно будет учитывать при распределении стимулирующей части ФОТ.
Предлагаемые показатели К12 и К13 - оценка деятельности педагога со стороны родителей обучающихся и со стороны самих обучающихся применяются с учетом сохранности контингента обучающихся в ходе реализации программы.
Показатель К14 вводится учреждением и отражает специфику его деятельности. Это могут быть дополнительные показатели качества и результативности работы объединений, внедрение образовательных программ сроком реализации свыше четырех лет, дополнительные показатели качества и результативности работы с детьми среднего и старшего школьного возраста.
В целях усиления роли стимулирующих надбавок за результативность и качество труда, повышения размера этих надбавок целесообразно по решению общественного совета учреждения определить минимальное количество баллов, начиная с которого устанавливается надбавка.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей