Определение Верховного Суда РФ от 03.07.2007 N КАС07-287 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 10.04.2007 N ГКПИ07-97, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "б" пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Анохина В.Д., Харланова А.В.,
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абдурахманова Намика Вагиф-оглы и Абдурахмановой Людмилы Бегларовны о признании недействующим подпункта "б" пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 по кассационной жалобе заявителей на решение Верховного Суда РФ от 10 апреля 2007 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения Абдурахмановой и ее представителя - Корковидова А.К., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Президента РФ - Глебова И.Н., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Указом Президента РФ от 3 ноября 2006 г. утверждена новая редакция Положения.
Абдурахманов Н.В. и Абдурахманова Л.Б. обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим подпункта "б" пункта 14 данного Положения, предусматривающего, что иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие на территории Российской Федерации, при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "б" части первой статьи 14 Федерального закона вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (приложение N 1) представляют:
в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;
один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается в соответствии с названным пунктом от представления этих документов;
один из документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства СССР в прошлом (свидетельство о рождении, выданное органом записи актов гражданского состояния на территории СССР либо дипломатическим представительством или консульским учреждением СССР на территории иностранного государства. В случае если свидетельство о рождении выдано органом иностранного государства, документами, подтверждающими, что заявитель состоял в гражданстве СССР в прошлом, могут служить соответствующие официальные данные полномочного органа, либо справка полномочного органа иного государства, входившего в состав СССР, об обмене паспорта гражданина СССР на документ лица без гражданства, либо паспорт гражданина СССР).
В обоснование требования о признании недействующим приведенной нормы в части, обязывающей лиц без гражданства, проживающих на территории России, представлять вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке вид на жительство, заявители сослались на несоответствие этой нормы Федеральному закону и на нарушение прав и свобод заявителей, препятствующей получению Абдурахмановыми гражданства России в упрощенном порядке без получения и представления вида на жительство.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права (неправильное толкование статей 13 и 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии с частями 2, 4 ст. 29 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации. Перечень указываемых в заявлении по вопросам гражданства сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяется положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 33 Федерального закона).
Во исполнение данного Федерального закона Президентом Российской Федерации утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, которым установлен порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.
Как отмечено выше, оспоренным заявителями подпунктом "б" пункта 14 Положения предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие на территории Российской Федерации, при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "б" части первой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" представляют в числе других документов вид на жительство.
В суде первой инстанции заявители утверждали, что требование о представлении приведенной категорией лиц без гражданства вида на жительство противоречит части 1 ст. 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", которой данная категория лиц якобы освобождена от представления вида на жительство.
Однако, как обоснованно отметил Верховный Суд РФ в своем решении, такой довод заявителей является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм Федерального закона.
В силу пункта "б" части 1 статьи 14 указанного Федерального закона иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
Согласно же пункту "а" части 1 статьи 13 данного Закона иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства.
Верховный Суд РФ дал правильное толкование п. "б" ч. 1 ст. 14 и п. "а" ч. 1 ст. 13 указанного Закона, придя к правильному выводу о том, что п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона содержит в качестве условия для получения гражданства Российской Федерации в общем порядке непрерывное проживание лиц на территории России в течение 5 лет, а также разъясняет порядок исчисления этого срока.
Поэтому, указывая в п. "б" ч. 1 ст. 14 Закона на то, что лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств и остающиеся в результате этого лицами без гражданства, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, законодатель при этом не исключил необходимость представления лицами указанной категории помимо заявления о приеме в гражданство Российской Федерации вида на жительство.
Правильность такого толкования указанных норм Закона подтверждается комплексным анализом содержания и других положений статьи 14 Закона, устанавливающих для отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства льготные условия, полностью или частично освобождающих их от обязанности соблюдения условий, предусмотренных п. "а" ч. 1 ст. 13 Федерального закона.
Так, частью 3 статьи 14 Закона за нетрудоспособными иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими в Россию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрировавшимися по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., установлено право обращаться с заявлением о приеме в гражданство России в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории России, установленного пунктом "а" части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.
Частью 5 этой же статьи Закона за ветеранами ВОВ, имевшими гражданство бывшего СССР и проживающими на территории России, установлено право приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных, в частности, п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона, и без представления вида на жительство.
С учетом изложенных мотивов Кассационная коллегия не может согласиться с доводом в кассационной жалобе о неправильном применении (толковании) судом первой инстанции норм материального права.
Поскольку обязанность указанных в п. "б" ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" лиц по представлению именно вида на жительство при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации вытекает из содержания положений статьи 14 этого Закона, остальные доводы в кассационной жалобе (в том числе о якобы неправильном применении судом норм ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") не могут служить основанием к отмене судебного решения, как не имеющие правового значения для разрешения настоящего спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Абдурахманова Намика Вагиф-оглы и Абдурахмановой Людмилы Бегларовны - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
В.Д.АНОХИН
А.В.ХАРЛАНОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей