4.8. Требования безопасности при ликвидации аварийных ситуаций
4.8.1. Информация о возникновении аварийных ситуаций должна немедленно поступать на ЦПУ, в медпункт Медсанчасти, ПСЛ ФГУЗ ЦГиЭ и в соответствующее региональное подразделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору и контролю в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия персонала на объекте.
4.8.2. Организация проведения безопасных работ по ликвидации аварийных ситуаций и медико-санитарное обеспечение этих работ должны осуществляться в соответствии с планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС), настоящими Санитарными правилами и действующими нормативными документами.
4.8.3. Для предотвращения поступления ОВ в производственную и окружающую среду должны быть предусмотрены технические мероприятия по аварийному освобождению оборудования и трубопроводов от ОВ и токсичных продуктов их деструкции.
4.8.4. Следует постоянно осуществлять наблюдение и контроль за регламентом ведения технологического процесса уничтожения ОВ; герметичностью боеприпасов, оборудования, аппаратов, трубопроводов и коммуникаций; графиком проведения ремонтно-профилактических работ; эффективной работой систем приточно-вытяжной вентиляции; уровнем содержания ОВ в производственной среде.
4.8.5. В емкостях для хранения ОВ не должно быть нижнего слива. Для слива продуктов при ремонте, а также на случай возможного аварийного слива должна быть предусмотрена аварийная емкость. Проливы и смывы с полов следует собирать в заглубленную емкость или приямок для их детоксикации, последующего удаления и уничтожения.
4.8.6. Регламентные работы, связанные с ремонтом, восстановлением и переналадкой оборудования, следует проводить после выполнения дегазационных мероприятий с обязательным контролем качества и полноты дегазации на остаточное содержание ОВ согласно наряду-допуску на проведение особо опасных работ.
4.8.7. Оборудование и система трубопроводных линий после ремонтно-восстановительных работ должны подвергаться испытанию на герметичность и надежность на всех стадиях технологического процесса уничтожения ОВ.
4.8.8. По окончании ремонтно-восстановительных работ производственное помещение и оборудование должны подвергаться тщательной дегазации.
4.8.9. Дегазационно-обмывочные души (ДОД) и раковины самопомощи следует подключать к сети хозяйственно-питьевого водопровода для обеспечения необходимого напора воды и приготовления дегазационного раствора в объеме из расчета на персонал максимальной смены и аварийной бригады. Включение ДОД должно осуществляться ногами (наступанием). В качестве материала для изготовления дегазационно-обмывочных душевых установок и раковин самопомощи необходимо использовать коррозиестойкие материалы.
4.8.10. Объекты УХО и ХХО должны быть обеспечены локальными системами оповещения о чрезвычайных ситуациях, а персонал объектов - средствами индивидуальной и коллективной защиты.
4.8.11. На случай аварийной ситуации должны быть предусмотрены мероприятия по локализации, сбору пролитого ОВ и полной его детоксикации. В помещениях хранения ОВ следует предусмотреть постоянное наличие готовых дегазирующих растворов и приспособлений для дегазации технологического оборудования, трубопроводов, инструментария, строительных конструкций и СИЗ персонала.
4.8.12. В прилегающих к объекту населенных пунктах должна быть организована система оповещения о чрезвычайных ситуациях.
4.8.13. На объекте в специально выделенном помещении бытового корпуса должны храниться комплекты СИЗ, предназначенные для работы в аварийных ситуациях (СИЗ-3) и ликвидации пожара (СИЗ-5), в количестве из расчета на аварийную бригаду.
4.8.14. На все отходы технологического процесса на объекте уничтожения ХО должны быть определены классы опасности в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления" и разработаны МВИ (МУК) для качественного и количественного контроля регламентированного содержания вредных веществ в отходах и подтверждения утвержденного класса опасности отходов.
4.8.15. Для принятия необходимых мер по защите населения на объекте следует организовать постоянный контроль за метеорологической ситуацией (определение скорости и направления ветра, температурного градиента и т.д.) с целью выявления неблагоприятной метеообстановки (температурная инверсия, застой воздуха и т.п.), способствующей накоплению и распространению газообразных веществ в приземном слое воздуха при аварийных ситуациях.
4.8.16. Персонал объекта должен быть обеспечен антидотными средствами для оказания доврачебной (само- и взаимопомощи); здравпункт должен иметь соответствующее медицинское и техническое оборудование, а также необходимые медицинские материалы для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим.
4.8.17. На объектах УХО следует предусмотреть организацию и подготовку специализированных аварийных бригад для работы в аварийных условиях. Личный состав дежурных бригад должен проходить медицинский осмотр перед началом дежурства и каждый раз после работы в производственных помещениях.
4.8.18. На объектах УХО следует организовать подготовку специализированных формирований (из территориальных отделов региональных управлений ФМБА России, обеспечивающих медицинское сопровождение объектов УХО; территориальных отделов региональных управлений Роспотребнадзора; лечебно-профилактических учреждений территориальных органов здравоохранения, администраций населенных пунктов и др.) к работе с населением в чрезвычайных ситуациях.
4.8.19. На случай чрезвычайных ситуаций на объектах должны быть разработаны с учетом методических рекомендаций по ЧС планы мероприятий по ликвидации аварий, их последствий, защите персонала, населения и окружающей среды.
4.8.20. При оповещении об аварийной ситуации, связанной с проливом или выбросом ОВ ("проектная" авария), весь персонал объектов ХХО и УХО, попадающий в зону химической опасности, должен быть укрыт в противохимическом укрытии, время пребывания в котором не должно превышать время ликвидации аварийной ситуации. При "запроектной" аварии (время ликвидации аварии составляет более 4 ч) весь персонал объектов должен быть эвакуирован в безопасную зону. Работающие должны быть обеспечены средствами для оказания само- и взаимопомощи.
4.8.21. Работы в эпицентре аварии должны выполняться аварийно-спасательными и специализированными формированиями в СИЗ, специально предназначенными для работ в экстремальных ситуациях. Длительность непрерывной работы персонала этих формирований должна регламентироваться временем защитных свойств всех элементов СИЗ от жидких и парообразных ОВ, интенсивностью физической нагрузки и температурой окружающей среды.
4.8.22. Работы по ликвидации аварийной ситуации должны проводиться в изолирующих средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов в соответствии с требованиями безопасного проведения работ, изложенными в технической и эксплуатационной документации.
4.8.23. Порядок допуска персонала к работам по ликвидации последствий аварийной ситуации, выбор СИЗ и длительность непрерывной работы должны определяться технической и эксплуатационной документацией, а также исходя из конкретно оцениваемой ситуации в месте предполагаемой работы с учетом требований технических условий на СИЗ.
4.8.24. Во избежание выноса ОВ в другие зоны должен осуществляться постоянный контроль за соблюдением санитарно-пропускного режима всеми участниками ликвидации аварии и за другими объектами окружающей среды (вода, почва, снеговой покров и т.д.).
4.8.25. Все выходы, лестничные клетки, коридоры и переходы должны обеспечивать эвакуацию пострадавших, в том числе на носилках.
4.8.26. На границе очага химического загрязнения должны быть предусмотрены ДОД (при расположении очага химического загрязнения на территории объекта должны быть использованы мобильные ДОД - ДОУ) для обработки персонала при выходе из зоны загрязнения, организованы посты наблюдения, контролирующие исключение попадания в зону случайных лиц.
4.8.27. По завершении работ по ликвидации очагов загрязнения должны быть усилены меры по санитарной обработке СИЗ персонала специализированных формирований (необходимо дополнительно ввести щетки для обработки бахил в ваннах с дегазатором, удлинить срок прохождения ДОД, обеспечить санитарно-химический контроль за качеством дегазации СИЗ и др.).
4.8.28. Перед транспортировкой пострадавших в лечебные учреждения необходимо обязательно организовать санитарно-химический контроль за полнотой проведения санитарной обработки эвакуированных из очага (загрязнение кожи должно отсутствовать по контролю на уровне ПДУ кожи).
4.8.29. В течение всего периода работ по ликвидации аварии и ее последствий должен проводиться санитарно-химический контроль воздуха рабочей зоны санпропускников, атмосферного воздуха промплощадки и на границе санитарно-защитной зоны. После ликвидации аварии санитарно-химическому контролю подлежат все объекты производственной среды, санпропускников, промплощадки и санитарно-защитной зоны (в том числе воздух, поверхности оборудования и строительных конструкций, СИЗ, почва, растительность, снежный покров). Результаты контроля должны быть отражены в журналах и внесены в электронную базу данных.
4.8.30. Санитарно-химическому контролю вредных факторов условий труда подлежат работы по сбору образующихся в результате аварии загрязненных ОВ твердых и жидких отходов, их детоксикации, эвакуации к месту сжигания и обжига, утилизации и захоронению (водные растворы, смывы с поверхностей, донные отложения водоемов, почва); по обезвреживанию наружных строительных конструкций (производственных зданий, коммуникаций, опорных конструкций), воздуха, почвы, ливневых стоков промплощадки.
4.8.31. Сточные воды, образующиеся в помещениях вследствие дегазации аварийных проливов ОВ, эксплуатации дегазационно-обмывочных душей и пожаротушения, подвергаются обязательной детоксикации и очистке от продуктов деструкции ОВ.
4.8.32. Для оценки эффективности проводимых дегазационных мероприятий, в том числе эффективности дегазации используемого автотранспорта, очистки вентиляционного воздуха перед выбросом его в окружающую среду следует организовать санитарно-химический лабораторный контроль. Режим контроля регламентируется эксплуатационной документацией.
4.8.33. Каждый участник работ по ликвидации аварии и ее последствий подлежит регистрации в специальном журнале с указанием места и характера выполняемых работ, прохождения обсервации и медицинского обследования после смены.
4.8.34. В санитарно-защитной зоне и в границах опасной зоны по "трассе" ("следу") движения облака зараженного воздуха или вентиляционного выброса из эпицентра аварии должны быть определены и взяты на контроль все объекты окружающей среды, народнохозяйственного и специального назначения.
4.8.35. В объектах окружающей среды в зоне химического заражения должны быть определены "точки" контроля, химические вещества, подлежащие контролю, и отобраны пробы воздушной среды, питьевой воды, воды водоемов, снега, почв и растений на содержание ОВ и других химических веществ с учетом "поведения" ОВ в окружающей среде, метеорологических условий, ландшафта местности, наличия снегового покрова и состава почв. По результатам анализов должны приниматься решения о закрытии объектов народнохозяйственного назначения для использования населением и сроках обсервации.
4.8.36. По окончании работ по ликвидации аварии и ее последствий в амбулаторную медицинскую карту каждого работающего на объекте хранения и уничтожения химического оружия (включая персонал специализированных формирований) вносятся данные о "профессиональном маршруте" в период аварии и ликвидации ее последствий.
4.8.37. После окончания ликвидации последствий аварии все участники должны пройти углубленное медицинское обследование и экспертизу трудоспособности.
4.8.38. Все лица, работавшие в условиях чрезвычайной ситуации или попавшие в зону заражения, должны быть взяты на диспансерный учет с последующим длительным наблюдением за условиями их труда и состоянием здоровья с целью отслеживания отдаленных последствий воздействия ОВ на их организм и принятия своевременных медико-профилактических мер по коррекции здоровья.
4.8.39. Социально-гигиенический мониторинг, в том числе комплексный медико-гигиенический мониторинг здоровья и среды обитания работников объектов по УХО и ХХО, а также населения, проживающего в ЗЗМ, следует осуществлять в соответствии со специально разработанной долгосрочной программой, направленной на отслеживание возможных отдаленных последствий воздействия ОВ и других химических веществ, "обращающихся" на ОУХО, на состояние здоровья персонала и населения.
4.8.40. Специализированные формирования объекта, в том числе учреждения здравоохранения, участвующие в ликвидации последствий аварийных ситуаций на объектах ХХО и УХО (включая ПСЛ ФГУЗ ЦГиЭ), должны быть обеспечены соответствующими аварийными укладками с учетом возложенных на них задач и функций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей