II. Медицинское обеспечение летного состава и ИТС при подготовке и при выполнении полетов

II. Медицинское обеспечение летного состава

и ИТС при подготовке и при выполнении полетов

10. Медицинское обеспечение при подготовке и при выполнении полетов осуществляется в отношении летного состава и ИТС, участвующих в выполнении полетов, руководстве полетами и обслуживании авиационной техники, при этом начальник медицинской службы авиационной части строит взаимоотношения с летным составом на основе взаимного доверия, уважения, такта, соблюдения норм врачебной этики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. При подготовке к полетам начальник медицинской службы авиационной части должен иметь следующую информацию о летном составе:

анамнез и состояние здоровья в настоящее время;

диагноз и рекомендации очередной врачебно-летной комиссии (врачебно-летной экспертной комиссии) (ВЛК (ВЛЭК));

индивидуальные величины основных физиологических показателей (фоновые данные);

уровень профессиональной подготовленности;

работоспособность и переносимость различных видов полетов (руководства полетами, парашютных прыжков), характер психофизиологических реакций на тот или иной вид полета (руководства полетами, выполнения парашютных прыжков), характер психофизиологических реакций на тот или иной вид деятельности;

уровень физической подготовки и степень физического развития;

бытовые условия и привычки, которые могут влиять на работоспособность и функциональное состояние организма.

12. Медицинское обеспечение летного состава и ИТС при подготовке к полетам проводится поэтапно (в соответствии с этапами подготовки летного состава) и подразделяется на медицинское обеспечение в период общей подготовки к полетам, предварительной подготовки к полетам и предполетной подготовки.

13. При проведении медицинского обеспечения в период общей подготовки к полетам начальник медицинской службы авиационной части:

изучает особенности предстоящих задач летной подготовки, условия их выполнения;

планирует работу по медицинскому обеспечению на месяц, определяет основные направления работы для медицинской службы авиационно-технической части;

проводит с летным составом занятия по авиационной медицине и при необходимости специальные тренировки применительно к характеру планируемых полетов.

14. При проведении медицинского обеспечения в период предварительной подготовки к полетам начальник медицинской службы авиационной части:

выявляет лиц летного состава и ИТС, которые по состоянию здоровья не могут быть запланированы для выполнения полетов, руководства полетами и обслуживания авиационной техники;

планирует в соответствии с условиями и характером предстоящих полетов медицинское обеспечение, определяет необходимые для этого силы и средства, ставит задачи начальнику медицинской службы авиационно-технической части;

участвует в составлении рационального распорядка дня предварительной подготовки и летного дня (ночи);

при составлении плановой таблицы полетов контролирует соответствие летной нагрузки состоянию здоровья и физической выносливости летного состава;

ведет наблюдение за повседневной деятельностью летного состава в целях определения отклонений в состоянии здоровья или работоспособности;

определяет перечень лиц летного состава, подлежащих межполетному и послеполетному осмотру;

проверяет соответствие меню-раскладки характеру предстоящих полетов, участвует в контроле режима и качества питания летного состава;

проверяет наличие необходимых санитарно-гигиенических условий для питания и отдыха летного состава на аэродроме и своевременно докладывает командиру авиационной части об обнаруженных недостатках;

проверяет наличие на самолетах бортового пайка и его качество;

проверяет качество подгонки защитного снаряжения и его санитарно-гигиеническое состояние;

проверяет укомплектованность и состояние имущества медицинского поста аэродрома, медицинского имущества спасательной парашютно-десантной группы, наземной поисково-спасательной команды, самолетных аптечек и медикаментозной группы носимого аварийного запаса;

проверяет готовность личного состава медицинской службы, назначенного в состав медицинского поста аэродрома, спасательной парашютно-десантной группы, наземной поисково-спасательной команды к обеспечению полетов;

следит за соблюдением летным составом предполетного режима отдыха, соответствием его продолжительности требованиям Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации;

информирует летный состав об особенностях физиологической и психологической нагрузки во время предстоящих полетов в форме групповых занятий и (или) индивидуальных бесед.

15. Об изменениях в состоянии здоровья, влияющих на допуск к полетам, обеспечению полетов и обслуживанию авиационной техники, выявленных при обращении за медицинской помощью лиц из числа летного состава и ИТС, начальник медицинской службы авиационно-технической части своевременно информирует начальника медицинской службы авиационной части.

На начальника медицинской службы авиационно-технической части возлагается проведение мероприятий по укомплектованию имущества медицинского поста аэродрома, медицинского имущества спасательной парашютно-десантной группы, наземной поисково-спасательной команды, самолетных аптечек и медикаментозной группы носимого аварийного запаса, своевременной замене медикаментов с истекающими сроками годности. Начальник медицинской службы авиационной части проверяет правильность и своевременность проведения указанных мероприятий.

16. При осуществлении медицинского обеспечения предполетной подготовки начальник медицинской службы авиационной части организует проведение предполетного медицинского осмотра летного состава и ИТС, проверяет качество медицинского кислорода, предназначенного для заправки в бортовые системы самолета согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.

Целью предполетного медицинского осмотра является допуск летного состава и ИТС к выполнению полетов, руководству полетами и обслуживанию авиационной техники.

17. Проведение предполетного медицинского осмотра летного состава проводится согласно приложению N 3 к настоящим Правилам, и включает следующие мероприятия:

проверку медицинского документа установленного образца с заключением о годности к летной работе, с результатами медицинского освидетельствования, с контрольными величинами индивидуальных физиологических показателей;

индивидуальный опрос о самочувствии, предшествующем отдыхе (сне) и питании;

оценку психофизиологического состояния, физических, эмоциональных, поведенческих реакций по внешним признакам;

контроль состояния здоровья и работоспособности летного состава во время подготовки к полетам;

проверку сохранности функций носового дыхания, речи, осмотра зева;

исследование пульса;

термометрию;

измерение артериального давления.

В случае необходимости объем предполетного медицинского осмотра летного состава расширяется за счет применения дополнительных исследований:

оториноларингоскопии;

взятия проб выдыхаемого воздуха для индикации паров алкоголя.

Результаты всех проведенных исследований фиксируются в учетной документации. По результатам осмотра выносится заключение о допуске к полетам, парашютным прыжкам или к их обеспечению и заверяется подписью лица, проводившего осмотр.

18. Лица ИТС, обеспечивающие подготовку авиационной техники к полетам, подлежат индивидуальному опросу (при необходимости - медицинскому осмотру в объеме предполетного медицинского осмотра).

19. Предполетный медицинский осмотр летного состава проводится в комнате предполетного медицинского осмотра, оснащенной в соответствии с приложением N 4 к настоящим Правилам.

20. При заступлении на боевое дежурство летный состав проходит медицинский осмотр в объеме предполетного осмотра, а ИТС - индивидуальный опрос (при необходимости - медицинский осмотр).

При этом режим труда, отдыха и питания лиц, участвующих в выполнении полетов, руководстве полетами и обслуживании авиационной техники, должен быть аналогичным режиму перед полетами.

21. При объявлении тревоги, необходимости срочного вылета, если провести предполетный осмотр в полном объеме не представляется возможным, начальник медицинской службы авиационной части может ограничиться индивидуальным опросом и внешним осмотром, а если такая возможность существует - и подсчетом пульса. Предполетный осмотр проводится вне строя.

22. При базировании авиационной части на нескольких аэродромах комплекс мероприятий медицинского обеспечения полетов организуется начальником медицинской службы авиационной части, а осуществляется - медицинским персоналом авиационной или авиационно-технической части, имеющим допуск к медицинскому обеспечению полетов.

23. Лица, запланированные для участия в выполнении полетов, полетных заданий, руководства полетами и обеспечения полетов, а также работ по обслуживанию и подготовке к полетам авиационной техники, предъявившие жалобы на состояние здоровья, снижение работоспособности, с нарушениями предполетного режима, а также с выявленными отклонениями в состоянии здоровья, препятствующими безопасному выполнению указанных задач, к полетам (руководству полетами и их обеспечению) не допускаются (отстраняются) независимо от занимаемой ими должности и характера предстоящих полетов.

24. Решение должностного лица, осуществляющего предполетный медицинский осмотр, об отстранении от полетов (руководства полетами и обеспечения полетов) является окончательным и обязательно для выполнения.

25. Летный состав без проведения медицинского осмотра к полетам не допускается.

26. Заключение о допуске летного состава к полетам (руководству полетами) выносится на основании данных предполетного медицинского осмотра, переносимости летной нагрузки в предыдущие дни, с учетом результатов периодических медицинских осмотров, данных исследования функциональной способности сердечно-сосудистой системы, полученных при медицинском освидетельствовании.

27. О результатах предполетного медицинского осмотра начальник медицинской службы авиационной части докладывает командиру авиационной части и руководителю полетов. В плановой таблице на полеты <*> в графе "Примечание" напротив фамилии лица, подлежащего отстранению от полетов, он делает запись: "Подлежит отстранению (освобождению) от полетов" (с кратким указанием причины отстранения) и расписывается.

--------------------------------

<*> Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275 "Об утверждении федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2004 г., регистрационный N 6110).

28. Летный состав должен иметь при себе справку о прохождении медицинского освидетельствования ВЛК (ВЛЭК), в которой указываются:

дата и место медицинского освидетельствования;

диагноз;

экспертное заключение;

дата проведения углубленного медицинского осмотра (если с момента очередного медицинского освидетельствования прошло 6 месяцев и более и если иное не определено заключением ВЛК (ВЛЭК));

сроки (период) проведенного отпуска;

обычные для данного лица показатели частоты пульса и артериального давления (фоновые данные).

Указанные данные при первичном заполнении и при каждом внесении дополнительных записей заверяются печатью установленного образца.

В случае отсутствия справки о прохождении ВЛК (ВЛЭК) летный состав к выполнению полетов (руководству полетами) не допускается.

29. В период проведения полетов начальник медицинской службы авиационной части обеспечивается техническими средствами для поддержания постоянной связи с командиром авиационной части, руководителем полетов и летным составом, при этом он:

наблюдает за ходом выполнения полетов и в необходимых случаях через руководителя полетов выясняет самочувствие экипажей, находящихся в воздухе;

уточняет путем наблюдения, опроса или осмотра самочувствие и работоспособность летного состава после выполнения полетных заданий и наблюдает за переносимостью различных видов полетов;

немедленно докладывает командиру авиационной части и руководителю полетов об изменениях в состоянии здоровья или работоспособности летного состава для своевременного отстранения (освобождения) его от выполнения последующих полетов;

выясняет причины ухудшения самочувствия, снижения работоспособности среди летного состава во время проведения полетов для принятия необходимых мер по их устранению;

контролирует условия пребывания летного состава на аэродроме (оборудование мест для межполетного (послеполетного) отдыха, наличие укрытий от неблагоприятных погодных факторов, обеспеченность питьевой водой), докладывает командиру авиационной части об обнаруженных недостатках и свои предложения по их устранению;

участвует в контроле режима питания летного состава и проверяет санитарно-гигиеническое состояние мест приема пищи;

проверяет знание своих обязанностей дежурным фельдшером и укомплектованность медицинского поста аэродрома положенным имуществом;

организовывает оказание неотложной медицинской помощи на аэродроме;

осуществляет медицинскую эвакуацию на санитарном автомобиле больных и пострадавших на аэродроме в лечебные учреждения.

30. В медицинский пост аэродрома назначается дежурный врач (фельдшер) для оказания неотложной медицинской помощи на аэродроме, эвакуации больных и пострадавших в лечебные учреждения.

31. При медицинском обеспечении летного состава во время проведения полетов особое внимание необходимо обращать на:

признанных годными к летной работе в порядке индивидуальной оценки;

приступивших к полетам после значительного перерыва или после перенесенных заболеваний;

вновь прибывших в авиационную часть и на летный состав, закончивший авиационные училища в течение последнего года.

Начальник медицинской службы авиационной части при этом использует данные наблюдений руководителя полетов и командиров авиационных подразделений за качеством выполнения полетных заданий, самочувствием летного состава и данные объективного контроля.

32. Летный состав и ИТС, направленные в авиационную часть для временного выполнения полетов (руководства полетами) и обслуживания авиационной техники, в целях соблюдения предполетного режима труда, отдыха и питания прибывают заблаговременно и обеспечиваются условиями для временного проживания (отдыха) и питания в соответствии с установленными нормами <*>.

--------------------------------

<*> Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275 "Об утверждении федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2004 г., регистрационный N 6110).

33. Межполетный (послеполетный) медицинский осмотр проводится в объеме предполетного медицинского осмотра в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил.

34. Межполетным (послеполетным) медицинским осмотрам подлежат летчики и штурманы:

переучивающиеся и осваивающие боевое применение на новой авиационной технике - не менее 5 летных смен;

корабельной авиации - выборочно в период адаптации к условиям плавания;

вновь прибывшие в воинскую часть - не менее 5 летных смен;

в течение первого года службы после окончания высшего учебного заведения - не менее 5 летных смен (в дальнейшем - по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц в течение первого года летной работы в авиационной части);

после перерывов в летной работе более 12 месяцев - не менее 5 летных смен;

допущенные к летной работе после перенесенных заболеваний - не менее 2 летных смен;

подвергшиеся воздействию перегрузок более 7 единиц (объем межполетного (послеполетного) осмотра расширяется за счет дополнительных исследований);

выполнившие полетное задание с дозаправкой самолета в воздухе, полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности.

Остальные летчики и штурманы межполетному (послеполетному) медицинскому осмотру подвергаются периодически по решению начальника медицинской службы авиационной части, но не реже одного раза в 6 месяцев.

В зависимости от цели осмотра для получения сравнительных данных о наиболее выраженных психоэмоциональных реакциях, связанных с полетом, послеполетный осмотр следует проводить не позднее 30 минут после посадки.

35. Данные межполетных (послеполетных) медицинских осмотров сравниваются с результатами предполетного осмотра для решения вопроса о допуске к последующим полетам. Если на межполетном (послеполетном) медицинском осмотре выявлены лица, которые должны быть отстранены от дальнейшего участия в полетах, начальник медицинской службы авиационной части своевременно сообщает об этом руководителю полетов, делает соответствующую отметку об отстранении в плановой таблице на полеты <*>, а затем докладывает командиру авиационной части.

--------------------------------

<*> Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275 "Об утверждении федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2004 г., регистрационный N 6110).

36. Начальник медицинской службы авиационной части присутствует на разборе полетов в целях:

уточнения качества выполнения полетных заданий и переносимости различных видов полетов летным составом;

выявления случаев ухудшения самочувствия и снижения работоспособности в полете, которые не были обнаружены до окончания полетов, а также причин и условий их возникновения;

выяснения недостатков в организации полетов и медицинском обеспечении, в случаях их отрицательного влияния на работоспособность летного состава и ИТС.

37. Результаты медицинского обеспечения летной смены, а также недостатки в организации труда, отдыха и питания летного состава и ИТС на аэродроме начальник медицинской службы авиационной части докладывает командиру авиационной части и вышестоящему начальнику медицинской службы.