Медицинское обеспечение высотных полетов

100. При медицинском обеспечении высотных полетов начальник медицинской службы авиационной части:

изучает работоспособность летного состава в высотных полетах (проведение индивидуальных бесед с летным составом, инструкторами летного обучения, командованием авиационной части, оценка результатов пред-, меж- и послеполетных медицинских осмотров);

проводит психофизиологическую подготовку летного состава к высотным полетам (занятия по особенностям высотных полетов и мерам защиты от неблагоприятного воздействия высотных факторов, барокамерные подъемы летного состава);

осуществляет выбор, подгонку защитного снаряжения и обучение летного состава дыханию и речи под избыточным давлением кислорода и использованию высотных средств жизнеобеспечения;

контролирует санитарно-гигиеническое состояние и условия хранения защитного снаряжения.

101. Барокамерные подъемы являются средством психофизиологической подготовки к высотным полетам и медицинского контроля состояния здоровья летного состава и подразделяются на тренировочные и плановые.

Тренировочные и плановые барокамерные подъемы проводят врачи, прошедшие специальную подготовку для работы на барокамере, согласно приложению N 6 к настоящим Правилам.

102. Тренировочные барокамерные подъемы проводятся в целях:

ознакомления летного состава с действием на организм гипоксии умеренной и выраженной степени (при подъеме до высоты 6000 м) и разреженной атмосферы (при подъеме до высоты 13 500 м) при использовании комплекта кислородного оборудования и защитного снаряжения, а также для демонстрации защитных свойств комплекта кислородного оборудования;

обучения летного состава действиям по устранению кислородного голодания и высотных декомпрессионных расстройств в случае их развития при выполнении высотных полетов;

ознакомления с условиями пребывания и работы на высотах более 12 000 м при использовании комплекта кислородного оборудования и защитного снаряжения;

определения индивидуальных реакций организма на гипоксию, переносимости кратковременного кислородного голодания и колебаний барометрического давления.

103. Тренировочные барокамерные подъемы проводятся:

курсантам авиационных училищ при обучении полетам на боевых самолетах до высоты 6000 м и до высоты 13 500 м при наличии высотного снаряжения;

остальному летному составу, за исключением руководителей полетами, - один раз в четыре года.

При этом летному составу, выполняющему полеты на высотах более 12 000 м, производятся подъемы до высоты 6000 м и до высоты 13 500 м (с использованием комплекта кислородного оборудования и защитного снаряжения для дыхания под избыточным давлением, а выполняющему полеты до высоты 12 000 м (в защитном снаряжении без избыточного давления), - подъем только до высоты 6000 м.

Летный состав с пониженной переносимостью гипоксии отстраняется от летной работы и направляется на внеочередное медицинское освидетельствование ВЛК (ВЛЭК).

104. Плановые барокамерные подъемы проводятся летному составу в целях:

определения индивидуальных реакций организма на гипоксию, переносимость кратковременного кислородного голодания и колебаний барометрического давления, а также скрытых форм заболеваний и нарушений функционального состояния, снижающих устойчивость организма к высотным факторам;

медицинского освидетельствования летного состава ВЛК (ВЛЭК).

105. В исключительных случаях с разрешения командующего объединением плановые барокамерные подъемы могут быть заменены высотными испытаниями на самолете (только для летного состава дальней и военно-транспортной авиации).

106. Дыханию и речи под избыточным давлением кислорода обучается летный состав, выполняющий полеты на высоте более 12 000 м. В день обучения дыханию и речи под избыточным давлением кислорода летный состав к полетам не допускается.

Выбор, подгонку высотного снаряжения и обучение летного состава дыханию и речи под избыточным давлением кислорода проводит начальник медицинской службы авиационной части совместно со специалистами группы обслуживания высотного снаряжения авиационной части.

Результаты обучения дыханию и речи под избыточным давлением кислорода заносятся в медицинские книжки летного состава.