Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие положения

1.1. Настоящее Руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов <*> разработано в соответствии с требованиями Норм, правил и процедур по авиационной безопасности Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897.

-------------------------------

<*> Далее в тексте - Руководство.

Руководство регламентирует порядок практического осуществления мероприятий по производству досмотра в общем технологическом процессе обслуживания воздушных судов и пассажиров как на внутренних, так и на международных линиях.

1.2. Досмотр пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов <*> производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей и авиаперсонала, пресечения возможных попыток захвата (угона) гражданских воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации со стороны преступных элементов, а также предотвращения незаконного провоза оружия <**>, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.

-------------------------------

<*> Далее в тексте - досмотр.

<**> Оружие - огнестрельное, газовое, пневматическое, холодное, механическое (арбалеты, ружья для подводной охоты).

1.3. Основной задачей производства досмотра является своевременное предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт гражданских воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, веществами и предметами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров этих судов с целью их захвата (угона) или могут явиться причиной чрезвычайного происшествия (авиационного).

1.4. Досмотр производится на всех внутренних и международных рейсах, выполняемых воздушными судами авиапредприятий, авиакомпаний и других эксплуатантов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Досмотр пассажиров чартерных рейсов осуществляется на общих основаниях.

В промежуточных аэропортах транзитные пассажиры досмотру не подлежат, если после выхода из воздушного судна они до посадки находились в стерильной зоне <*>.

-------------------------------

<*> Стерильная зона - изолированное место (зона) для ожидания посадки в воздушное судно пассажирами, прошедшими досмотр.

1.5. Билеты на воздушные суда продаются гражданам только по предъявлению документов, удостоверяющих их личность (Приложение 1).

1.6. Досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа производится после регистрации билетов, а в аэропортах, обслуживающих международные рейсы, - после прохождения пассажирами таможенного и пограничного контроля.

Контроль за пересечением зон таможенного и пограничного контроля возложен на должностных лиц таможенных и пограничных органов во взаимодействии со службой авиационной безопасности аэропорта по согласованной технологии.

1.8. Досмотр ручной клади и багажа, находящегося при пассажире, производится только в его присутствии. В случаях, не терпящих отлагательства <*>, досмотр багажа может быть произведен в отсутствие пассажира.

-------------------------------

<*> При подозрении, что в багаже находятся опасные вещества и предметы, запрещенные к перевозке на гражданских воздушных судах.

1.9. Досмотр багажа в отсутствие пассажира, связанный с необходимостью вскрытия багажа, производится комиссией по решению руководителя службы авиационной безопасности или лица, его замещающего.

Досмотр багажа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, производится в присутствии двух понятых и оформляется актом (приложение 8) <*>.

-------------------------------

<*> Приложение 8 не приводится.

Перевозка багажа и ручной клади пассажиров, не явившихся на посадку, категорически запрещается.

1.15. При необоснованной задержке отправления пассажира, связанной с проведением досмотра, должностные лица авиапредприятия обязаны принять все необходимые меры, обеспечивающие отправку его очередным рейсом.

В случае отказа пассажира от полета или от продолжения полета по причине задержки с отправкой, вызванной досмотром, авиапредприятие обязано по его требованию полностью возместить стоимость билета или его неиспользованной части.

1.16. При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки <*>.

-------------------------------

<*> Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности (п. 2) утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.07.94 N 897.