Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Требования безопасности при взрывных работах при капитальном ремонте и реконструкции искусственных сооружений

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЗРЫВНЫХ РАБОТАХ

ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ

ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

354. Взрывные работы в железнодорожных тоннелях, на мостах и других искусственных сооружениях должны производиться в соответствии с требованиями Единых правил безопасности при взрывных работах [51], Правил безопасности при строительстве подземных сооружений [55] и настоящих Правил.

355. Взрывные работы при капитальном ремонте и реконструкции искусственных сооружений (тоннелей, мостов, противообвальных и берегоукрепительных сооружений) вблизи от эксплуатируемых обустройств железнодорожного транспорта должны выполняться по проектам производства буровзрывных работ и рабочим чертежам, согласованными с территориальным органом Ростехнадзора и организациями, эксплуатирующими эти обустройства.

356. Для каждого объекта, где предстоят взрывные работы, должны быть разработаны конкретные меры по обеспечению безопасности взрывных работ с учетом местных условий, особенностей конструкции сооружения.

357. Проекты и паспорта буровзрывных работ, технические расчеты на взрывание отдельных конструкций сооружений, подлежащих переустройству, должны составляться с учетом конкретных искусственных и геологических условий. Персонал, осуществляющий буровзрывные работы, должен быть ознакомлен под роспись с технической документацией на эти работы.

358. Руководство взрывными работами возлагается на назначенные приказом должностные лица, в дальнейшем - лица технического надзора, имеющие соответствующее образование для ведения горных, взрывных и других работ.

359. Взрывные работы должны выполняться взрывниками под руководством лица технического надзора по письменным нарядам с ознакомлением под роспись и соответствующим нарядам-путевкам и проводиться только в местах, отвечающих требованиям правил и инструкций по безопасности работ, установленных проектом буровзрывных работ на реконструкцию или ремонт инженерного сооружения.

360. Взрывник во время работы должен быть в соответствующей спецодежде, иметь при себе часы, необходимые приборы и принадлежности для взрывных работ (п. 4, раздел IV [51]).

361. В помощь взрывнику разрешается назначать помощников. Для этого они должны быть соответствующим образом проинструктированы и выполнять под руководством и контролем взрывника работы, не связанные с обращением со средствами инициирования и патронами-боевиками.

362. Все лица, работающие со взрывчатыми материалами (ВМ), должны быть проинструктированы руководителем взрывных работ о свойствах применяемых взрывчатых материалов и о мерах предосторожности при обращении с ними.

363. К производству взрывных работ, в том числе при ремонте и реконструкции искусственных сооружений, допускаются лица мужского пола, имеющие образование не ниже среднего и следующие возраст и стаж работы:

- в тоннельных выработках, отнесенных к разряду опасных по газу или пыли, - не моложе 18 лет и стаж на подземных работах не менее двух лет;

- на всех других взрывных работах - не моложе 18 лет и стаж работы не менее одного года по специальности, соответствующей характеру работы, сдавшие экзамены квалификационной комиссии и получившие соответствующие документы, установленные Положением о порядке подготовки и проверки знаний персонала для взрывных работ.

364. Взрывные работы при реконструкции и капитальном ремонте искусственных сооружений следует производить в "окна" в графике движения поездов. При этом взрывные работы вблизи эксплуатируемых железнодорожных путей должны выполняться при закрытом перегоне, а на электрифицированных участках - при снятом напряжении с контактной сети с принятием всех необходимых мер по ограждению места работ и эвакуации людей из опасной зоны.

365. Все находящиеся вблизи мест взрыва электрические, воздушные и другие коммуникации, а также эксплуатационные обустройства должны быть защищены от возможного их повреждения взрывной волной и другими продуктами взрыва.

366. Безопасные расстояния для людей, а также зоны, обеспечивающие сохранность зданий, сооружений, механизмов и других объектов от поражающего действия осколков и обломков разрушаемых взрывами материалов или разрушающего действия взрывной волны, должны быть указаны в проекте или паспорте буровзрывных работ и быть такими, чтобы исключить несчастные случаи. Безопасные расстояния определяются в соответствии с требованиями разделов VII и VIII [51].

367. Перед началом заряжания на границах запретной (опасной) зоны должны быть выставлены посты охраны, препятствующие проходу к месту производства взрывных работ посторонних людей, транспорта и т.д.

Люди, не занятые заряжанием забоя, должны быть выведены в безопасные места лицом технического надзора или по его поручению - взрывником. Постовым запрещается выполнять работы, не связанные с выполнением поручаемых им обязанностей (п. 10, раздел IV [51]).

368. В опасную зону разрешается проход только лицам технического надзора предприятия и работникам контролирующих органов при наличии связи с руководителем взрывных работ (взрывником) и только через пост, к которому выходит взрывник.

Величина опасной зоны определяется расчетом в проекте и отражается в паспорте буровзрывных работ. Она вводится:

- при взрывании с применением электродетонаторов с момента установки патронов-боевиков;

- при взрывании с применением детонирующих шнуров - до начала установки в сеть пиротехнических реле (замедлителей);

- при использовании неэлектрических систем инициирования с низкоэнергетическими волноводами с момента подсоединения взрывной сети к магистральной.

369. При взрывных работах в подземных условиях при реконструкции тоннелей на время заряжания забоя допускается замена постов охраны аншлагами с надписями, запрещающими вход в опасную зону. Аншлаги должны выставляться на таком расстоянии, где содержание ядовитых продуктов взрыва не превышает предельно допустимых концентраций. В соответствии с требованиями правил [51] это расстояние должно определяться на основании опытных взрывов и отбора проб воздуха при максимальном количестве взорванных в забое взрывчатых веществ. После окончания взрывных работ и полного проветривания выработки указанные аншлаги с надписями снимаются.

370. При производстве массовых <*> взрывов и длительном (более смены) заряжании как на поверхности, так и в подземных горных выработках в случае применения взрывчатых веществ (ВВ) группы D (кроме дымного пороха) на период заряжания вместо опасных зон допускается устанавливать запретные зоны, в пределах которых запрещается находиться людям, не связанным с заряжанием. Размеры запретной зоны должны определяться проектом.

371. В подземных выработках запретная зона определяется расчетом из условия действия ударной волны от возможного взрыва наибольшего количества ВВ в зарядной машине и крайней заряжаемой скважине и должна составлять не менее 50 м. На границах запретной зоны с начала заряжания выставляются посты охраны; в выработках, сообщающихся с взрываемым забоем, вместо постов охраны допускается устанавливать аншлаги с запрещающими надписями.

372. На открытых участках взрывных работ (лобовые откосы портальных выемок, галерей и боковых откосов подходных выемок, береговых опор мостов, труб) при длительном заряжании запретная зона должна составлять не менее 20 м от ближайшего заряда как по горизонтали, так и по вертикали.

373. При производстве взрывов обязательно применение предупреждающих звуковых или световых сигналов. Звуковые сигналы должны быть хорошо слышны, а световые - хорошо видны на границах опасной зоны. Способ, время подачи и назначение сигналов должны быть доведены до сведения населения близлежащего района и всех работников, причастных к работам на данном участке.

Значения и порядок сигналов следующие:

- первый сигнал - предупредительный (один продолжительный). Этот сигнал подается перед заряжанием. После заряжания лица, связанные с этими работами, удаляются из забоя, взрывники приступают к монтажу взрывной сети;

- второй сигнал - боевой (два продолжительных). После подачи этого сигнала производится взрыв;

- третий сигнал - отбой (три коротких). Этот сигнал означает окончание взрывных работ. Сигналы должны подаваться старшим взрывником (или взрывником), выполняющим взрывные работы, а при массовых взрывах - специально назначенным работником предприятия. Запрещается подача сигналов голосом, а также с применением взрывчатых веществ.

374. Проекты буровзрывных (взрывных) работ подлежат утверждению руководителем подразделения, ведущего эти работы, и должны содержать конкретные решения по безопасной организации работ с указанием основных параметров буровзрывных работ: способа инициирования зарядов; конструкции зарядов и боевиков; расчеты взрывных сетей; предполагаемый расход взрывчатых материалов; границы опасной зоны и охраны этой зоны с учетом всех объектов, находящихся в ее пределах; режим проветривания района взрывных работ и другие меры безопасности, учитывающие конкретные условия и особенности конструкций искусственных сооружений.

При попадании в опасную зону объектов другого предприятия (организации) его руководитель должен письменно оповещаться не менее чем за одни сутки о времени и месте производства работ.

375. Все буровзрывные работы при ремонте и реконструкции тоннелей и других сооружений должны выполняться в соответствии с паспортом буровзрывных работ (БВР). Паспорт должен составляться начальником участка или руководителем буровзрывных работ, утверждаться главным инженером строительного подразделения, ведущего переустройство тоннеля, и согласовываться с территориальным органом Ростехнадзора. Внесение изменений в паспорт БВР допускается только с разрешения главного инженера и по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора.

Утвержденный паспорт буровзрывных работ должен быть выдан под расписку начальнику участка, руководителю БВР, сменным инженерам и горным мастерам; один экземпляр паспорта с росписями перечисленных лиц должен храниться в техническом отделе строительного подразделения.

С паспортом БВР должны быть ознакомлены под расписку все проходчики и взрывники, непосредственно работающие в данном забое. Наглядная, четко выполненная на фанере, пластике, металле и т.д. схема паспорта должна быть вывешена в выработке, где ведутся буровзрывные работы.

При этом паспорт должен включать:

- схему расположения шпуров или наружных зарядов; применяемый тип ВМ; данные о способе заряжания и инициирования зарядов, количестве шпуров, их глубине и диаметре, массе и конструкции зарядов и боевиков;

- последовательность и количество приемов взрывания зарядов, материал и длину забойки шпуров, длину зажигательных и контрольных трубок, схему монтажа взрывной сети с указанием ее длины и сопротивления, замедлений, схему и время проветривания забоя;

- величину радиуса опасной зоны;

- места укрытия взрывников и рабочих на время производства взрывных работ;

- расстановку постов охраны или оцепления, а также расположение предохранительных устройств, предупредительных и запрещающих плакатов и знаков, ограждающих доступ в опасную зону и к месту взрыва;

- указания по расположению специальных средств для предотвращения взрывов газа или пыли, а также режим взрывных работ.

376. При реконструкции тоннелей в случаях доведения контура выработок до проектных размеров, удаления отдельных навесов для выравнивания кровли, боков и забоя выработки, подрывания лотковой части и при перекреплении выработки, а также в целях ликвидации отказов разовые взрывы зарядов в шпурах разрешаются по временным схемам. Схема составляется и подписывается лицом технического надзора, осуществляющим непосредственное руководство взрывными работами. При этом в схеме обязательно указывается расположение и количество шпуров, масса и конструкция зарядов, места расположения постов и укрытия взрывников, а также необходимые дополнительные меры безопасности.

Разрешение на взрыв дает только лицо технического надзора после проверки всех перечисленных требований.

377. В случае применения буровзрывных работ при ремонте или реконструкции тоннелей (увеличение поперечного сечения с однопутного в двухпутный тоннель, проходки дополнительных выработок и т.д.) в выработках, где возможно выделение газов и пыли, опасных по взрыву, взрывные работы должны проводиться в соответствии с требованиями разделов IV и V [51], а также специальных мероприятий (инструкций), согласованных территориальными органами Ростехнадзора.

378. Поверхность у устья нисходящих шпуров, скважин (при разработке массива вертикальным или наклонным бурением) должна быть очищена от обломков породы, буровой мелочи, щепок и других посторонних предметов.

379. Заполнять свободную часть шпуров (скважин) забоечным материалом нужно осторожно с помощью специальных забойников, не дающих искр при соприкосновении с горной породой или материалом конструкций. Длина забойника должна быть не менее чем на 200 мм больше длины шпуров или скважин. Запрещается взрывание шпуров без заполнения свободной части шпура (скважины) забойкой, материал и длина которой определяется паспортом БВР.

380. При взрывании опор мостов, подпорных стенок, откосов выемок, труб, порталов тоннелей размещение зарядов должно производиться таким образом, чтобы взрыв одного из них не нарушал соседнего заряда. В случае невозможности выполнения данного условия взрывание должно проводиться только одновременно с применением электродетонаторов (ЭД) мгновенного действия или детонирующего шнура (ДШ).

381. Запрещается производить взрывные работы на поверхности земли во время грозы. Если электровзрывная сеть была смонтирована до грозы, то перед грозой необходимо либо произвести взрывание, или отсоединить участковые провода от магистральных, а концы их соединить накоротко и тщательно заизолировать.

382. При разрушении опор мостов, участков старой обделки, порталов тоннелей взрывание камерных зарядов разрешается проводить только с применением ДШ и ЭД. При этом в каждую камеру должно помещаться не менее 2-х боевиков. Взрывная или электровзрывная сеть должна дублироваться тем же способом, которым производится основное взрывание. Заряды-боевики следует размещать в жестких прочных оболочках (ящиках, коробках, упаковках и т.п.). Перед заряжанием камерных зарядов электропроводка в этих выработках должна удаляться и обесточиваться.

383. При предварительном рыхлении грунтового массива взрыванием рассредоточенных зарядов в шпурах или скважинах длиной более 5 м и при наличии в шпуре (скважине) гидравлической забойки допускается в качестве дополнительного средства инициирования использовать ДШ без вывода его из шпура (скважины).

384. При рассредоточенных по длине шпура (скважины) зарядах в каждой части заряда может быть помещен только один патрон-боевик. В выработках, опасных по газу или пыли, рассредоточенные заряды допускается применять в породных забоях выработок, в которых отсутствует выделение горючих газов, и только во врубовых шпурах (скважинах).

385. Если во время заряжания часть заряда будет пересыпана, то шпур (скважину, рукав) следует дозарядить и взорвать одновременно с другими зарядами. Запрещается производить очистку шпура или скважины с пересыпанными зарядами.

386. Запрещается выдергивать или тянуть огнепроводный или детонирующий шнур, а также провода электродетонаторов, введенные в боевики. Переломы выходящих из зарядов концов огнепроводного или детонирующего шнура не допускаются (п. 23, раздел IV [51]).

387. При взрывании шпуровых (скважинных) и наружных зарядов для разделки негабаритных кусков на развалах монтаж взрывной сети и заряжание разрешается выполнять только сверху вниз.

388. При механизированном заряжании разрешается применять только те взрывчатые материалы, которые допущены для этих целей в установленном порядке.

389. Механизированное заряжание должно осуществляться в соответствии с правилами устройства зарядного, доставочного и смесительного оборудования, предназначенного для механизации взрывных работ, инструкциями по эксплуатации зарядного оборудования, руководствами (инструкциями) по применению соответствующих взрывчатых материалов, а также инструкциями по безопасности работ при механизированном заряжании, согласованными с территориальным органом Ростехнадзора.

390. При выполнении работ, связанных с механизированным заряжанием (пневматическое транспортирование рассыпчатых гранулированных ВВ, применение различных средств взрывания, особенности заряжания шпуров и скважин, ремонт и обслуживание зарядного оборудования и зарядных машин), должны соблюдаться требования, изложенные в п. п. 40 - 47 раздела IV [51].

391. Локомотивы хозяйственных поездов перед производством взрывных работ в тоннеле необходимо отвести за пределы опасной зоны, а подвижной состав, находящийся в зоне взрыва, закрепить башмаками. Ближайшие к месту взрыва железнодорожные пути должны быть защищены от повреждения.

392. Взрывные работы с целью разработки старой обделки тоннеля следует вести с применением мелкошпуровых зарядов, а смежные с разрабатываемым участки обделки необходимо подкреплять кружалами. Допускается в случае заложения тоннеля в крепких скальных грунтах и при удовлетворительном состоянии обделки в целом производить взрывы без предварительной установки кружал. При этом ширина участка разработки обделки не должна превышать 2 м. Разрешение на этот вид работ дается руководителем работ (начальником участка).

393. Запрещается огневое и электроогневое взрывание зарядов во всех подземных выработках, где возможно наличие взрывчатых газов или пыли, а огневое взрывание во всех подземных горных выработках, включая и не опасные по газу и пыли.

394. Взрывные работы на объектах, опасных по взрывам газа или пыли, должны производиться по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора.

395. Во время монтажа взрывной сети при электровзрывании для предупреждения появления в ней блуждающих токов и токов утечки все электроустановки, контактные и осветительные провода в выработках тоннелей, на мостах и других объектах должны быть обесточены. Проверку наличия блуждающих токов и измерение их величины необходимо производить в соответствии с требованиями правил [51]. Запрещается проводить взрывные работы при неотключенном электрооборудовании в зоне забоя, а также при недостаточном освещении.

396. Магистральные провода при электровзрывании в подземных условиях следует применять с полихлорвиниловой или резиновой оболочкой. Соединения проводов должны изолироваться. Подвеску магистральных проводов необходимо производить так, чтобы исключить непосредственное соприкасание их с металлическими предметами (рельсы, трубы и т.п.).

397. Запрещается монтировать электровзрывную сеть в направлении от источника тока или устройства, включающего ток, к заряду.

398. Запрещается производить взрывание зарядов в реконструируемых тоннелях, если на расстоянии менее 20 м от места их заложения находятся неубранная отбитая горная масса, подвижной состав, технологические тележки или другое оборудование, которые загромождают более чем на одну треть площадь поперечного сечения выработки, при отсутствии свободных проходов.

399. При производстве взрывных работ в реконструируемых тоннелях должно быть обеспечено надлежащее их проветривание в соответствии с требованиями, устанавливаемыми правилами [51]. При этом количество чистого воздуха, подаваемого в каждый забой, в котором производятся взрывные работы, должно определяться расчетом из условия разжижения до безопасной концентрации ядовитых продуктов взрыва за время, установленное в проекте буровзрывных работ.

400. При капитальном ремонте или реконструкции тоннелей и опор мостов запрещается применение наружных зарядов.

401. Бурение шпуров и скважин в подземных выработках должно производиться с соблюдением требований правил [51] в части, их касающейся, и требований пунктов 212 - 230 настоящих Правил.

402. При рассечке штолен из тоннеля производство взрывных работ разрешается при наличии искусственной вентиляции и неодновременном взрывании шпуров в противоположных забоях. В случае рассечки штольни из тоннеля через фурнель дополнительно к указанным условиям требуется оборудование фурнелей лестничными отделениями с закрывающимися прочными лядами; при этом лестницы должны быть надежно закреплены, не иметь поломанных ступеней и быть удобными для передвижения взрывника с ВМ.

403. Взрывные работы в калоттах разрешаются при следующих условиях:

- взрывание зарядов в обеих сторонах калотты должно производиться неодновременно;

- при разработке калотты из транспортной штольни вход в калотту должен быть оборудован надежно закрепленными лестницами, обеспечивающими безопасный отход взрывника из калотты в укрытие;

- надкружальная затяжка перед взрывом может быть разобрана не более чем на ширину разрабатываемого участка;

- предельная длина заходки в калоттах в зависимости от крепости и устойчивости грунта определяется ППР, но не должна превышать 1 м;

- до начала открытия движения поездов по тоннелю на разработанном участке должна быть установлена временная крепь.

404. Запрещается производить взрывные работы, если в калотте, смежной с разрабатываемой, забетонированный свод набрал менее 75% проектной прочности.

405. При залегании тоннеля в слабых неустойчивых грунтах применение взрывных работ для разборки старой обделки не допускается.

406. При реконструкции тоннелей с помощью щитов и полущитов применение БВР разрешается с условием выполнения следующих требований:

- перед каждым взрывом должен производиться наружный осмотр передней катучей секции полущита и ножевого кольца щита на предмет выявления опасностей, угрожающих их целостности при взрыве;

- на наружной поверхности передней катучей секции у забоя или на площадках выдвижных платформ щита должны быть устроены специальные ступени для удобства заряжания шпуров и монтажа электровзрывной сети;

- обеспечение отхода в укрытие взрывника и других участвующих в заряжании лиц через специальные выходы на полущитовом комплексе и по лестницам в щите;

- должно быть обеспечено надежное укрытие электросветильников, приборов и механизмов, которые могут быть повреждены взрывом;

- применение ЭД короткозамедленного действия не менее пяти степеней замедления.

407. Допуск работающих в забой после взрыва производится лицом, ответственным за ведение работ, только после проветривания и проверки состояния забоя, элементов временной крепи, конструкции полущитового (щитового) комплекса и обделки тоннеля в зоне взрыва. Образовавшиеся заколы и навесы грунта и частей обделки, деформации временной крепи, создающие опасность для работающих, должны быть немедленно ликвидированы.

408. При производстве взрывных работ в лотке тоннеля для монтажа или передвижки металлических кружал железнодорожный путь следует защищать от повреждения. Взрывание должно производиться одиночными зарядами при максимальной массе одного заряда не более 50 г.

409. Взрывание порталов тоннелей при их переустройстве производится по разработанному проекту. С целью предупреждения вывалов в тоннеле взрывание порталов должно производиться под прикрытием металлических кружал, выступающих от портала внутрь тоннеля на длину не менее 5 м. При этом должны быть приняты меры к защите от повреждения железнодорожного пути и других сооружений на участке взрывных работ.

410. Устройство и расположение временных и кратковременных складов взрывчатых материалов, которые, как правило, применяются при ремонтах и реконструкции транспортных сооружений, должны удовлетворять требованиям Единых правил безопасности при взрывных работах [51]. Срок эксплуатации временного приобъектного склада устанавливается до трех лет, а кратковременного - до одного года.

411. Доставка ВМ от склада к местам взрывных работ должна производиться по установленным руководителем взрывных работ маршрутам проинструктированными работниками под наблюдением взрывников или сопровождающих лиц при соблюдении весовых норм на переноску взрывчатых материалов, установленных Едиными правилами безопасности при взрывных работах. Переноска ВМ к месту работ через эксплуатируемые мосты и тоннели допускается только в интервале между поездами (п. п. 22 - 27, раздел I [51]).

412. При ведении взрывных работ в подземных выработках допускается применять только патронированные ВВ. В обводненных выработках следует использовать водоустойчивые ВВ.

413. Во всех случаях, когда заряды не могут быть взорваны по причинам технического характера (нарушения взрывной сети, отсоединения проводов и т.д.), они рассматриваются как отказы. Каждый отказ отмечается в журнале регистрации отказов при взрывных работах (приложение 5 [51]).

414. В случае обнаружения отказа или подозрении на него на земной поверхности взрывник должен выставить отличительный знак у невзорвавшегося заряда, а в подземных условиях - закрестить забой выработки или установить знак, запрещающий вход в выработку, и уведомить об этом лицо технического надзора.

415. Работы, связанные с ликвидацией отказов, в том числе на земной поверхности, должны производиться под руководством лица технического надзора в соответствие с инструкцией, согласованной с территориальным органом Ростехнадзора. В местах отказов запрещаются какие-либо производственные процессы, не связанные с их ликвидацией (п. п. 54 - 55, раздел IV [51]).

416. Ликвидация отказных зарядов в шпурах, скважинах, рукавах или камерах должна производиться в соответствии с требованиями Единых правил безопасности при взрывных работах и указаний Инструкции по предупреждению, обнаружению и ликвидации отказавших зарядов ВВ на земной поверхности и в подземных выработках [118].

417. Висящие провода обнаруженного электродетонатора в отказном заряде необходимо замкнуть накоротко.

418. После взрыва заряда, предназначенного для ликвидации отказа, необходимо осмотреть взорванную массу и собрать взрывчатые материалы. Только после этого разрешается производить дальнейшие работы с соблюдением определенных лицом технического надзора мер предосторожности. Обнаруженные ВМ должны быть уничтожены в установленном порядке (п. 64, раздел IV [51]).

419. Ликвидация отказных зарядов в рукавах (при разрушении опор мостов, порталов тоннелей, конструкций галерей) должна проводиться взрыванием заряда во вспомогательном рукаве, пройденном на расстоянии не менее 1/3 длины рукава с отказным зарядом, или иными способами, рекомендуемыми в п. 61 раздела IV [51].

420. Запрещается во всех случаях проводить забуривание в невзорвавшуюся часть шпура ("стаканы") вне зависимости от наличия или отсутствия в них остатков ВМ во избежание возможных взрывов.

421. Заряжание шпуров и монтаж взрывной сети на высоте более 1,3 м разрешается проводить только с полков, примыкающих к забою, или с выдвижных площадок полущитов, щитов или укладчиков тоннельной обделки. Запрещается изготовление патронов-боевиков непосредственно на этих площадках.

422. При взрывании в забое щита или полущита заряжание и взрывание разрешается проводить одновременно не более чем в двух смежных ярусах. При этом врубовые шпуры должны располагаться как можно ближе к лотковой части выработки для уменьшения площади поражения конструкции щита продуктами взрыва. На одном горизонтальном ярусе допускается взрывать заряды за один прием не более чем в 10 шпурах.

423. Погрузка, перевозка и разгрузка взрывчатых материалов с применением автомобильного транспорта должны осуществляться в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом [48].