Обеспечение доступа к государственным услугам с использованием универсальной электронной карты
Обеспечение доступа к государственным услугам
с использованием универсальной электронной карты
В рамках указанного мероприятия будет организован доступ к инфраструктуре электронного правительства для граждан и организаций - владельцев универсальной электронной карты.
При создании типовой информационно-телекоммуникационной системы будут определены следующие типовые функциональные возможности универсальной электронной карты:
идентификационная, обеспечивающая надежную идентификацию владельца карты и связь его персональных данных на карте с единым государственным регистром населения и регистрами населения субъектов Российской Федерации;
биометрическая, обеспечивающая хранение данных о личных физиологических параметрах владельца карты для оказания услуг в сфере здравоохранения, обслуживания граждан с ограниченными физическими возможностями и укрепления общей информационной безопасности;
социальная, обеспечивающая использование данных о владельце для автоматизации государственной деятельности в сфере социальной защиты населения на федеральном уровне, уровнях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
транспортная, обеспечивающая применение универсальных электронных карт в качестве учетного и расчетного средства для проезда в транспортных средствах различного типа, вида собственности и общественном транспорте, в том числе в рамках межрегионального режима учета;
платежная, обеспечивающая применение карты в качестве доступа к личным банковским счетам граждан и организаций и проведение банковских расчетов через операторов национальной платежной системы, международные и локальные платежные системы.
Применение универсальной электронной карты в электронном правительстве обеспечит предоставление гражданам удобного и универсального инструмента для получения социальных услуг и доступа к государственным информационным ресурсам на всей территории Российской Федерации, что будет способствовать:
повышению эффективности реализации государственной социальной политики;
реализации прозрачного механизма предоставления мер социальной поддержки;
повышению эффективности и качества социального обслуживания граждан в государственных и коммерческих организациях;
обеспечению государственного контроля над целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на социальные цели;
увеличению доли безналичных расчетов;
обеспечению юридически значимого электронного взаимодействия между гражданами, государством и коммерческими организациями;
развитию информационно-технической базы систем социальной защиты населения.
Однако реализация преимуществ универсальных электронных карт возможна только при использовании всего комплекса современных информационных телекоммуникационных технологий. Инфраструктура электронных карт - это комплекс, состоящий из вычислительных средств, систем хранения данных, специализированных рабочих мест сотрудников органов государственной власти и организаций, занимающихся предоставлением и учетом льгот, сети автономных электронных терминалов и других функциональных элементов.
В период до 2009 года в Российской Федерации были успешно осуществлены несколько региональных проектов создания сети приема электронных карт, в том числе для автоматизации задач в сфере социальной защиты населения. Почти все эти проекты успешно прошли фазы проектирования, опытной эксплуатации, построения региональной сети, но так и не стали межрегиональными и не заняли существенную долю российского рынка электронных карт. Это произошло по следующим причинам:
при автоматизации региона решались лишь несколько ключевых задач - только транспортная, только платежная или только социальная. Ввиду этого универсальные электронные карты регионов оказались несбалансированными с точки зрения реализованной функциональности;
для уменьшения первоначальных капитальных затрат за основу были взяты существующие технологии международных платежных карт или локальных платежных карт, что потребовало вынужденной стандартизации по неэффективным, устаревшим техническим и финансовым стандартам;
отсутствовала стандартизация информационных систем субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поэтому адаптация универсальных электронных карт для работы в другом регионе требовала существенных затрат, соизмеримых с первоначальными затратами на создание системы;
технология работы программных средств для работы с микропроцессорными электронными картами российских производителей является закрытой информацией, поэтому отсутствуют объективные данные о независимости ее от иностранных поставщиков комплектующих, о патентной чистоте, информация о независимой аттестации средств информационной безопасности и механизмах защиты персональных данных;
платежное приложение в действующих социальных электронных картах трудно сделать технологически независимым от работы центров обработки данных международных платежных систем и иностранных коммерческих банков, что делает его уязвимым от сопутствующих им финансовых, репутационных и технологических рисков.
Таким образом, реализация проектов, связанных с универсальной электронной картой, представляет собой сложный процесс создания крупномасштабной информационной телекоммуникационной инфраструктуры федерального уровня.
Универсальность электронных карт позволит вводить изменения в их функциональную логику дистанционным способом, без замены карты и непосредственного присутствия держателя карты.
В свою очередь, это обеспечит высокую степень адаптации универсальной электронной карты к изменениям нормативной базы в области социальной поддержки населения и позволит снизить затраты на их эксплуатацию.
Развитие инфраструктуры выпуска и обслуживания универсальных электронных карт в рамках текущего мероприятия планируется осуществлять по следующим направлениям:
разработка единых технических и нормативных технических документов, системного и технического проектов по применению универсальных электронных карт, учитывающих риски и нерешенные проблемы их первоначального внедрения;
определение статуса социальных электронных карт как единого удостоверения, юридически значимого идентификатора гражданина для получения государственных услуг в электронном виде, использования для автоматизированного обслуживания льготных категорий населения в органах государственной власти и организациях;
осуществление взаиморасчетов граждан с транспортными организациями и предприятиями торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг, предоставляющими льготы социально незащищенным категориям населения;
совершенствование механизмов предоставления субсидий и льгот на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающее создание системы персонифицированных социальных счетов и их связь с универсальной электронной картой гражданина;
использование электронной карты для получения услуг в рамках системы государственного медицинского страхования, а также обеспечения однозначной идентификации гражданина при каждом случае осуществления государственных гарантий в сфере социального и медицинского обеспечения, в том числе при выдаче рецептов и получении медикаментов;
подготовка предложений для широкомасштабного внедрения информационных систем на основе типовой универсальной электронной карты в субъектах Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей