4. Совершенствование важнейших рыночных институтов и снятие необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности
4. Совершенствование важнейших
рыночных институтов и снятие необоснованных барьеров
для предпринимательской деятельности
Ключевым инструментом повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики остается конкурентная политика. Предстоит реализовать комплекс мероприятий одобренной Правительством Российской Федерации Программы развития конкуренции в Российской Федерации, предусматривающей, в том числе:
пересмотр подходов к осуществлению контроля за экономической концентрацией;
снижение издержек входа на рынок товаров и услуг;
упрощение доступа к инфраструктуре естественных монополий;
повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти.
В условиях экономического кризиса особое значение приобретают меры по противодействию роста цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие. С этой целью Правительство Российской Федерации усилит антимонопольный контроль в сфере торговли. Будут установлены принципы, определяющие особенности организации торговли продовольственными товарами. Будут пресекаться действия, приводящие к дискриминации отечественных производителей товаров со стороны торговых организаций, ведущие, в том числе, к неоправданному росту цен на продовольствие. Совместно с региональными и муниципальными властями будут предприниматься меры по развитию конкуренции в сфере торговли, в том числе за счет распространения ярмарок выходного дня, создания благоприятных условий для деятельности магазинов "шаговой доступности", сельскохозяйственных рынков, развития малого бизнеса в сфере торговли.
Будет радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса, в том числе при:
осуществлении не предусмотренных федеральным законодательством разрешительных процедур;
несоблюдении процедур продажи (сдачи в аренду) земли и помещений, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
действиях органов власти, направленных на введение ограничений по перемещению товаров и дополнительных обременений для предпринимателей;
несоответствии нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации и осуществления торговой деятельности антимонопольному законодательству.
Будет обеспечен контроль за установлением обоснованных цен организациями, оказывающими на платной основе услуги по сертификации и выдаче иных разрешений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Предприняты шаги к реформированию системы необходимых экспертиз на основе деятельности аккредитованных коммерческих организаций, для которых будет установлена гражданско-правовая ответственность за качество оказываемых услуг.
Предстоит законодательно закрепить ответственность лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, правоохранительной службы, муниципальной службы в виде дисквалификации за совершение административных правонарушений.
Будет проведена работа по сокращению и упрощению разрешительных процедур, осуществляемых органами власти и местного самоуправления. Результат этой работы, а также максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями станут факторами борьбы с коррупцией.
Первоочередными являются меры по совершенствованию процедур в сферах лицензирования и технического регулирования. Подлежит разработке нормативно-правовая база по вопросам: упрощения процедуры получения и переоформления лицензий; повышения открытости и доступности информации о деятельности лицензирующих органов для граждан и хозяйствующих субъектов; разработки унифицированного (единого) порядка лицензирования для однородных объектов лицензирования; устранения взимания с соискателей лицензии дополнительных средств за проведение предлицензионной проверки; унификации требований к лицензируемым видам деятельности.
Важным направлением является завершение реформы технического регулирования, предполагающей значительное сокращение предъявляемых со стороны государства обязательных требований к параметрам и характеристикам товаров и услуг. В первую очередь сократится перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Будут приняты технические регламенты, первоочередность которых предусмотрена Федеральным законом "О техническом регулировании". При разработке указанных регламентов будут обеспечены публичность и учет мнения широкого круга участников соответствующего рынка и их объединений в целях достижения баланса интересов государства и бизнеса.
Будут приняты меры по урегулированию порядка предоставления (оказания) услуг, сопутствующих выполнению государственных функций органами власти, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, а также иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями. Разработан комплекс мер, обеспечивающих контроль соблюдения законодательства при предоставлении органами власти, их территориальными органами и подведомственными им организациями, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг на платной основе.
Важным направлением по снижению административных барьеров является работа по расширению применения электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия юридических и физических лиц с регулирующими органами. С этой целью будет ускорено введение системы электронного обмена документами между органами власти.
Предстоит внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения системы санкций, выносимых при проведении проверок деятельности хозяйствующих субъектов. При выявлении нарушения обязательным должно стать вынесение сначала предупреждения (предписания) об устранении нарушения, и только в случае невыполнения предписания - наложение штрафа.
Ключевым направлением антикризисных мер является поддержка малого и среднего предпринимательства. На эти цели в 2009 году будет направлено 40,5 млрд. рублей, что в 11 раз больше, чем в 2008 году. В 2009 году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. рублей, то есть в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. рублей.
Уже с 1 мая начнет действовать новый порядок проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Они будут осуществляться не чаще, чем один раз в три года, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора.
Будет сокращен перечень товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации. Расширится сфера декларирования соответствия, что серьезно сократит издержки предпринимателей на осуществление процедур обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) требованиям безопасности.
Установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям. При этом для потребителей с мощностью до 15 кВт стоимость присоединения не будет превышать 550 рублей, а от 15 до 100 кВт - можно внести только авансовый платеж в размере 5 процентов от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года.
Требование об обязательной квоте (до 20 процентов) для малого предпринимательства при государственных закупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит увеличить спрос на продукцию малых компаний на 25 млрд. рублей. Также будут установлены льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества. При этом передача помещений иным хозяйствующим субъектам будет возможна только в том случае, если не будет заявок на аренду от малых и средних компаний.
Будет разработан механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, а также обеспечено развитие системы небанковских микрофинансовых институтов, для оказания финансовой поддержки микро предприятиям и начинающим предпринимателям, за счет средств Внешэкономбанка. До 30 млрд. рублей будет расширена программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемой Внешэкономбанком, в том числе на цели микрокредитования будет направлено до 1 млрд. рублей.
Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона. При определении уровня софинансирования будет учитываться расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочно до 80 процентов расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства.
В 2009 году впервые предоставляется возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса - до 60 процентов в течение первого-третьего квартала текущего года.
Будут также приняты дополнительные меры по поддержке развития малого и среднего бизнеса:
формирование законодательной основы микрофинансовой деятельности, совершенствование законодательства о кредитной кооперации как составной части финансовой системы Российской Федерации;
развитие альтернативных форм организации торговой деятельности, включая ярмарки выходного дня, в целях обеспечения населения доступными товарами повседневного спроса;
совершенствование системы сертификации сельскохозяйственной продукции, обеспечивающее максимально быструю поставку скоропортящейся продукции в торговые объекты;
совершенствование законодательства о преимущественном праве выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства государственных и муниципальных объектов недвижимого имущества в части установления принципа добросовестности арендатора;
введение административной ответственности государственных и муниципальных заказчиков за невыполнение требований федерального закона об обязательной квоте (до 20 процентов) для малого предпринимательства.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей