Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

ОСМОТР ПЕДИАТРА

┌───┬───────────────────────┬───────┬────────────┬───────────────┐

│ N │ Вид деятельности │Затрата│Необходимые │Дополнительные │

│п/п│ │времени│обследования│обследования по│

│ │ │на об- │ │показаниям │

│ │ │следо- │ │ │

│ │ │вание 1│ │ │

│ │ │ребенка│ │ │

├───┼───────────────────────┼───────┼────────────┼───────────────┤

│1. │Сбор анамнеза │1 мин. │Клинический │Копрологический│

│ │ │ │анализ кро- │анализ кала, │

│2. │Осмотр кожных покровов │30 сек.│ви, общий │анализ кала на │

│ │и волосистой части │ │анализ мочи.│дисбактериоз. │

│ │головы │ │Анализ кала │Анализ слизи из│

│ │ │ │на яйца гли-│зева и носа. │

│3. │Осмотр видимых слизис- │30 сек.│стов (аска- │Анализ мочи по │

│ │тых оболочек: │ │ридоз, энте-│Нечипоренко, │

│ │конъюктивы глаз, полос-│ │робиоз, про-│Аддис-Каковско-│

│ │ти рта, зева │ │стейшие). │му, по Зимниц- │

│ │ │ │Антропомет- │кому и др. │

│4. │Осмотр и пальпация │30 сек.│рия, измере-│ │

│ │области щитовидной │ │ние АД, час-│ │

│ │железы │ │тоты пульса,│ │

│ │ │ │дыхания │ │

│5. │Пальпация периферичес- │30 сек.│ │ │

│ │ких лимфоузлов: │ │ │ │

│ │подчелюстных, паховых, │ │ │ │

│ │подмышечных │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│6. │Исследование органов │2 мин. │ │ │

│ │кровообращения (осмотр,│ │ │ │

│ │перкуссия, аускультация│ │ │ │

│ │сердца) │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│7. │Исследование органов │2 мин. │ │ │

│ │дыхания (перкуссия и │ │ │ │

│ │аускультация легких) │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│8. │Исследование органов │2 мин. │ │ │

│ │пищеварения (пальпация │ │ │ │

│ │органов брюшной полос- │ │ │ │

│ │ти, области правого │ │ │ │

│ │подреберья, печени, │ │ │ │

│ │эпигастральной облас- │ │ │ │

│ │ти, селезенки, правой │ │ │ │

│ │и левой подвздошной │ │ │ │

│ │областей, надлобковой │ │ │ │

│ │области) │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│9. │Осмотр половых орга- │30 сек.│ │ │

│ │нов - внешний осмотр │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│10.│Осмотр грудных желез у │30 сек.│ │ │

│ │девочек │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│11.│Оформление первичной │5 мин. │ │ │

│ │медицинской документа- │ │ │ │

│ │ции по данным осмотра │ │ │ │

│ │ ├───────┼────────────┼───────────────┤

│ │ │15 мин.│ │ │

└───┴───────────────────────┴───────┴────────────┴───────────────┘

Осмотр ротовой полости и зева следует проводить при помощи шпателя и с произнесением ребенком гласной "А". Обращается внимание на состояние зубов, прикус, высоту стояния твердого неба, величину и вид небных миндалин.

Различают 3 степени гипертрофии миндалин:

I степень - миндалины заполняют латеральную треть пространства между небными дужками и маленьким язычком (норма).

II степень - миндалины заполняют 2/3 этого пространства.

III степень - миндалины соприкасаются между собой.

При осмотре необходимо пальпировать подчелюстные, передние и задние шейные, заушные лимфоузлы. Обращается также внимание на голосовую функцию - звучность голоса. Осматриваются слуховые проходы (наличие выделений).

Исследование органов кровообращения начинают с определения частоты сердечных сокращений, наполнения пульса, ритма, напряжения. Перкуссией и пальпацией определяются границы сердца, верхушечный и сердечный толчок. При аускультации отмечают звучность и чистоту тонов. В случаях выявления сердечных шумов проводят исследования в различных положениях (стоя, лежа) и функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой. Устанавливают характер шумов, локализацию оптимальной слышимости.

Оценка результатов ортостатической пробы: учащение пульса за 1 минуту менее 16 - хороший результат, от 16 до 20 - средний, более 20 - ниже среднего результат.

Оценка результатов пробы с 20 приседаниями за 30 секунд: время восстановления пульса к исходному уровню: менее 3-х минут - хороший результат, от 3-х до 4-х минут - средний, более 4-х минут - ниже среднего результат.

В процессе исследования органов пищеварения выясняют состояние аппетита, характер стула, наличие и характер болей в животе, связь их с приемом пищи (до или после еды) и наличием диспептических явлений (тошноты, рвоты, отрыжки, изжоги).

Осмотр начинают с полости рта: отмечают состояние слизистых, обложенность языка, десен, верхнего неба, зубов. Выявляются симптомы хронической интоксикации (бледность кожных покровов, орбитальные тени).

Пальпаторно определяют состояние (напряжение) мышц живота, наличие и локализацию болевых точек (эпигастральная и пилородуоденальной областей, точка желчного пузыря в правом подреберье, левое подреберье, область сигмы).

Устанавливают размеры печени и селезенки, их консистенцию, чувствительность, симптомы раздражения желчного пузыря (Ортнера, Мюсси, Менделя) для сравнения проверяются с обеих сторон.

При оценке состояния мочевыделительной системы выявляют наличие в анамнезе частых простудных заболеваний и ангин, бессимптомных повышений температуры, отягощенной наследственности по почечной патологии, в том числе при беременности у матери.

Уточняют жалобы на частые и болезненные мочеиспускания, задержки и недержание мочи, боли в животе и пояснице.

При осмотре обращают внимание на цвет кожных покровов (бледность), отеки, повышение АД, наличие вагинитов у девочек, положительный симптом Пастернацкого, изменения в анализах мочи.

При осмотре девочек 5 - 10 классов особое внимание уделяют гинекологическому анамнезу, жалобам. Наличие отклонений или нарушений в темпах полового развития, менструальной функции, состоянии половых органов требуют направления в гинекологический кабинет для детей и подростков.