Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

7. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировании грузов

7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ И ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ГРУЗОВ

7.1. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует руководствоваться требованиями проектов производства работ, технологических карт и инструкций, разработанных с учетом особенностей местных условий, Транспортного устава железных дорог Российской Федерации и Правил перевозки грузов на железнодорожном транспорте.

7.2. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться, как правило, механизированным способом с применением машин, механизмов и средств малой механизации. Погрузку и разгрузку грузов массой более 50 кг, а также подъем грузов массой более 10 кг на высоту более 3 м следует выполнять только механизированным способом.

7.3. Предельная норма груза, поднимаемого и перемещаемого единовременно одним человеком в течение рабочей смены, не должна превышать для мужчин - 15 кг, для женщин - 7 кг, а при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) для мужчин - 30 кг, для женщин - 10 кг.

7.4. При погрузке и выгрузке грузов вручную количество работников монтажной или эксплуатационной организации должно быть таким, чтобы масса груза, приходящегося на одного человека, не превышала предельной нормы.

7.5. Погрузочно-разгрузочные работы нельзя производить в условиях, снижающих видимость в пределах рабочей зоны (при снегопаде, тумане, дожде).

7.6. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ работники должны пользоваться съемными грузозахватными приспособлениями (стропами, грузоподъемными ремнями и полотнами, траверсами и др.), осмотренными и испытанными в соответствии с действующими нормами, имеющими номер, штамп или бирку с указанием даты следующего испытания.

7.7. Строповка оборудования должна производиться за строповочные петли, грузовые захваты и другие приспособления для строповки, предусмотренные конструкцией изделия.

7.8. Масса грузов, подлежащих погрузке и выгрузке, не должна превышать грузоподъемности применяемых машин и механизмов, а также строп.

7.9. Стропальщик и машинист (оператор) подъемно-транспортного оборудования в процессе работы должны обмениваться условными сигналами, предусмотренными Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

7.10. При перемещении груза подъемно-транспортным оборудованием запрещается нахождение работников монтажной или эксплуатационной организации на грузе и в зоне его возможного падения. Работники монтажной или эксплуатационной организации, выполняющие погрузочно-разгрузочные работы, должны пользоваться рукавицами.

7.11. При выполнении погрузочно-разгрузочных и монтажных работ не допускается строповка и расстроповка груза, находящегося в неустойчивом положении; поправка строповочных приспособлений на приподнятом грузе и на крюке подъемного механизма ударами кувалды или с помощью лома; выравнивание поднимаемого груза усилиями работников; погрузка и разгрузка транспортного средства, если на нем находятся люди; подтаскивание (волочение) грузов путем наклонного натяжения канатов или поворота стрелы.

7.12. При работе механизмов и грузоподъемных машин пребывание людей под поднимаемым грузом, тяговыми тросами и оттяжками, корзинами машин с шарнирной стрелой или телескопической вышкой, а также в непосредственной близости от упоров и креплений со стороны натяжения не допускается.

7.13. Не допускается передвигать железнодорожные вагоны и платформы, а также другой подвижной состав вдоль фронта разгрузки (погрузки) вручную или с помощью машин нерельсового транспорта (автомобилей, тракторов и т.п.).

7.14. Приступать к работе с краном дрезины разрешается только после постановки дрезины на тормоза и получения от машиниста дрезины звукового сигнала о начале работ.

7.15. При производстве погрузочно-разгрузочных работ кранами на железнодорожном ходу или кранами дрезин и приближении подвижного состава по соседнему пути груз должен быть опущен, а стрела крана закреплена с обеспечением габарита приближения строений.

7.16. Грузы разрешается брать только с верха штабеля. При этом необходимо убедиться в том, что лежащий груз занимает устойчивое положение и не может обрушиться.

7.17. При перемещении грузов, упакованных в ящики, во избежание ранения рук каждое место должно предварительно осматриваться.

Выступающие из металлической обвязки гвозди должны быть забиты.

7.18. Погрузка оборудования, материалов и изделий на железнодорожный подвижной состав должна производиться с соблюдением установленных габаритов. Грузы, перевозимые на грузовых автомобилях, прицепах и других транспортных средствах, по высоте не должны превышать габаритную высоту проезда под мостами и в тоннелях.

С целью исключения самопроизвольного смещения груза во время транспортирования он должен быть надежно закреплен.

7.19. При развозке оборудования, материалов и изделий запрещается производить выгрузку на ходу железнодорожного подвижного состава, автомобилей и других транспортных средств.

При подготовке грузов к погрузке и разгрузке необходимо следить за соблюдением габарита приближения строений.

7.20. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ грузовой автомобиль, прицеп или полуприцеп должен быть заторможен, а под задние колеса необходимо установить клинообразные тормозные подкладки. Находящийся под погрузкой или разгрузкой железнодорожный подвижной состав следует закрепить тормозными башмаками.

7.21. При погрузке (выгрузке) грузов вручную на железнодорожный подвижной состав, грузовой автомобиль и т.п. с высоких платформ для прохода рабочих необходимо применять доски толщиной не менее 50 мм. Во избежание прогиба под доски следует установить прочные подпорки.

7.22. У барабанов, подготовленных к погрузке или разгрузке, должны быть исправные щеки и втулки, концы кабелей или трубок закреплены, а выступающие гвозди загнуты либо удалены.

Щеки разборных инвентарных металлических барабанов должны быть надежно соединены между собой.

7.23. Погрузка и разгрузка барабанов с кабелями или трубками должна производиться, как правило, механизированным способом с применением двухветвевых стропов, траверс, стальных осей.

Погрузка и разгрузка бухт трубок и труб должна производиться только механизированным способом с применением полотен (ремней) из брезента или синтетических материалов.

Для обеспечения строповки концы полотен должны быть заделаны в устройства для строповки (стальные петли, планки).

Разгрузка барабанов с трубками или кабелем или бухт трубок свободным скатыванием или сбрасыванием с транспортных средств запрещается.

7.24. Разгрузка барабанов с кабелями или трубками, бухт трубок, труб и других изделий и материалов на обочине путей или в междупутье должна производиться с соблюдением габаритов приближения строений.

Барабаны и бухты должны располагаться вертикально параллельно пути. Если установка бухт в вертикальном положении не обеспечивает их устойчивость, они должны закрепляться упорами, устанавливаемыми с обеих сторон бухты, либо укладываться горизонтально.

Перекатка барабанов с кабелями и трубками или бухт трубок допускается в исключительных случаях только по ровной площадке с твердым, без острых выступов, покрытием.

7.25. Работы по погрузке и разгрузке бухт трубок должны производиться грузоподъемными кранами с применением специальных ремней, полотен, поддонов или разборных барабанов, автопогрузчиками с использованием вил или закрепленной на автопогрузчике круглой стрелы.

На вилы автопогрузчика надеваются пластмассовые или резиновые трубки.

Для перемещения бухты сдвинутые вилы вводятся внутрь бухты либо бухта подхватывается снаружи вилами, раздвинутыми до предела.

На круглую стрелу надевается пластмассовая или резиновая трубка.

Для перемещения бухты стрела вводится внутрь бухты.

7.26. При перемещении барабанов с кабелями или трубками автопогрузчиками вилочный захват автопогрузчика должен находиться под обеими щеками барабана.

Нельзя скатывать барабан с вил автопогрузчика до его полной остановки.

7.27. При отсутствии грузоподъемных машин и механизмов допускается в исключительных случаях применять для погрузки и разгрузки барабанов с кабелями или трубками специально сооруженные аппарели, передвижные платформы или покати.

В слабых грунтах аппарели следует укреплять стойками и распорками.

Покати должны иметь по концам стальные наконечники для упора в грунт и укладки на край пола транспортного средства. Под середину покатей необходимо подставлять поперечные козлы. Запрещается применять покати, имеющие трещины и надломы.

7.28. Погрузка барабанов с кабелями и трубками с применением покатей или передвижной платформы должна производиться с помощью лебедок, полиспастов или талей с обязательным присутствием руководителя работ (ответственного лица).

Разгрузка барабанов скатыванием по покатям или передвижной деревянной платформе должна производиться с удержанием тросом лебедки, полиспастами или талями.

Разгрузка барабанов с кабелями или трубками свободным скатыванием или сбрасыванием запрещается.

Работникам монтажной или эксплуатационной организации запрещается находиться сзади барабана, закатываемого на транспортное средство, или впереди скатываемого барабана.

7.29. Погрузка барабана с кабелем или трубкой на транспортер производится имеющимися на нем лебедками. После подъема барабана должны быть установлены упорные штанги. Транспортирование барабанов без упорных штанг не допускается.

После погрузки барабана с кабелем или трубкой на транспортер необходимо проверить подвесные устройства для барабана; надежность закрепления барабана на опорах; прицепные соединения и запоры.

7.30. При транспортировании барабаны должны быть установлены в вертикальное положение и надежно закреплены расчалками и клиновыми подкладками (упорами), длина которых должна на 30 см превышать ширину перевозимого барабана.

Расчалки должны изготавливаться из проволоки или троса и крепиться к полу транспортного средства.

7.31. Для погрузки, разгрузки и транспортирования короткомерные трубы следует формировать в пакеты.

Пакеты труб должны быть надежно закреплены и не выступать за пределы транспортного средства.

7.32. Бухты с трубками транспортируются в вертикальном положении с установкой вдоль продольной оси транспортера. Во избежание перекатывания бухт при транспортировании под них с обеих сторон должны быть установлены подкладки из клиньев с острым углом в 30°. Ширина клиньев не менее 200 мм.

Бухты маломерных отрезков (массой до 150 кг) могут транспортироваться в горизонтальном положении.

7.33. Высота брусьев и клиньев, подкладываемых под щеки барабанов или бухты трубок, должна составлять около 1/8 диаметра барабана или бухты.

7.34. Общая масса перевозимых барабанов с кабелями или трубками или бухт трубок не должна превышать грузоподъемности транспортного средства.

7.35. Работникам монтажной или эксплуатационной организации запрещается находиться в кузове автомобиля или прицепа с транспортируемыми барабанами с кабелями или трубками, бухтами трубок, длинномерными и тяжеловесными грузами, а также на транспортере.

7.36. При необходимости перевозки оборудования, материалов и изделий железнодорожным подвижным составом и разгрузки их на перегонах и станциях допускается проезд работников монтажной или эксплуатационной организации на таком составе при условии размещения их в специально отведенных и оборудованных местах, обеспечивающих безопасность людей в случае сдвига груза на ходу подвижного состава.

7.37. Барабан с кабелями или трубками, бухты трубок должны складироваться рядами на ровной горизонтальной площадке. Крайние в ряду барабаны следует закреплять клиньями или подкладками.