1.2.2.2. Учет выбытия основных средств

Объекты основных средств выбывают из кооператива в результате:

- морального или физического износа;

- аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;

- продажи (реализации) другому юридическому или физическому лицу;

- передачи их в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;

- безвозмездной передачи другим организациям;

- недостач и хищений;

- других причин.

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в кооперативе приказом руководителя может создаваться постоянно действующая комиссия, в состав которой обычно входят соответствующие должностные лица (главный инженер, главный инженер-строитель, главный технолог, главный бухгалтер, а в кооперативах, производящих продукцию растениеводства и животноводства, еще и главный агроном, главный зоотехник, главный ветврач и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств).

В компетенцию комиссии входит:

- осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием технической документации и данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

- установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);

- выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

- возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования;

- составление акта на списание основных средств.

Свои выводы о списании основных средств комиссия оформляет соответствующими первичными документами (Акт на списание основных средств (форма N ОС-4), Акт на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а), Акт на выбраковку животного из основного стада (индивидуальный) (форма N 106-АПК), Акт на выбраковку животных из основного стада (групповой) (форма N 107-АПК), Акт на списание многолетних насаждений (форма N 108-АПК)).

Каждый акт на списание основных средств утверждается руководителем кооператива.

На основании оформленных актов на списание основных средств бухгалтерия кооператива производит в инвентарной карточке (инвентарной книге) отметки о выбытии объекта. Инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся в картотеке отдельно, в течение срока, устанавливаемого руководителем кооператива.

Выбытие основных средств в кооперативах оформляется следующими бухгалтерскими записями: с соответствующего субсчета основные средства относятся на субсчет 01-9 "Выбытие основных средств", одновременно в кредит субсчета относится амортизация со счета 02, а затем с кредита этого субсчета относится в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" остаточная стоимость выбывающих основных средств.

На затраты, связанные с разборкой производственных зданий, сооружений, жилищного фонда и техники дебетуют счет 91 и кредитуют счета: 23 "Вспомогательные производства", 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др.

В крупных кооперативах затраты, связанные с выбытием основных средств, предварительно аккумулируются на счете учета затрат вспомогательного производства, а потом со счета 23 относятся на дебет счета 91.

При реализации имущества - выручка облагается налогом на добавленную стоимость. На сумму НДС дебетуют счет 91 и кредитуют счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Налог на добавленную стоимость".

На кредит счета 91 относят следующие источники, дебетуя при этом счета: 10 "Материалы" - на стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объектов основных средств (зданий, сооружений, оборудования, техники и т.п.) по цене возможного использования или возможной реализации; 20 "Основное производство" на балансовую стоимость рабочего скота, забитого на мясо (кроме волов, буйволов и оленей, по которым амортизация не начисляется); 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты за проданные (купленные) основные средства" - на сумму выручки, включая НДС от продажи (реализации) основных средств; 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", субсчет "Фонд социальной сферы" - на сумму созданного фонда социальной сферы по конкретному списанному жилому зданию; 58 "Финансовые вложения" - на договорную стоимость основных средств, переданных другим организациям в порядке долгосрочных финансовых вложений (в виде вклада в уставный (складочный) капитал); 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - на стоимость выявленных недостач основных средств по остаточной стоимости; 83 "Добавочный капитал" - на остаточную стоимость основных средств, переданных юридическим или физическим лицам безвозмездно.

При отсутствии в добавочном капитале средств на эти цели эти расходы относят за счет прибыли, остающейся в распоряжении кооператива, т.е. по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Безвозмездная передача объектов основных средств другим организациям оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1). Списание стоимости этих основных средств с баланса производится только при получении письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта.

Финансовые результаты от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому относятся.

На сумму полученной прибыли от списания объектов основных средств дебетуют счет 91 "Прочие доходы и расходы" и кредитуют счет 99 "Прибыли и убытки". При получении убытков дебетуют счет 99 и кредитуют счет 91.

Перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями кооператива оформляются актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1) и в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту этого же счета, т.е. внутри счета 01.

В картотеке учета основных средств в этих случаях инвентарные карточки перемещают из одного структурного подразделения в другое.

Учетная политика кооператива, связанная с учетом основных средств.

В составе информации об учетной политике кооператива по вопросам учета основных средств должны быть освещены как минимум следующие положения:

- способ оценки объектов основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;

- причины изменений стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации);

- о принятых кооперативом сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

- об объектах основных средств, стоимость которых не погашается (жилищный фонд, продуктивный скот, многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста, земельные угодья, кроме мелиорированных земель и др.);

- об объектах основных средств, полученных (представленных) по договору аренды и финансового лизинга.