В целях применения пункта 3 статьи 169 НК РФ
В целях применения пункта 3 статьи 169 НК РФ:
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Пунктом 1 статьи 146 Кодекса установлено, что объектами налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Перечень операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемых от налогообложения), приведен в статье 149 Кодекса.
Освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации арестованного имущества Кодексом не предусмотрено.
Поскольку изъятие (арест) имущества, осуществляемое уполномоченными на это органами, хотя и ограничивает в определенной степени право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности - плательщиком налога на добавленную стоимость является собственник, с баланса которого списывается имущество с целью прекращения его обязательств.
Пунктом 3 статьи 169 Кодекса установлено, что при реализации товаров налогоплательщик обязан составить счет-фактуру. В связи с этим при передаче арестованного имущества на реализацию счета-фактуры следует составлять владельцам имущества в общеустановленном порядке с указанием сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Поэтому при реализации арестованного имущества налог на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет за счет средств, полученных от покупателей этого имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2002 года N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" Российский фонд федерального имущества исключительно наделен функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Пунктом 4 указанного Постановления установлено, что в качестве вознаграждения за указанные действия Российскому фонду федерального имущества отчисляются средства в размере 5 процентов стоимости реализованного арестованного имущества.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) согласно статье 149 Кодекса.
В связи с этим средства, отчисляемые Российскому фонду федерального имущества, в размере 5% стоимости реализованного арестованного имущества, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
При совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 169 Кодекса.
Таким образом, при реализации арестованного имущества Фонд федерального имущества обязан составить счет-фактуру на стоимость оказанной им услуги по реализации арестованного имущества.
Учитывая изложенное, в случае если владелец арестованного имущества не выставил счета-фактуры, у Фонда не возникает основания для выставления счета-фактуры покупателю на стоимость реализованного имущества. В такой ситуации Фонд должен выписать счет-фактуру в одном экземпляре на стоимость оказанной им услуги по реализации арестованного имущества, и регистрирует его в книге продаж. (Письмо МНС России от 31.12.2002 N 03-1-07/3375/13-0027)
Статьей 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) определено, что не являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии со статьей 169 Кодекса обязанность по составлению счетов-фактур, ведению журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж возложена на налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не обязаны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
Пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса установлено, что если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика - организации, превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
Следовательно, обязанность по составлению счетов-фактур, ведению журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж возникнет у организаций и индивидуальных предпринимателей, применявших упрощенную систему налогообложения, с начала того квартала, в котором будет допущено превышение установленных статьей 346.13 Кодекса ограничений. (Письмо МНС России от 04.01.2003 N 03-1-09/3399/13-А084)
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения до 01.01.2003, являлись плательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру.
В соответствии с письмом МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" при реализации посредником, выступающим от своего имени, товаров (работ, услуг) комитента, принципала счет-фактура выставляется посредником в 2-х экземплярах от своего имени. Номер указанному счету-фактуре присваивается посредником в соответствии с хронологией выставляемых им счетов-фактур. Один экземпляр передается покупателю, второй - подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур без регистрации его в книге продаж. Комитент (принципал) выставляет счет-фактуру на имя посредника с нумерацией в соответствии с хронологией выставляемых комитентом (принципалом) счетов-фактур. Показатели счета-фактуры, выставленного посредником покупателю, отражаются в счете-фактуре, выставляемом комитентом (принципалом) посреднику и регистрируемом в книге продаж у комитента (принципала).
Таким образом, обязанность по выставлению счетов-фактур возникает у комитента после фактической отгрузки товара комиссионером.
Из указанного следует, что комитент (индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения), реализующий товары по договору комиссии, при отгрузке указанных товаров комиссионером покупателю в 2002 году должен был выписать счет-фактуру и уплатить сумму налога, указанную в нем, в бюджет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).
Таким образом, индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
В случае отгрузки комиссионером покупателю товаров в 2003 году комитент (индивидуальный предприниматель, применяющий с 01.01.2003 упрощенную систему налогообложения) не должен выставлять счета-фактуры и уплачивать суммы налога на добавленную стоимость в бюджет. При этом возникает необходимость пересмотра условий договора, заключенного между комитентом и комиссионером на реализацию товаров, согласно которому реализация товаров в 2003 году должна осуществляться без учета налога на добавленную стоимость. В случае невыполнения названных условий и выставления счетов-фактур с налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса суммы налога, указанные в данных счетах-фактурах, подлежат уплате в бюджет. (Письмо МНС России от 15.01.2003 N 22-2-16/111-Б654)
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 "НДС".
Согласно пункту 3 статьи 169 Кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 "НДС", в том числе не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса.
Таким образом, учитывая, что все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры, налоговый агент, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у иностранного лица и перечислению в бюджет этого налога, составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой "за иностранное лицо". Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет суммы налога за иностранное лицо.
Что касается порядка применения налоговых вычетов, то согласно пункту 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса покупателями - налоговыми агентами. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 "НДС" при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 171 Кодекса, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.
Также следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, после принятия на учет данных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, в книге покупок счет-фактура, составленный налоговым агентом за иностранное лицо, регистрируется в том отчетном периоде, в котором выполнены все перечисленные условия.
Аналогичный порядок выставления счетов-фактур следует применять налоговыми агентами при аренде государственного (муниципального) имущества.
Так, арендатор государственного (муниципального) имущества, являясь плательщиком налога на добавленную стоимость, составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой "аренда государственного или муниципального имущества". Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. В книге покупок счет-фактура регистрируется только в части арендного платежа, который подлежит включению в данном отчетном периоде в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, и в соответствующей доле подлежит возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость. (Письмо МНС России от 14.04.2003 N 03-1-08/1139/26-Н309)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей