V. Экономические и финансовые основы развития лесного хозяйства
V. Экономические и финансовые основы развития
лесного хозяйства
Долгосрочной целью реформирования системы управления лесами является повышение эффективности работы лесного сектора страны в целом и лесного хозяйства в частности. Положения Лесного кодекса Российской Федерации создали для этого необходимые условия, законодательно закрепив инструмент проведения прогрессивной экономической политики в сфере лесных отношений, децентрализации системы управления лесами, создания открытой рыночной конкурентной среды в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В Лесном кодексе Российской Федерации заложены принципиально новые экономические и финансовые основы развития лесного хозяйства, предусмотрены следующие необходимые условия для повышения эффективности его функционирования:
предоставление субъектам Российской Федерации прав и полномочий в области лесных отношений в объеме, характерном для стран с максимальной децентрализацией системы управления лесами;
значительное расширение перечня разрешенных видов использования лесов;
осуществление арендаторами на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, мероприятий по лесовосстановлению, охране и защите лесов. В отношении не предоставленных в аренду лесных участков органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение этих работ путем проведения торгов;
заключение договоров аренды по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации;
обеспечение доступа к лесным ресурсам на основе соглашений, связанных с осуществлением приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в увязке с развитием лесной инфраструктуры.
Для реализации заложенных в Лесном кодексе Российской Федерации условий, направленных на достижение основной цели - повышение дохода от использования лесов при одновременном сокращении бюджетных расходов, связанных с государственным управлением лесами, необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечение устойчивого лесопользования с учетом изменения правил аренды лесных участков;
стимулирование инвестиционной активности в лесном секторе экономики.
Лесным кодексом Российской Федерации вводятся условия, когда арендаторы лесных участков, ведущие заготовку древесины, должны организовать охрану, защиту и воспроизводство лесов на арендуемой территории и нести бремя соответствующих затрат. Вместе с этим существенно расширяются права арендаторов - вместо разрешительных документов (лесорубочных и лесных билетов) вводится заявительная система, при которой арендатор декларирует свои намерения по использованию арендуемого лесного участка.
Переход на аукционную систему предоставления лесных участков будет способствовать повышению уровня транспарентности и конкуренции на рынке лесных ресурсов, повысит заинтересованность субъектов Российской Федерации в процессе управления лесами.
Важной задачей в сфере управления лесами является разработка оптимальной государственной политики ценообразования на используемые лесные ресурсы, прежде всего на древесину. Эта политика должна удовлетворять следующим целям:
стимулировать устойчивое развитие отечественного производства по глубокой переработке древесины;
обеспечивать покрытие расходов по воспроизводству вырубаемых насаждений;
служить источником доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Стратегическим направлением совершенствования ценообразования на лесные ресурсы является формирование условий, необходимых для возникновения добросовестной конкуренции. Эти условия должны быть сформированы с учетом того, что практически все леса в нашей стране находятся в федеральной собственности при федеративном устройстве государства и негосударственной собственности на средства производства в лесопромышленном секторе экономики.
В целях стимулирования инвестиционной активности в лесном секторе целесообразно разработать порядок, предусматривающий более гибкие принципы установления платежей за лесные ресурсы, включая формирование механизмов установления ставок арендной платы на рентной основе и определения ее размера с учетом затрат на выполнение лесохозяйственных работ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей