IX. ОЦЕНКА РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Реализация Стратегии как любой значительный инвестиционный проект подвержена различного рода внутренним и внешним рискам, приводящим к недостижению установленных целевых показателей и поставленных задач.
При оценке внешних рисков, возникающих при решении поставленных задач, следует учитывать следующие обстоятельства:
- уровень цен на большинство потребляемых легкой промышленностью материальных ресурсов (в первую очередь - сырье), вплотную приблизившийся к мировому уровню; цены на продукцию отрасли уже сопоставимы с мировыми ценами на продукцию аналогичного назначения;
- существенный рост цен на товары российского производства жестко ограничен ценами конкурирующих импортных аналогов и возможен только при значительном улучшении потребительских свойств и конкурентных преимуществ отечественных товаров;
- уровень трудоемкости в легкой промышленности России превышает аналогичные показатели для развитых стран почти на порядок, что обусловлено технологической отсталостью ее производственной базы.
Внешнеэкономический риск связан с возрастающей экспансией зарубежных производителей на внутреннем и внешних товарных рынках и распространяющимся мировым финансовым кризисом. Изменчивость экономической ситуации в отдельных странах изменяет стратегии производителей не только по товарам легкой промышленности, но и по сырью, оборудованию и др. компонентам, ввозимым в Россию. При этом возрастает вероятность ошибок в маркетинговых стратегиях и рост влияния риска - изменения курса валют.
Среди разновидностей внешнеэкономического риска в первую очередь следует учитывать страновый риск, который связан с выбором страны, в которой осуществляется продажа отечественной продукции. Страновый риск возникает по причинам, не зависящим от действий производителя.
Наиболее существенное влияние на реализуемость Стратегии оказывают внутренние риски, непосредственно связанные с реализацией мероприятий, обеспечивающих достижение целевых показателей. Причем эти риски несет не только государство, как субъект, участвующий в финансировании мероприятий Стратегии, но также и как потребитель (изготовитель) продукции, создаваемой на основе полученных результатов финансируемых разработок.
В числе внутренних рисков, непосредственно связанных с реализацией Стратегии, следует выделить следующие:
Инновационный риск - как риск инновационной деятельности, проявляется в неблагоприятном осуществлении процесса нововведения и получении отрицательного результата от его внедрения. Нововведения сопряжены с риском получения намного большего негатива в развитии отрасли, чем риск, сопровождающий стабильно функционирующее производство.
В Стратегии риски, связанные с неполучением ожидаемого технического результата от применения законченных научных разработок в области создания перспективного ассортимента товаров с новыми потребительскими и конкурентными свойствами и технологий их выработки, принимает на себя государство, поскольку именно эта часть инновационного цикла финансируется из средств федерального бюджета.
В числе инновационных рисков следует учитывать риски эффективности передачи прав, приобретаемых на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках Стратегии. Данные риски вызваны несовершенством действующего законодательства о правах на результаты научно-технической деятельности в части регулирования механизмов вовлечения этих результатов в хозяйственный оборот, то есть передачи их для внедрения на конкретном производстве. Для минимизации такого рода рисков должны быть сформированы механизмы координации деятельности всех участников реализации мероприятий Стратегии и системы периодического контроля их выполнения.
Производственный риск - это, в первую очередь, риски технического состояния производства, испытательного и опытного оборудования. В настоящее время высок износ основных фондов отрасли, причина которого в значительной мере связана с изменившимися возможностями предприятий обновлять основные фонды своими силами или привлеченными средствами. Сложившаяся тенденция физического и морального старения исследовательского, испытательного оборудования, а также технологического оборудования вызывает возрастание производственного риска. Кроме того, вследствие нарушений системы технического обслуживания и ремонта снизилась надежность оборудования, что приводит к отказам на уровне предельного состояния. Организационная компонента производственных рисков формируется также недостатками в снабжении, в уровне взаимодействия с соисполнителями и поставщиками оборудования и комплектующих к ним средств.
Коммерческий риск - к этому виду рисков относятся риски, связанные с падением и неустойчивостью спроса на конкретную продукцию и риски невыполнения обязательств по коммерческим сделкам. Изменение спроса приводит к колебаниям объемов производства той или другой продукции и, соответственно, к рискам получения прогнозируемой прибыли. Риск, связанный с колебаниями спроса на продукцию отрасли, усиливается из-за наличия большого количества конкурирующих отечественных и зарубежных производителей и недооценки возможных конкурентов.
Коммерческий риск определяет маркетинговый риск, вызванный неполнотой и необъективностью собранной информации о конъюнктуре рынка, с просчетами в анализе рынка, а также с ошибками в выборе участников реализации Стратегии. Этот риск можно минимизировать в рамках построения эффективной системы управления по реализации Стратегии.
Социальный риск, в числе причин его возникновения можно назвать: нехватка рабочей силы, профессиональная непригодность, вредность производства, травматизм, скрытая безработица, низкая зарплата, переход компетентных и информированных сотрудников к конкурентам.
Ключевые риски, особенно проявляемые в условиях финансового кризиса:
1. Риск дефицита финансовых ресурсов, выражаемый в нехватке оборотных средств вследствие необоснованного повышения банками ранее доступных процентных ставок на закупку сырья и материалов и немотивированного отказа в выдаче долгосрочных кредитов на осуществление технического перевооружения. Уже сегодня проявляется действие ужесточения требований со стороны банков к получателям кредитов в части досрочного их погашения в отношении полученных кредитов, - происходят задержки с платежами по предоставленному кредиту. Неурегулирование данной ситуации приведет к продолжению тенденции падения объемов производства в 2009 и последующих годах на 30 - 50 процентов, с соответствующим высвобождением трудовых ресурсов, и, как следствие, к социальной напряженности в регионах.
Первоочередной мерой снижения данного риска в 2009 - 2011 годы и последующие годы, которая будет способствовать сохранению объемов производства продукции, в том числе оборонного значения, должно стать стабильное предоставление банками кредитов по доступным процентным ставкам на закупку сырья и на техническое перевооружение предприятий.
2. Риск потери внутреннего рынка из-за значительного притока импортных товаров и роста незаконного производства продукции легкой промышленности. В условиях кризиса существует опасность снижения цен на импортные товары и открытого демпинга со стороны зарубежных поставщиков продукции легкой промышленности.
В целях минимизации данного риска необходимо ввести дополнительные меры таможенно-тарифного регулирования: установить нулевую ставку на ввоз оборудования и сырьевых ресурсов, непроизводимых в России, а на ввоз готовой продукции в Россию - ставки увеличить, при этом изменения должны происходить взвешенно с учетом интересов российских товаропроизводителей. Необходимо усилить борьбу и с незаконным производством и ввозом на территорию России продукции легкой промышленности, используя опыт зарубежных стран. В связи с финансовым кризисом во многих странах мира реализуются специальные программы поддержки легкой промышленности, защищающие внутренний рынок и интересы национального товаропроизводителя, и меры, оказывающие поддержку национальным экспортерам. Например, ЕС ввел специальную антидемпинговую меру на импорт кожаной обуви из Китая и Вьетнама (пошлины подняты соответственно до 10 процентов и до 16 процентов), инициируются специальные расследования.
3. Риск снижения покупательского спроса.
Закрываются предприятия других отраслей промышленности, растет число безработных и, следовательно, падает покупательская способность населения, предприятия вынуждены снижать отпускные цены, происходит задержка оплаты товаров, отсрочка платежей за поставленную продукцию.
По оценке мировых экспертов ожидаемый спад спроса в 2009 году может составить 30 процентов, избежать его можно только стабилизацией экономического положения страны и переориентацией на производство высококачественной и доступной продукции.
4. Социальный риск, являющийся последствием всех вышеупомянутых рисков. В связи с сокращением объемов производства многие предприятия вынуждены переходить на режим неполной рабочей недели и проводить реорганизационные мероприятия с последующим высвобождением и сокращением офисного персонала и вспомогательных рабочих, не занятых на основном производстве. На отдельных предприятиях начинают возникать задержки с выплатой заработной платы от 2 недель до 1,5 месяцев, что приводит к негативным последствиям, особенно на предприятиях монопрофильных городов и районов, для которых легкая промышленность достаточно специфична по своей структуре и социальной значимости и ведет к снижению покупательского спроса. Ожидается, что к концу 2009 года численность занятых в отрасли сократится на 10 - 15 процентов, главным образом в текстильном производстве, что приведет к социальной напряженности не только в этих регионах, но и в целом по стране.
Минимизации ключевых рисков в условиях финансового кризиса будет способствовать принятие отраслевых антикризисных мер по стабилизации социально-экономического положения в отрасли, включающих вышеперечисленные меры, а также проведение в течение 2009 - 2011 года социально-экономического мониторинга работы системообразующих предприятий, предприятий регионального значения и предприятий монопрофильных городов России.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей