Таблица 5

┌──────────────────────────────┬────────────────────┬────────────────────┬───────────────┐

│ Меры государственной │ 2006 │ 2007 │ 2008 │

│ поддержки отрасли ├─────────┬──────────┼─────────┬──────────┼────────┬──────┤

│ │ кол-во │ млн. │ кол-во │ млн. │ кол-во │ млн. │

│ │ предпр. │ руб. │ предпр. │ руб. │предпр. │ руб. │

├──────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┼────────┼──────┤

│1. Возмещение из федерального │ │ │ │ │ │ │

│бюджета части затрат на уплату│ │ │ │ │ │ │

│процентов по кредитам, │ │ │ │ │ │ │

│полученным предприятиями на: │ │ │ │ │ │ │

│ - сезонную закупку сырья │ 75 │ 100 │ 77 │ 100 │ 101 │ 250 │

│ и материалов │ │ │ │ │ │ │

│ - техническое перевооружение │ - │ - │ - │ - │ 9 │ 2,0 │

│ - производство экспортной │ 5 │ 20,44 │ 6 │ 14,9 │ 5 │ 19,9 │

│ продукции │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┼────────┼──────┤

│2. Бюджетное финансирование │ 6 │ 31,2 │ 4 │ 6,2 │ 6 │ 17,0 │

│НИОКР │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┼────────┼──────┤

│3. Ввоз технологического │ 97,5 │ 244,9 │ 181,7 │ 261,7 │ 28,4 │115,8 │

│оборудования и комплектующих │тыс. ед. │млн. долл.│тыс. ед. │млн. долл.│тыс. ед.│ млн. │

│с учетом снижения таможенной │ │ США │ │ США │ │долл. │

│пошлины до нулевой ставки │ │ │ │ │ │ США │

└──────────────────────────────┴─────────┴──────────┴─────────┴──────────┴────────┴──────┘

Проведены оперативно-профилактические мероприятия "Контрафакт" по пресечению незаконного оборота товаров легкой промышленности. В частности, в 2006 году в результате было выявлено более 700 преступлений, по которым материальный ущерб по возбужденным уголовным делам составил более 1,5 млрд. рублей. В ходе расследования уголовных дел наложен арест на имущество стоимостью более 34 млн. руб., изъято имущества, денег, ценностей и добровольно погашен причиненный ущерб в сумме более 367 млн. рублей.

Во многих субъектах Российской Федерации действует и более широкий перечень льгот, в том числе по налогам на имущество, на землю и другие.

Вместе с тем существующие преференции и решаемые в той или иной степени проблемы отрасли на федеральном и региональном уровнях пока недостаточны для того, чтобы устранить влияние негативных факторов на развитие отрасли и превратить ее в конкурентоспособный и саморазвивающийся сектор экономики страны, а отечественным производителям укрепить свои позиции на внутреннем рынке и на равных конкурировать на мировом рынке не только со странами ЕС и США, но и с производителями Китая, Турции, Индии и ряда других стран.

Отсюда ключевая задача - ускоренная качественная модернизация отрасли и поддерживающих ее инфраструктур с использованием кластерных подходов, широкого применения лучших мировых и отечественных достижений в области техники и технологии текстильного, швейного, мехового и кожевенно-обувного производства, в том числе нанотехнологий и нанопродуктов.

Социальные и кадровые проблемы обусловлены состоянием качественной составляющей кадрового потенциала, которая на многих предприятиях находится в зоне критических величин, а у некоторых - уже за ними.

Ухудшающаяся ситуация в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров, низкая заработная плата и престижность труда приводят к ежегодному сокращению численности, в основном, молодых и перспективных работников в возрасте до 30 - 40 лет. Только за десятилетие (с 1990 по 2000 год) численность сократилась в 3 раза, а за последующие восемь лет - в 2,8 раза, что обусловило падение объемов выпуска продукции. При этом принимаемые меры по антикризисному управлению убыточных предприятий со стороны органов государственного управления и руководства не смогли повлиять на ход развития структурных диспропорций в отрасли.

Нерешение проблем данной группы существенно скажется на возможности отрасли в подъеме ее экономики и в увеличении производства конкурентоспособной продукции в объемах, необходимых для обеспечения национальной безопасности страны.

Кроме того, все вышеперечисленные проблемы усугубляются воздействием мирового финансового кризиса. В условиях кризиса легкая промышленность, как никто, начинает ощущать на себе его действия. Даже те предприятия, которые за последние годы добились положительных результатов в инновационном развитии, уделяя значительное внимание модернизации производства, уже вынуждены и будут вынуждены в ближайшие годы сокращать объемы производства и отказываться от долгосрочных вложений. Это обусловлено возникшими трудностями, связанными с привлечением банковских кредитов (доля заемных средств в оборотных средствах за последние годы достигла 40 процентов), с одной стороны, увеличением объемов официального импорта, контрафактной и контрабандной продукции, падением спроса и замедлением реализации многих видов товаров, сокращением рабочих и специалистов - с другой стороны. На отдельных предприятиях стали возникать задержки с выплатой заработной платы от 2 недель до 1,5 месяцев, начались временные приостановки работы и по оценке экспертов к концу 2009 года возможно сокращение численности работающих на 10 - 15 процентов. Особенно это касается трех федеральных округов - Центральный ФО, Приволжский ФО, Южный ФО, являющихся наиболее значимыми в социальном плане. Структура капитала отрасли, будучи сконцентрирована в этих округах, делает их территории наиболее критичными с точки зрения последствий углубления спада производства, что увеличивает значимость социальных последствий, вытекающих от остановки производств. Доля российского товара на внутреннем рынке снизится еще в большей степени и может составить в 2009 году менее 20 процентов.

Изменить сложившуюся ситуацию можно только разработав и реализовав антикризисные меры, направленные на активизацию инновационной деятельности, повышение эффективности производства на новом технико-технологическом уровне и на создание благоприятных условий, обеспечивающих стабильный по годам рост объемов выпуска конкурентоспособных товаров.