Российский рынок

Быстрорастущий российский рынок продукции легкой промышленности в настоящее время представлен широким и разнообразным ассортиментом товаров. Товарное насыщение российского рынка в 2008 году происходило в направлении стабильного развития потребительского сектора, обеспечивающего главным образом потребности населения. Это одежда, обувь, трикотажные, чулочно-носочные и меховые изделия, ткани, постельное и столовое белье, изделия медицинского назначения, текстильные обои, головные уборы, текстильная и кожевенная галантерея, ковры и ковровые изделия, сувенирная продукция.

Следует отметить, что в отличие от 2007 года в 2008 году спрос населения на товары легкой промышленности значительно повысился, причем по всем группам изделий. Вместе с тем спрос на продукцию отрасли сегодня удовлетворяется по швейным изделиям на 56 процентов, трикотажным изделиям - на 55 процентов, меховым изделиям - на 53 процента, обуви - на 49 процентов, чулочно-носочным изделиям - на 40 процентов, коврам и ковровым изделиям - на 26 процентов. Это дает возможность отечественным товаропроизводителям успешно реализовать продукцию на российском рынке в прогнозируемых объемах, предусмотренных в Стратегии.

Потребительский рынок товаров оказывает определяющее влияние на поддержание общеэкономической динамики на высоком уровне. Устойчивый рост реальной заработной платы и пенсий способствовал повышению доли потребительских расходов населения, на которые сегодня приходится более 70 процентов всех денежных расходов среднестатистического россиянина. Причем рост доходов населения привел не только к наращиванию объемов продаж товаров легкой промышленности, но и к изменению ассортиментной структуры в потреблении товаров. Сегодня покупательские предпочтения состоятельного населения переключаются в пользу более дорогих и качественных товаров, улучшенных потребительских свойств и модного дизайна. В покупках низкодоходных и среднедоходных групп населения преобладают изделия среднего качества, но доступные по цене: китайская, вьетнамская, турецкая одежда, обувь, трикотажные и чулочно-носочные изделия, а также товары совместного, отечественного и белорусского, производства. В группе одежды и обуви сохраняются высокие темпы продаж товаров молодежной моды и спортивного направления.

Большое место в структуре рыночного ассортимента занимает продукция производственно-технического назначения, в том числе специального. Это вещевое имущество, технический текстиль, корд для шин, сердечники стальных канатов, ткани для укрытий и транспортерных лент, фильтровальные и ситовые ткани, пожарные рукава и канатные изделия, геотекстиль, фильтры. Высокую долю в этой группе товаров составляют специальная и рабочая одежда, средства индивидуальной защиты от различных поражающих воздействий, негативных явлений окружающей среды и вредных производственно-бытовых факторов, и многие другие виды продукции.

По уровню потребления продукции легкая промышленность уступает лишь продовольственным товарам, намного опережая рынки бытовой электроники, легковых автомобилей и других товаров.

Оборот розничной торговли продукцией легкой промышленности составил в 2008 году 2,0 трлн. рублей, его доля в розничном товарообороте страны 14,5 процентов, а в розничном товарообороте непродовольственных товаров - 26,3 процента.

Емкий рынок и динамично растущий внутренний спрос должны бы стать фактором темпов роста насыщения рынка российскими товарами. Однако вместо этого опережающими темпами в товарообороте на внутреннем рынке растет импорт. Доля официального импорта в объеме продаж товаров легкой промышленности в 2008 году составила 38,2 процента (три года назад 11,4 процента) (таблица 4).