Таблица 4

┌───────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Показатели │Емкость российского рынка товаров легкой промышленности, │

│ │ млрд. руб. │

│ ├──────┬──────┬──────┬───────┬──────┬──────┬──────┬───────┤

│ │ 2005 │доля, │ 2006 │ доля, │ 2007 │доля, │ 2008 │ доля, │

│ │ │ % │ │ % │ │ % │ │ % │

├───────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┤

│1. Розничный товарооборот │ 1250 │ 100 │ 1400 │ 100 │ 1520 │ 100 │ 2000 │ 100 │

│изделий легкой │ │ │ │ │ │ │ │ │

│промышленности │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┤

│2. Производство продукции, │242,1 │ 19,4 │311,5 │ 22,3 │352,6 │ 23,2 │402,0 │ 20,1 │

│в розничных ценах │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┤

│3. Официальный импорт │142,5 │ 11,4 │257,7 │ 18,4 │411,9 │ 27,1 │764,7 │ 38,2 │

│продукции легкой │ │ │ │ │ │ │ │ │

│промышленности <*> │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼──────┼───────┤

│4. Незаконно ввезенный │865,4 │ 69,2 │830,8 │ 59,3 │755,5 │ 49,7 │833,3 │ 41,7 │

│товар на территорию │ │ │ │ │ │ │ │ │

│России <*> и продукция │ │ │ │ │ │ │ │ │

│неучтенного производства │ │ │ │ │ │ │ │ │

└───────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴───────┴──────┴──────┴──────┴───────┘

--------------------------------

<*> По данным ФТС России.

Рост импорта обусловлен тем, что внутреннее потребление продукции легкой промышленности превышает собственные возможности по ее производству. Так как большая часть рынка завязана на индивидуального потребителя, на предпочтения которого влияет не государственная промышленная политика, а доступность, качество и дизайн продукции, сервис продаж и маркетинг, то неудовлетворенные потребности закрываются импортом. При этом зарубежные текстильные компании успешно занимают сегменты отечественного рынка, даже внедряясь в государственные поставки, финансируемые из бюджета, что оказывает негативное влияние на формирование баланса ресурсов с точки зрения высокой степени зависимости российского рынка от внешнеэкономической конъюнктуры.

Снижение объема продаж продукции в последние два месяца 2008 года на 30 процентов (из-за влияния кризиса) обусловило снижение доли отечественной продукции на российском рынке с 23,2 процентов в 2007 году до 20,1 процента в 2008 году.

При этом в ассортиментной структуре рынка тканей как всегда превалирует продукция отечественных производителей, доля которых в объеме продаж хлопчатобумажных тканей составляет - 92 процента, льняных - 82 процента, шерстяных - 74 процента, шелковых - 58 процента, на рынке же готовых товаров, наоборот, превалирует продукция иностранных производителей. Доля швейных изделий отечественного производства составляет 47 процентов, обуви - 31 процент, а трикотажных и чулочно-носочных изделий - менее 18 процентов.

В структуре легального импорта товаров наибольшая доля (по данным 2008 года) приходится на одежду (44,6 процента) и обувь (33,7 процента). Сумма среднегодовых поступлений от пошлин только за импортируемую одежду составила 112,0 млрд. рублей, НДС - 221,8 млрд. рублей. Вместе с тем следует отметить, что поставляемые дешевые импортные товары, успешно реализуемые торговлей, не всегда безопасны для здоровья человека. По данным Росстата из импортных трикотажных и швейных товаров, поступающих на российский рынок доля некачественных или опасных товаров, особенно китайского производства превышает 40 процентов. Учитывая, что значительная часть потребителей в сегменте конечного спроса - это дети, импорт несет в себе большую угрозу для их здоровья.

Основными зарубежными игроками на российском рынке товаров легкой промышленности являются Китай - 39 процентов объема продаж, Турция - 15 процентов и страны СНГ - 11 процентов.

Весьма значимой для экономики отрасли является проблема нелегального импорта и неучтенного (подпольного) производства, объем которых более чем вдвое превышает уровень легального производства и импорта. В последние годы доля товаров теневого производства или незаконно ввезенных на территорию России в структуре продаж на российском рынке из-за роста объемов официального импорта снизилась и составила в 2008 году 41,7 процентов против 49,7 процентов - в 2007 году и 69,2 процента - в 2005 году.

Одной из главных проблем при формировании теневого оборота стали "карго-перевозки" импортной продукции автомобильными поездами и железнодорожными составами на миллиардные суммы, не облагаемые налогами и пошлинами, так как в российском законодательстве пока не прописан механизм взимания с карго-перевозок пошлин и НДС. Это позволяет импортерам декларировать товары по заведомо заниженным ценам без указания количества и ассортимента ввозимой продукции и предлагать свою продукцию по демпинговым ценам. Например, импортеры декларируют женские кожаные сапоги по 16 долларов за пару при средней стоимости в магазинах как минимум 200 долларов. Одна из компаний в 2008 году ввезла 11 млн. пар по такой низкой цене.

Отечественные производители, "конкурируя" с контрабандной и контрафактной продукцией, чтобы удержать свои позиции на рынке, вынуждены снижать цены на свою продукцию, что приводит к сокращению размера получаемой ими прибыли и, как следствие, к снижению налоговых отчислений в бюджет страны.

В условиях усиления экспансии контрабандной и контрафактной продукции российский рынок все более и более приобретает полукриминальный характер, проявлением которого являются потери бюджета от нелегальных операций. Ежегодно из-под налогов (неуплаты НДС и пошлин на продукцию теневого сектора и других налогов) выводится продукции почти на 650 миллиардов рублей.

По мнению предпринимателей, государство должно или ограничить импорт, или экономически помочь российским предприятиям легкой промышленности. Импорт должен дополнять российский рынок необходимыми ассортиментными группами качественных товаров и не заполнять его товарами, которые могут быть выработаны отечественными производителями. Необходимо принятие мер по нормализации внешней торговли, особенно с Китаем и Южной Азией. В качестве механизма может быть использовано подписание двухсторонних соглашений по мониторингу и квотированию взаимной продукции, ведение открытого геоэкономического диалога.

Одной из экономических мер в формировании прозрачного потребительского рынка должна стать поддержка отечественных производителей на российском рынке. В частности, в России до сих пор нет ни одного законодательного акта, регулирующего нормы и правила обращения с товаром торговых перевозчиков, их ответственности за использование чужих реквизитов и товарных знаков, утилизации контрафакта и контрабанды.

В связи с мировым финансово-экономическим кризисом 2008 года, повлиявшим на развитие экономики России, внутренний спрос, в том числе на товары легкой промышленности в 2009 - 2010 годы будет сокращаться. По данным Минэкономразвития России оживление спроса и начало выхода национальной экономики из кризиса можно ожидать не ранее 2011 года. Восстановление емкости внутреннего рынка до уровня докризисного (базового) 2008 года произойдет в 2012 - 2015 годы, а в последующие годы продовольственный рынок товаров будет расти.

С учетом макроэкономических показателей и тенденций развития емкость российского рынка товаров легкой промышленности к 2020 году может увеличиться на 41,7 процента и составить более 2,83 трлн. рублей. Это хорошая предпосылка для развития легкой промышленности.

Стратегия предусматривает увеличение в розничном товарообороте доли продукции российского производства до 50,5 процентов (1,43 трлн. руб.), что обусловлено повышением внутреннего спроса на продукцию отрасли, в результате:

- роста благосостояния российского населения, которое приведет к повышению спроса на более дорогую и качественную одежду, обувь, трикотажные, меховые и другие изделия;

- роста популярности в мире продукции из натуральных волокон и прогнозируемом расширении их использования в модных коллекциях. Так как российские швейные предприятия традиционно ориентированы на европейские модные тенденции, то и они будут стремиться к использованию в производстве одежды и других изделий тканей из натуральных волокон, особенно из льна;

- повышения привлекательности рынка для российских потребителей и зарубежных стран, формирования равноправной конкурентной среды для российских товаропроизводителей и импортеров;

- повышения потенциальной возможности роста объемов производства конкурентоспособной продукции, появления в ее ассортименте принципиально новых и остро модных товаров.

Тенденция товарного насыщения российского рынка продукцией отечественного производства в период до 2020 года будет происходить по тем же товарным группам, но с появлением в их ассортименте продукции нового поколения с высокой добавленной стоимостью (рис. 12).