Рис. 16. Первый вариант развития легкой промышленности

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Инерционный сценарий │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────┐ │ ┌───────────────┐ │ ┌────────────────┐ │ ┌───────────────┐│

│ Спад │ │ │2009 - 2012 гг.│ │2013 - 2015 гг. │ │2016 - 2020 гг.││

│ показателей │ │ └───────────────┘ │ └────────────────┘ │ └───────────────┘│

└─────\/──────┘ │ ┌───────────────┐ ┌────────────────┐ ┌───────────────┐│

┌─────────────┐ │ │ Потеря │ │ │Утрата конку- │ │ │ Исчезновение ││

│ Падение │ │ │ внутреннего │ │рентоспособности│ │ отрасли ││

│ объемов │ │ │ рынка │ │ │отрасли │ │ │ ││

│производства │ │ └───────────────┘ └────────────────┘ └───────────────┘│

└─────────────┘ │> Дефицит │> Внешнеэкономический│> Развитие │

┌─────────────┐ │ финансовых риск - экспансия мелкотоварного │

│ Уменьшение │ │ ресурсов │ зарубежных │ производства │

│ налоговой │ │> Снижение производителей на > Товарная │

│ базы │ │ покупательского │ внутреннем и │ зависимость │

└─────────────┘ │ спроса внешних товарных > Потеря │

┌─────────────┐ │> Задержка оплаты │ рынках │\ квалифицированных│

│ Сокращение │ │ товаров, \ Производственный / кадров │

│ численности │ │ отсрочка │/ риск - │> Продажа активов, │

└─────────────┘ │ платежей за устаревание допол. расходы │

│ поставленную │ производственных │ на утилизацию │

│ продукцию фондов неэффективных │

│> Демпинг со │> Коммерческий риск -│ активов │

│ стороны падение и > Ликвидация │

│ зарубежных │ неустойчивость │ предприятий │

│ поставщиков спроса, > Свертывание │

│ │ невыполнение │ ряда производств │

│ обязательств по > Снижение научного│

│ │ коммерческим │ потенциала │

│ сделкам > Рост социальной и│

│ │ │ экономической │

│ напряженности │

├ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┤

(──────────────)│(────────────────────────────────────────────────────────────)│

│ ФОНОВЫЕ │││ Нелегальный импорт ││

│ ФАКТОРЫ ││(────────────────────────────────────────────────────────────)│

(──────────────)│(────────────────────────────────────────────────────────────)│

││ Незаконное производство ││

│(────────────────────────────────────────────────────────────)│

│(────────────────────────────────────────────────────────────)│

││ Технологическая отсталость ││

│(────────────────────────────────────────────────────────────)│

└──────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 16. Первый вариант развития легкой промышленности

В случае реализации инерционного сценария (произойдет резкое падение объемов производства, налоговых поступлений, сокращение численности и вытекающим из этого социальным последствиям (в первую очередь в моногородах). В то время как экономика зарубежных стран будет успешно развиваться за счет вложения российских потребителей в развитие производства их товаров, покупая импортную продукцию, превосходящую российскую по цене, качеству и другим свойствам, российская отрасль будет ежегодно терять практически все свои позиции на внутреннем и зарубежном рынках.

В легкой промышленности по данному сценарию реализуются только те проекты, работы по которым уже начаты, а реализация прорывных инновационных и масштабных инвестиционных проектов не предусматривается, в результате - дальнейшее снижение технологической конкурентоспособности производств. Модернизация действующих производств будет осуществляться за счет собственных и привлеченных средств.

Государственная поддержка отрасли будет осуществляться через субсидирование процентных ставок по кредитам на закупку сырья и материалов, на техническое перевооружение и стимулирование экспорта. Дополнительных мер поддержки отрасли со стороны государства и бизнеса не будет. В этих условиях отдельные предприятия в попытке выжить вынуждены будут переходить на мелкотоварное производство и перепрофилирование высвобождающихся активов, а также их продажу. Появляется вероятность того, что уже к 2020 году легкая промышленность России может стать полностью неконкурентоспособным сектором экономики с катастрофическим технологическим отставанием от мирового уровня, с потерей научного потенциала, снижением объемов инноваций в 2 - 3 раза. Кроме того, результаты инерционного сценария будут полностью противоречить целям, заявленным в Концепции долгосрочного развития национальной экономики до 2020 года.

Инновационный сценарий соответствует варианту 3с развития российской экономики до 2020 года (рассчитанного Минэкономразвития России), инновационной динамике инвестиционного процесса и высокой инновационной активности.

Инновационный сценарий предполагает значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса.

Инновационное социальноориентированное развитие легкой промышленности предполагает формирование новой элиты в бизнесе, повышение инвестиционной, бюджетной и экспортной привлекательности отрасли, ее роли в экономике страны и имиджа в мировом рынке разделения труда (рис. 17).