Рис. 16. Первый вариант развития легкой промышленности
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────┐ │ ┌───────────────┐ │ ┌────────────────┐ │ ┌───────────────┐│
│ Спад │ │ │2009 - 2012 гг.│ │2013 - 2015 гг. │ │2016 - 2020 гг.││
│ показателей │ │ └───────────────┘ │ └────────────────┘ │ └───────────────┘│
└─────\/──────┘ │ ┌───────────────┐ ┌────────────────┐ ┌───────────────┐│
┌─────────────┐ │ │ Потеря │ │ │Утрата конку- │ │ │ Исчезновение ││
│ Падение │ │ │ внутреннего │ │рентоспособности│ │ отрасли ││
│ объемов │ │ │ рынка │ │ │отрасли │ │ │ ││
│производства │ │ └───────────────┘ └────────────────┘ └───────────────┘│
└─────────────┘ │> Дефицит │> Внешнеэкономический│> Развитие │
┌─────────────┐ │ финансовых риск - экспансия мелкотоварного │
│ Уменьшение │ │ ресурсов │ зарубежных │ производства │
│ налоговой │ │> Снижение производителей на > Товарная │
│ базы │ │ покупательского │ внутреннем и │ зависимость │
└─────────────┘ │ спроса внешних товарных > Потеря │
┌─────────────┐ │> Задержка оплаты │ рынках │\ квалифицированных│
│ Сокращение │ │ товаров, \ Производственный / кадров │
│ численности │ │ отсрочка │/ риск - │> Продажа активов, │
└─────────────┘ │ платежей за устаревание допол. расходы │
│ поставленную │ производственных │ на утилизацию │
│ продукцию фондов неэффективных │
│> Демпинг со │> Коммерческий риск -│ активов │
│ стороны падение и > Ликвидация │
│ зарубежных │ неустойчивость │ предприятий │
│ поставщиков спроса, > Свертывание │
│ │ невыполнение │ ряда производств │
│ обязательств по > Снижение научного│
│ │ коммерческим │ потенциала │
│ сделкам > Рост социальной и│
│ │ │ экономической │
│ напряженности │
├ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┤
(──────────────)│(────────────────────────────────────────────────────────────)│
│ ФОНОВЫЕ │││ Нелегальный импорт ││
│ ФАКТОРЫ ││(────────────────────────────────────────────────────────────)│
(──────────────)│(────────────────────────────────────────────────────────────)│
│(────────────────────────────────────────────────────────────)│
│(────────────────────────────────────────────────────────────)│
││ Технологическая отсталость ││
│(────────────────────────────────────────────────────────────)│
└──────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 16. Первый вариант развития легкой промышленности
В случае реализации инерционного сценария (произойдет резкое падение объемов производства, налоговых поступлений, сокращение численности и вытекающим из этого социальным последствиям (в первую очередь в моногородах). В то время как экономика зарубежных стран будет успешно развиваться за счет вложения российских потребителей в развитие производства их товаров, покупая импортную продукцию, превосходящую российскую по цене, качеству и другим свойствам, российская отрасль будет ежегодно терять практически все свои позиции на внутреннем и зарубежном рынках.
В легкой промышленности по данному сценарию реализуются только те проекты, работы по которым уже начаты, а реализация прорывных инновационных и масштабных инвестиционных проектов не предусматривается, в результате - дальнейшее снижение технологической конкурентоспособности производств. Модернизация действующих производств будет осуществляться за счет собственных и привлеченных средств.
Государственная поддержка отрасли будет осуществляться через субсидирование процентных ставок по кредитам на закупку сырья и материалов, на техническое перевооружение и стимулирование экспорта. Дополнительных мер поддержки отрасли со стороны государства и бизнеса не будет. В этих условиях отдельные предприятия в попытке выжить вынуждены будут переходить на мелкотоварное производство и перепрофилирование высвобождающихся активов, а также их продажу. Появляется вероятность того, что уже к 2020 году легкая промышленность России может стать полностью неконкурентоспособным сектором экономики с катастрофическим технологическим отставанием от мирового уровня, с потерей научного потенциала, снижением объемов инноваций в 2 - 3 раза. Кроме того, результаты инерционного сценария будут полностью противоречить целям, заявленным в Концепции долгосрочного развития национальной экономики до 2020 года.
Инновационный сценарий соответствует варианту 3с развития российской экономики до 2020 года (рассчитанного Минэкономразвития России), инновационной динамике инвестиционного процесса и высокой инновационной активности.
Инновационный сценарий предполагает значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса.
Инновационное социальноориентированное развитие легкой промышленности предполагает формирование новой элиты в бизнесе, повышение инвестиционной, бюджетной и экспортной привлекательности отрасли, ее роли в экономике страны и имиджа в мировом рынке разделения труда (рис. 17).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей