Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1125-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Липецка о проверке конституционности положений статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", пункта 19 статьи 44 и пункта 5 статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 октября 2009 г. N 1125-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА
СОВЕТСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА ЛИПЕЦКА О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 23.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВЕТЕРАНАХ", ПУНКТА 19 СТАТЬИ 44 И ПУНКТА 5 СТАТЬИ 154
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ
НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ)
И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации запроса Советского районного суда города Липецка,
1. В Конституционный Суд Российской Федерации поступил запрос Советского районного суда города Липецка о проверке конституционности положений статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливающей круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, ее размер, порядок и условия получения, а также пункта 19 статьи 44 и пункта 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которыми Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.1 и на период с 1 января по 31 декабря 2005 года определены размеры ежемесячной денежной выплаты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей.
В производстве суда находятся гражданские дела по искам Н.Г. Безрукавниковой, Л.И. Дудоревой, В.Е. Свиридова, В.М. Шуваевой. Как указано в запросе, истцы являются родителями военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, и в соответствии с нормами Федерального закона "О ветеранах" имеют статус членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий. Дети указанных граждан погибли после 16 января 1995 года - даты вступления в силу названного Федерального закона. Территориальным Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке названным выше гражданам было отказано в начислении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны. Н.Г. Безрукавникова, Л.И. Дудорева, В.Е. Свиридов и В.М. Шуваева обратились в суд с исками к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке о признании права на установление ежемесячной денежной выплаты для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, мотивируя свои требования тем, что установленные для участников войны льготы были распространены на указанную категорию лиц Законом СССР от 1 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения"; для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы до 16 января 1995 года, установлен именно такой размер выплаты.
Придя к выводу о том, что оспариваемые нормы в той мере, в какой ими не допускается установление ежемесячной денежной выплаты для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы после 16 января 1995 года (даты вступления в силу Федерального закона "О ветеранах"), в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, при том что родители военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы до указанной даты, пользовавшиеся льготами в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", получают ежемесячную денежную выплату именно в таком размере, ущемляют конституционные права граждан, снижают уровень их социальной защищенности и противоречат конституционному принципу равенства, судья Советского районного суда города Липецка Е.В. Сарафанова приостановила производство по делам и направила в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке их конституционности.
2. Возлагая на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения (статья 7), Конституция Российской Федерации вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы ее предоставления тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель, осуществляющий правовое регулирование в данной области, располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности, при дифференциации мер социальной поддержки в зависимости от особенностей правового статуса их получателей. Однако, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе "О ветеранах" определил круг лиц, относящихся к ветеранам, и установил меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, предусмотрев различный объем мер социальной защиты, в том числе для участников войны, а также лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц (военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
При этом законодатель предусмотрел, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены (пункт 3 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах").
На основании указанных законоположений члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного ими в соответствии с предписаниями статьи 7 Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" правового статуса, пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны, тогда как для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы и не приобретших статуса участников войны на основании ранее действовавшего законодательства, был предусмотрен иной объем мер социальной защиты.
Такое правовое регулирование было направлено на сохранение ранее предоставлявшегося членам семей, в том числе родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, объема мер социальной защиты, что согласовывалось с предписаниями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации и не нарушало конституционный принцип равенства.
3. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой.
По смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Вместе с тем это не означает, что гражданам, имеющим разный правовой статус, приобретенный на основании различных нормативных правовых актов, должны устанавливаться равные права в сфере социального обеспечения, в том числе на получение одинаковых мер социальной защиты (социальной поддержки).
Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).
Введенные пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" размеры ежемесячной денежной выплаты различаются в зависимости от категории ветеранов и членов их семей. Такая дифференциация основана на объективных обстоятельствах, связанных в том числе с моментом приобретения соответствующего правового статуса.
Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривающие установление ежемесячной денежной выплаты родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, отличной от размера выплаты участникам войны, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Что касается пункта 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, то по смыслу статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" он не может быть предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку прекратил свое действие с 1 января 2006 года, т.е. еще до начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Липецка, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей