<Письмо> ФТС РФ от 30.10.2009 N 01-11/51814 "О применении положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ"
от 30 октября 2009 г. N 01-11/51814
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2008 ГОДА N 294-ФЗ
В ФТС России поступают обращения таможенных органов по вопросу применения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон) к деятельности таможенных органов при организации и проведении таможенного контроля после выпуска товаров.
Доводим до сведения позицию ФТС России по данному вопросу, поддержанную Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных законодательством Российской Федерации. Особенности организации и проведения проверок при осуществлении таможенного контроля в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами (п. 4 ст. 1 Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) отношения в области таможенного дела, в том числе отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, регулируются таможенным законодательством.
Согласно ст. 403 ТК России осуществление таможенного контроля является одной из функций таможенных органов. Формы и порядок его проведения устанавливаются главой 35 ТК России. Исходя из положений п. 1 ст. 14 ТК России, предметом проверки являются товары (транспортные средства), оформленные по конкретной таможенной декларации, в зависимости от заявленных целей перемещения через таможенную границу и сведений о них. В силу ст. 361 ТК России срок, в течение которого осуществляется таможенный контроль после выпуска товаров, ограничен одним годом после утраты ими статуса находящихся под таможенным контролем.
Таким образом, деятельность таможенных органов по осуществлению таможенного контроля в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров регулируется таможенным законодательством и не подлежит согласованию с органами прокуратуры в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
Вместе с тем проверочные мероприятия, проводимые таможенными органами у таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков, должны соответствовать общим требованиям Федерального закона, поскольку их предметом является соблюдение требований и условий осуществления указанными лицами соответствующего вида деятельности.
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ в статью 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Проведение плановых проверок осуществляется на основании ст. 9 Федерального закона. При этом, вступающая в силу с 1 января 2010 года часть 6 этой статьи, предусматривает, что в срок до 1 ноября года, предшествующего проведению плановых проверок, органы государственного контроля (надзора) направляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проекты ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры. Центральным аппаратом ФТС России указанные проекты планов направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, региональными таможенными управлениями - в транспортные прокуратуры на правах субъектов Российской Федерации, таможни - в транспортные прокуратуры на правах районных, по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться по основаниям, перечисленным в ст. 10 Федерального закона, а в случаях, предусмотренных п. 5 названной статьи, после согласования с транспортными прокурорами. Согласование внеплановых проверок производится по месту осуществления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проверки, проводимые центральным аппаратом ФТС России и региональными таможенными управлениями, согласовываются транспортными прокурорами, на правах субъектов Российской Федерации, таможнями - транспортными прокурорами на правах районных.
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей