<Письмо> ФАС РФ от 04.05.2009 N АЦ/13077 "О разъяснении вопросов применения антимонопольного законодательства"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 4 мая 2009 г. N АЦ/13077

О РАЗЪЯСНЕНИИ ВОПРОСОВ ПРИМЕНЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ФАС России рассмотрел направленное обращение о даче разъяснений по вопросу применения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части представления некоммерческими организациями, в частности, федеральными государственными учреждениями, сведений, подтверждающих неосуществление ими деятельности, приносящей им доход, и сообщает.

В целях предупреждения возможных нарушений антимонопольного законодательства при передаче государственного имущества некоммерческой организации ФАС России рекомендует заинтересованным лицам (соответствующему лицу, имеющему намерение получить государственное имущество, или органу власти, имеющему намерение передать государственное имущество некоммерческой организации) направлять в антимонопольный орган следующие сведения и документы для получения позиции антимонопольного органа:

1) заверенные в установленном порядке копии:

- учредительных документов и свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о создании - для юридических лиц;

2) перечень видов деятельности, осуществляемых лицом, которому имеется намерение предоставить государственное имущество, в течение двух лет, предшествующих дню подачи документов, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуется специальное разрешение;

3) наименование видов продукции (работ, услуг), объем продукции, произведенной и реализованной лицом, которому имеется намерение предоставить государственное имущество, в течение двух лет, предшествующих дню подачи документов, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции (работ, услуг);

4) заверенные в установленном порядке копии бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках юридического лица, которому имеется намерение предоставить государственное имущество, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи документов, с подтверждением получения налоговым органом данных документов, либо, если лицо не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, заверенные в установленном порядке копии иной предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документации;

5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с лицом, которому имеется намерение предоставить государственное имущество, с указанием оснований для вхождения таких лиц в эту группу. Информация по группе лиц представляется в соответствии с формой, утвержденной Приказом ФАС России от 20.11.2006 N 293.

Орган власти после получения из антимонопольного органа или от заинтересованной в получении государственного имущества некоммерческой организации позиции антимонопольного органа по вопросу применения порядка, предусмотренного Законом о защите конкуренции для передачи государственного имущества, в отношении некоммерческой организации:

1) предоставляет государственное имущество данному лицу, не являющемуся хозяйствующим субъектом, без проведения торгов, предусмотренных Законом о защите конкуренции, и без предварительного согласования с антимонопольным органом, поскольку действие статей 17.1 и 19 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на государственное или муниципальное имущество некоммерческим организациям, которые не осуществляют деятельность, приносящую им доход, то есть не являются хозяйствующими субъектами;

2) в случае признания антимонопольным органом данного лица хозяйствующим субъектом процедура предоставления государственного имущества должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям, установленным антимонопольным законодательством.

Контроль за отсутствием деятельности, приносящей доход, у некоммерческой организации, имеющей во владении и (или) пользовании государственное имущество, полученное им без торгов, осуществляется органом власти, который принял решение о передаче организации государственного имущества, на основании представляемых данной организацией и заверенных в установленном порядке копий бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках юридического лица, которому предоставлено государственное имущество, по состоянию на последнюю отчетную дату, с подтверждением получения налоговым органом данных документов, либо, если лицо не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, заверенной в установленном порядке копии иной предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документации.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Таким образом, условия о представлении организацией заверенных в установленном порядке копий бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках юридического лица, которому предоставлено государственное имущество, по состоянию на последнюю отчетную дату, с подтверждением получения налоговым органом данных документов, либо, если лицо не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, заверенной в установленном порядке копии иной предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документации может являться одним из условий договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества.

При этом если в период владения и (или) пользования государственным имуществом, полученным без торгов некоммерческой организацией, не имеющей статуса хозяйствующего субъекта, организация начнет осуществлять деятельность, приносящую ей доход, орган власти, который принял решение о передаче данной организации государственного имущества, должен принять меры по прекращению использования данного имущества и по его возврату в целях предоставления такого имущества в соответствии с Законом о защите конкуренции - на торгах или с предварительным согласованием с антимонопольным органом в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

ФАС России также сообщает, что 13.02.2009 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят законопроект N 144206-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", согласно которому перечень исключений из-под действия статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предлагается расширить случаями заключения договоров с государственными и муниципальными учреждениями.

Дополнительно ФАС России сообщает, что разъяснения по вопросам применения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции размещены на официальном сайте федерального антимонопольного органа в сети "Интернет" www.fas.gov.ru.

А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ