III. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Анализ тенденций развития народных художественных промыслов показывает, что с середины 90-х годов их состояние неизменно оценивалось как критическое. Оказавшись в начале перестройки вне сферы внимания и поддержки федеральных властей, организации народных художественных промыслов стали терять объемы производства.

Так, темп роста производства изделий народных художественных промыслов к уровню предыдущего года составил в 2001 году 108,4%, но уже в 2002 году он снизился до 87,6%, а в 2004 году темп роста составил - 97,9 процента.

И только начиная с 2005 года народные художественные промыслы преодолели тенденцию падения объемов производства продукции и ежегодно увеличивали выпуск изделий народных художественных промыслов, этому способствовали меры государственной поддержки, направленные на стабилизацию и развитие организаций народных художественных промыслов.

КонсультантПлюс: примечание.

Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2004 N 586-р утратило силу в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 08.09.2010 N 1518-р.

Приказом Минпромторга России от 22.12.2016 N 4641 утвержден перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 г. N 586-р утвержден Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, которым предоставляются субсидии для компенсации части затрат на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки выпускаемой продукции, уплату процентов по кредитам, организацию работ по продвижению товаров на рынок, получение патентов и свидетельств на товарные знаки. В этот перечень включены 18 предприятий.

Этим предприятиям в 2008 году предоставлено из федерального бюджета субсидий в сумме 64,68 млн. рублей. Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ на 2009 год для поддержки производства и реализации изделий народных художественных промыслов утвержден объем субсидий в сумме 81,5 млн. рублей.

Действующие меры государственной поддержки на федеральном уровне предусматривают:

освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

снижение ставки единого социального налога на 6%;

защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, включая авторские права на произведения декоративно-прикладного искусства, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению изделий народных художественных промыслов, имеют право применять упрощенную систему налогообложения.

Кроме того, законодательством предусмотрена возможность предоставления льгот на региональном уровне:

по земельному налогу: освобождение от уплаты земельного налога организаций народных художественных промыслов;

по налогу на имущество: законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе установить дополнительные категории организаций (в том числе народных художественных промыслов), которым может быть предоставлена льгота по налогу;

по налогу на прибыль: законодательным органам субъектов Российской Федерации дано право снижать налоговую ставку в части сумм налога на прибыль, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах 4 процентов.

Государственная поддержка народных художественных промыслов на федеральном и региональном уровнях составляет ежегодно (оценочно) в сумме более 400 млн. рублей.