1. Общая часть

1.1. Типовые нормы обслуживания предназначены для нормирования труда уборщиков производственных помещений промышленных предприятий.

1.2. В основу разработки Типовых норм обслуживания положены следующие данные:

фотохронометражные наблюдения;

результаты анализа организации труда и производства.

1.3. Сборник содержит нормы обслуживания и нормы времени обслуживания на уборку производственных помещений.

1.4. Нормы обслуживания установлены для одного исполнителя в смену в кв. м убираемой площади с учетом выполнения работ вручную при длительности смены 8 ч; нормы времени обслуживания даны в минутах на 1 кв. м.

1.5. Приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано "до", следует понимать включительно.

1.6. При внедрении на предприятиях более прогрессивной, чем это предусмотрено в Типовых нормах, организации труда, средств и приспособлений для уборки следует разрабатывать и вводить в установленном порядке местные нормы.

1.7. На работы по уборке помещений, не предусмотренные сборником, устанавливаются местные нормы по аналогии с Типовыми.

1.8. Нормы обслуживания на уборку производственных помещений установлены дифференцированно в зависимости от вида убираемых отходов. С учетом этого производственные помещения разделены на пять групп:

1-я группа - помещения производств, не имеющих отходов. Например, производство электроэнергии, газовые котельные, аппаратурные процессы производства и т.п.;

2-я группа - помещения производств, дающих древесные отходы. Например, лесопиление и деревообработка, производство фанеры, стандартных домов, деталей из дерева, деревянной тары, мебели, деревянной домашней утвари и других изделий, подготовительные процессы производства целлюлозы и т.п.;

3-я группа - помещения производств, имеющих легковесные, жидкие, сыпучие, мелкогабаритные производственные отходы. Например, производство текстильных и швейных изделий, производство пищевых продуктов, изделий из кожи и их заменителей, парфюмерно-косметическое производство, производство строительных и отделочных материалов, основные процессы стекольного и фарфоро-фаянсового производства, производство предметов культурного назначения, сборочно-монтажные цехи, цехи гальванопокрытий, переработки пластмасс;

4-я группа - помещения производств, дающих металлические отходы в виде стружки, высечки, обрезков и т.п. Например, ремонтно-механические мастерские и цехи; заготовительные цехи и участки в производствах железобетонных конструкций, изделий из жести, кузнечные, прессовые цехи и т.п.;

5-я группа - помещения производств, дающих отходы литья, огнеупорный мусор, угольную и торфяную пыль и не требующие тщательной их уборки. Например, производство чугуна, стали, трубопрокатное производство, производство угольных и торфяных брикетов, литейные цехи и т.п.

Для каждой из групп производственных помещений нормы обслуживания по уборке указаны в картах, номера которых соответствуют номеру группы.

Каждая карта содержит состав работы, типовые нормы обслуживания и нормы времени обслуживания, дифференцированные в зависимости от способа уборки или от способа уборки и массы убираемых отходов.

Нормы на уборку стен, панелей, колонн приведены в карте 6. В Типовых нормах обслуживания учтено время на доставку средств уборки и вспомогательных материалов (воды, опилок и др.) на расстояние до 100 м.

В нормах на уборку помещений 1-й группы учтено время на доставку уборщиком мусора, а для 2-й и 3-й групп - на доставку мусора и отходов до установленного места хранения на расстояние до 100 м. В нормах на уборку в помещениях 4-й и 5-й групп время на доставку отходов не учтено.

Типовые нормы обслуживания установлены с учетом ширины проходов между оборудованием свыше 1 м. При ширине этих проходов до 1 м к нормам обслуживания применяется поправочный коэффициент 0,85.

Типовые нормы обслуживания разработаны с учетом наиболее распространенных видов покрытий пола: для 1-й группы - цементные и метлахская плитка; для 2-й группы - цементные и деревянные; для 3-й группы - цементные, метлахская плитка, линолеум; для 4-й группы - цементные, металлическая плитка, бетонные с мраморной крошкой; для 5-й группы - металлическая плитка.

Типовые нормы обслуживания установлены с учетом одноразовой уборки в течение смены. Если в течение смены уборка должна проводиться более одного раза, то норма обслуживания и норма времени обслуживания пересчитываются. Поправочные коэффициенты для пересчета норм для различной повторяемости приведены в табл.

┌─────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐

│ Повторяемость │ Группа производственных помещений │

│ уборки за смену ├────────────┬────────────────┬────────────────┤

│ │ 1-я │ 2-я, 3-я │ 4-я, 5-я │

│ ├────────────┴────────────────┴────────────────┤

│ │ Поправочные коэффициенты │

├─────────────────┼────────────┬────────────────┬────────────────┤

│ 1,2 │ 0,83 │ 0,86 │ 0,97 │

│ 1,4 │ 0,71 │ 0,83 │ 0,95 │

│ 1,6 │ 0,62 │ 0,67 │ 0,93 │

│ 1,8 │ 0,55 │ 0,60 │ 0,90 │

│ 2,0 │ 0,50 │ 0,55 │ 0,88 │

│ 2,2 │ 0,45 │ 0,50 │ 0,87 │

│ 2,4 │ 0,41 │ 0,46 │ 0,85 │

│ 2,6 │ 0,38 │ 0,43 │ 0,84 │

│ 2,8 │ 0,35 │ 0,40 │ 0,81 │

│ 3,0 │ 0,33 │ 0,38 │ 0,80 │

└─────────────────┴────────────┴────────────────┴────────────────┘

Повторяемость уборки устанавливается администрацией. Если уборка помещения в течение смены производится более одного раза, причем повторная уборка выполняется с меньшими затратами времени, так как включает неполный состав работ, учтенных при установлении нормы, то повторяемость уборки выражается дробной величиной.

Типовые нормы обслуживания установлены с учетом рационального использования рабочего времени и оснащения рабочих мест необходимыми средствами уборки и приспособлениями.

Нормы обслуживания рассчитаны по формуле:

Tсм

Hо = -------,

tоп x K

где:

Tсм - сменный фонд рабочего времени;

tоп - норматив оперативного времени на выполнение единицы объема основных функций;

K - коэффициент, учитывающий затраты времени на выполнение дополнительных функций, отдых и личные надобности.

Коэффициент K определяется по формуле:

(a1 + a2)

K = 1 + ---------,

100

где:

a1 - время на дополнительные функции в процентах ко времени основных функций;

a2 - время на отдых и личные надобности в процентах ко времени основных функций.

Время на дополнительные функции установлено по данным фотографий рабочего времени в размере 6,0%, а время на отдых и личные надобности принято в соответствии с межотраслевыми рекомендациями "Определение нормативов времени на отдых и личные надобности" <*> в размере 5,0%.

--------------------------------

<*> Определение нормативов времени на отдых и личные надобности. М.: НИИ труда, 1982.

Нормы обслуживания установлены с учетом затрат времени на выполнение следующих основных и дополнительных функций.

Основные функции по уборке помещения - подметание, мытье, увлажнение, посыпание увлажненными опилками перед подметанием и сухими опилками после подметания, смена воды и моющих растворов, сбор отходов от рабочих мест, очистка бункеров, ящиков, мешочков; сортировка и укладывание отходов и мусора в тару; протирка, обметание панелей, стен, подоконников, отопительных труб, досок для объявлений, плакатов и т.п., доставка мусора и отходов в установленное для их сбора место, чистка кранов и раковин, имеющихся в цехе.

Дополнительные функции - подготовка средств уборки к работе (доставка средств уборки и приспособлений в начале смены к месту работы и в конце смены в установленное для их хранения место); прием и сдача смены, уборка рабочего места и рабочего инвентаря уборщика, запаривание веников и метел в горячей воде, смена метлы на ручке, мелкий ремонт средств уборки; подготовка воды для полива цветов и полив цветов.

Если уборщику поручена уборка различных помещений, то норма времени обслуживания или нормы обслуживания подбираются с таким расчетом, чтобы сумма норм времени на уборку различных убираемых помещений примерно была равна времени смены, или SUM Tно ~= Tсм:

SUM Tно = Tно1 x П1 + Tно2 x П2 + ... + Tноn x Пn

или

П1 П2 Пn

--- + --- + ... + --- ~= 1,

Но1 Но2 Ноn

где:

SUM Tно - сумма норм времени обслуживания;

П1, П2, Пn - площади помещений, для уборки которых установлены различные нормы;

Но1, Но2, Ноn - типовые нормы обслуживания;

Tно1, Tно2, Tноn - типовые нормы времени обслуживания.

При нескольких видах работ, поручаемых одному исполнителю (например, подметание пола, а затем мытье), норма обслуживания (Но) рассчитывается по формуле:

Tсм

Но = ------------------------,

Tно1 + Tно2 + ... + Tноn

где:

Tно1 , Tно2 и Tноn - нормы времени обслуживания на отдельные виды работ.

Пример. Рассчитать норму времени обслуживания и норму обслуживания на уборку пола, состоящую из подметания без предварительного увлажнения со сбором отходов от рабочих мест и мытья.

Исходные данные. Помещение 3-й группы, коэффициент сменной повторяемости подметания пола - 1,4 и мойка - 1,0. Масса убираемых отходов при подметании пола со 100 кв. м за смену - 8 кг. Продолжительность смены - 8 ч.

Расчет. По карте 3 находим норму времени на подметание пола - 0,284 мин. на 1 кв. м (N 10).

Пересчитываем норму времени обслуживания на подметание пола с учетом поправочного коэффициента на сменную повторяемость этой работы 1,4:

0,284 : 0,83 = 0,342 мин. на 1 кв. м.

Находим норму времени обслуживания на мытье 1 кв. м пола - 0,571 мин. (N 39).

Находим норму времени обслуживания (Tно) на уборку пола:

Tно = 0,342 + 0,571 = 0,913 мин. на 1 кв. м

Находим норму обслуживания:

Tсм 480

Но = --- + ----- = 526 кв. м

Tно 0,913

1.9. Типовые нормы времени могут быть использованы для расчета комплексных норм при внедрении бригадной организации труда в соответствии с "Методическими основами бригадной формы организации и стимулирования труда в промышленности" <*> путем суммирования норм обслуживания на отдельные виды работ и способы уборки.

--------------------------------

<*> Методические основы бригадной формы организации и стимулирования труда в промышленности. М.: НИИ труда, 1981.

1.10. Наименование профессий в настоящем сборнике установлено в соответствии с действующим "Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады", утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС N 58/3-102 от 20 февраля 1984 г.

1.11. С введением в действие данных Типовых норм обслуживания отменяется ранее действовавший сборник <*>.

--------------------------------

<*> Типовые нормы обслуживания для уборщиков производственных помещений промышленных предприятий. М.: НИИ труда, 1983.