О требованиях к зданиям и сооружениям см. Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

ЛИФТЫ И ПОДЪЕМНИКИ

3.280. Гостиница, на балансе которой находятся лифты, считается владельцем лифтов.

3.281. Владелец лифтов (гостиница) должен обеспечить постоянное их содержание в исправном состоянии путем организации надлежащего обслуживания, технического надзора и ремонта в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов" (ПУБЭЛ), утвержденными Госгортехнадзором, и документами, утвержденными МКХ РСФСР <*>.

--------------------------------

<*> "Положение о планово-предупредительном ремонте лифтов", "Положение об организации технического обслуживания лифтов в городах РСФСР", "Инструкция по технической эксплуатации лифтов" и "Временные технические условия на основные виды ремонтов лифтов".

3.282. Обслуживание лифтов может быть организовано с помощью персонала гостиницы или специализированной организации по договору с ней.

3.283. Ответственные за технический надзор лифтов назначаются приказом по гостинице или приказом специализированной организации, которая должна выполнять эти работы по договору.

3.284. Обслуживание лифтов может быть поручено проводникам или лифтерам, находящимся в штате гостиницы, приказом директора.

3.285. Возможность перевода лифтов, установленных в гостинице, на самостоятельное пользование пассажирами решается, в каждом отдельном случае, по согласованию с местными органами технадзора с учетом расположения лифтов и их загрузки.

При расположении нескольких пассажирских лифтов в одном холле допускается обслуживание их одним лифтером.

3.286. Обслуживание больничных и грузовых лифтов с внутренним управлением, а также пассажирских лифтов, не приспособленных для самостоятельного пользования пассажирами, поручается проводникам.

3.287. Управление грузовыми лифтами без проводника и малыми грузовыми лифтами может быть поручено лицам, пользующимся этими лифтами. Эти лица должны быть обучены по соответствующей программе и аттестованы квалификационной комиссией с участием лица, ответственного за исправное состояние и безопасное действие лифтов.

3.288. Обслуживание группы пассажирских, грузопассажирских лифтов, подключенных к диспетчерскому пульту, должно выполняться диспетчером или лифтером-диспетчером. При этом в смене должно находиться не менее двух человек, один из которых дежурит в диспетчерской, а другой обходит лифты.

3.289. Необходимость устройства новых диспетчерских пунктов или подключения лифтов к действующим определяется дирекцией гостиницы. Во всех этих случаях должны быть выполнены требования ПУБЭЛ и произведено согласование с местными органами Госгортехнадзора.

3.290. Организация технического обслуживания лифтов должна предусматривать:

- приемку вновь смонтированных лифтов;

- регистрацию лифтов;

- техническое освидетельствование лифтов;

- технический надзор за лифтами;

- капитальный ремонт лифтов.

Организация технического обслуживания лифтов должна регламентироваться документами, утвержденными в установленном порядке, и в соответствии с "Положением по организации технического обслуживания лифтов в городах РСФСР".

3.291. Для приемки вновь смонтированных лифтов гостиницы назначается приемочная комиссия из представителей монтажной организации, строительной организации и владельца лифта, а при наличии специализированной организации по обслуживанию лифтов также и ее представителей.

В своей работе приемочная комиссия руководствуется:

1) проектной документацией на предъявленную лифтовую установку;

2) "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов", утвержденными органами Госгортехнадзора СССР;

3) главой СНиП по правилам производства и приемки монтажных работ по лифтам;

4) методическими указаниями по приемке новых лифтов;

5) "Правилами устройства электроустановок".

3.292. Вновь установленный и принятый от монтажной организации лифт грузоподъемностью более 160 кг должен быть до пуска в эксплуатацию зарегистрирован в органах Госгортехнадзора. Регистрацию в органах Госгортехнадзора производит владелец лифта (гостиница).

3.293. Лифт, находящийся в эксплуатации, подлежит перерегистрации в случае его реконструкции, например при повышении грузоподъемности, замене лебедки, изменении конструкции размеров шахты или машинного помещения, изменении электрической схемы и т.п.

При регистрации лифта после реконструкции к паспорту должно быть приложено заключение проектной организации, подтверждающее возможность такой реконструкции.

При изменении конструкции лифта к паспорту должны быть приложены соответствующие чертежи и описание.

3.294. Для регистрации лифта представляются материалы:

- письменное заявление руководства гостиницы - владельца лифта;

- типовой паспорт лифта (прил. 1 ПУБЭЛ);

- акт технической готовности и приемки лифта (прил. 2 ПУБЭЛ);

- документ, подтверждающий наличие у владельца и у специализированной организации обученного персонала.

3.295. Все лифтовые установки, независимо от их назначения, зарегистрированные в органах Госгортехнадзора СССР, находятся под постоянным техническим контролем этих органов, проверяющих выполнение гостиницами - владельцами лифтов "Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов" и директивных документов Госгортехнадзора СССР.

Технический контроль включает в себя:

- технические освидетельствования;

- плановые проверки;

- внеплановые проверки с целью контроля за выполнением гостиницей - владельцем лифтов ранее выданных предписаний.

3.296. После регистрации лифтов владелец направляет заявление в Госгортехнадзор для освидетельствования и получения разрешения на их пуск в эксплуатацию.

3.297. Освидетельствование лифтов органами надзора и разрешение на эксплуатацию производится в соответствии с требованиями главы СНиП по правилам производства и приемки монтажных работ по лифтам и "Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов".

3.298. Техническое освидетельствование лифтов производится контролером Госгортехнадзора в присутствии представителей монтажной организации, гостиницы и лица, ответственного за исправное состояние и безопасное действие лифта:

- после установки лифта и регистрации его в местных органах Госгортехнадзора СССР;

- периодически, не реже чем через 12 мес.;

- после реконструкции лифта.

3.299. Частичное освидетельствование лифтов производится при:

- замене канатов кабины или противовеса;

- замене приводного электродвигателя на двигатель с другими параметрами;

- капитальном ремонте лебедки, тормоза или их замене;

- замене ловителей, ограничителя скорости или гидравлического буфера;

- изменении электрической схемы управления или замене электрической проводки цепи управления, а также при изменении конструкции концевого выключателя, дверных контактов, автоматических замков, этажных переключателей или центрального этажного аппарата.

3.300. Надзор за лифтами представляет собой совокупность мероприятий по техническому контролю за работой механизмов и аппаратов, наблюдению за работой обслуживающего персонала, правильностью эксплуатации и соблюдению действующих правил ПУБЭЛ, а также по проведению осмотров, текущего ремонта, регулировки, наладки и устранению неисправностей в оборудовании лифтов.

3.301. Надзор за состоянием лифтов должен быть поручен электромеханикам (мастерам, монтерам по лифтам), в качестве которых могут назначаться лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие стаж работы не менее 6 месяцев по надзору (монтажу или ремонту) за лифтами.

За электромехаником (мастером, монтером по лифтам) должны быть закреплены приказом определенные лифты. Количество лифтов, закрепленных за электромехаником, определяется из расчета норм времени на проведение периодических осмотров и ремонтов с учетом типа лифта.

3.302. Ответственность за исправное состояние и безопасное действие лифтов должна быть возложена приказом на главного инженера (инженера) гостиницы, а в случаях, когда ведение надзора за лифтами осуществляется специализированной организацией, на представителя этой организации. Ответственность владельца лифта в этом случае определяется договором.

Лицо, ответственное за исправное состояние и безопасное действие лифтов, должно обладать соответствующей квалификацией и быть аттестовано.

Фамилия, имя, отчество и роспись лица, ответственного за исправное и безопасное действие лифта, должны быть занесены в паспорт каждого лифта.

3.303. Владелец лифтов или специализированная организация обязаны обеспечить лифтеров, проводников, диспетчеров, электромехаников (мастеров, монтеров по лифтам) должностной инструкцией, которая должна быть составлена на основе типовой инструкции, утвержденной Госгортехнадзором для каждой категории работников.

3.304. Осмотр лифтов должен производиться:

- посменно;

- периодически в соответствии с графиком планово-предупредительных ремонтов и осмотров.

3.305. Периодический осмотр лифта должен производиться электромехаником (мастером, монтером по лифтам), осуществляющим технический надзор за лифтами, в объеме, предусмотренном его должностной инструкцией и инструкцией завода, изготовившего лифт. Результаты осмотра отмечаются в журнале периодических осмотров лифтов.

Осмотр лифтов электромехаником (мастером, монтером по лифтам), осуществляющим технический надзор за лифтами, должен производиться совместно с помощником или лифтером (проводником).

3.306. Лифтеры-проводники, лифтеры-диспетчеры, лифтеры-обходчики и электромеханики, осуществляющие обслуживание и надзор за лифтами, должны быть обучены по соответствующей программе и аттестованы квалификационной комиссией учебного заведения или предприятия, производившего обучение. Лицам, сдавшим экзамен, должно быть выдано соответствующее удостоверение.

3.307. При аттестации электромехаников, осуществляющих технический надзор за лифтами, руководство учебного заведения (предприятия) обязано заблаговременно, не позднее чем за 10 дней, уведомить инспектора технадзора о дне работы квалификационной комиссии, в которой он должен принять участие.

Аттестация лифтеров-проводников, лифтеров-диспетчеров, лифтеров-обходчиков может производиться без участия инспектора технадзора.

3.308. Допуск к работе лифтеров-проводников, лифтеров-диспетчеров, лифтеров-обходчиков и электромехаников, осуществляющих технический надзор за лифтами, должен оформляться приказом по гостинице после выдачи на руки удостоверения об обучении и должностной инструкции.

3.309. Повторная проверка знаний лиц обслуживающего персонала: лифтеров-проводников, лифтеров-диспетчеров, лифтеров-обходчиков, электромехаников должна производиться:

- периодически, но не реже одного раза в 12 мес.;

- при переходе указанных лиц с одного предприятия на другое;

- по требованию лиц, ответственных за исправное состояние и безопасное действие лифтов и за проведение технического освидетельствования их, а также по требованию инспектора технадзора.

Повторная проверка знаний может проводиться без участия инспектора Госгортехнадзора.

3.310. Лица, переводимые на обслуживание лифтов более сложной конструкции (например, на лифты с приводом на постоянном токе, лифты со скоростью перемещения кабины более 1 м/с), должны быть ознакомлены с особенностями устройства и обслуживания таких лифтов, пройти стажировку и проверку знаний.

3.311. Результаты аттестации обслуживающего персонала должны оформляться протоколом, а результаты периодической проверки заносятся в журнал.

3.312. Владелец лифта или специализированная организация обязаны разработать и утвердить правила пользования лифтами.

3.313. При обслуживании лифтов и осуществлении надзора за ними должны строго выполняться все требования по безопасности, записанные в ПУБЭЛ.

3.314. В случае обнаружении при осмотре лифта или во время его работы неисправности предохранительных устройств, сигнализации или освещения, а также других неисправностей, угрожающих безопасному пользованию лифтом или его обслуживанию, лифт должен быть остановлен впредь до устранения выявленных повреждений и пущен вновь в работу с разрешения лица, устранившего повреждение.

3.315. Капитальный ремонт лифтов (малый, средний и большой) должен производиться специализированными подрядными организациями. Допускается производство капитального ремонта лифтов технической службой гостиницы, имеющей возможность обеспечить выполнение ПУБЭЛ и технических условий на производство капитального ремонта.

3.316. В договорах должны быть установлены обязанности гостиницы и специализированной организации.

В обязанности гостиницы входят:

- сохранность оборудования лифтов, обеспечение безопасных подходов к машинам и блочным помещениям, а также освещение и устройство в необходимых местах лестниц и переходов;

- недопущение затопления водой машинных отделений, расположенных в подвалах, приямках лифтов, а также подходов к ним;

- обеспечение постоянного и устойчивого электропитания лифтов;

- по требованию специализированной организации обеспечение рабочих, обслуживающих лифты, бытовым помещением;

- производство ежедневной уборки внутри кабин лифтов и очистка наружной поверхности шахт от пыли;

- организация периодического инструктажа обслуживающего персонала гостиницы по правилам пользования лифтами.

3.317. Работа лифтов в гостинице должна быть обеспечена круглосуточно без перерыва на обед независимо от этажности.

3.318. Специализированные организации должны иметь аварийную службу для устранения аварий и мелких неисправностей, вызвавших остановку лифта.

Лифтовая аварийная служба (ЛАС) создается в соответствии с "Положением об организации диспетчерской и аварийной службы в лифтовом хозяйстве", утвержденным МКХ РСФСР 4 февраля 1970 г.

Если технический надзор за лифтами осуществляется гостиницей, все неисправности устраняются ее штатными электромеханиками (мастерами, монтерами по лифтам).

3.319. Грузовые малые лифты и подъемники должны изготавливаться по технической документации, разработанной специализированной лифтовой проектной организацией.

3.320. Вновь установленный грузовой малый лифт или подъемник регистрации в органах технадзора не подлежит.

3.321. При техническом освидетельствовании грузовой малый лифт или подъемник должен подвергаться осмотру и испытанию.

3.322. Управление грузовыми малыми лифтами или подъемниками может быть поручено лицам, пользующимся этими лифтами. Эти лица должны быть обучены по соответствующей программе и аттестованы комиссией владельца с участием лица, ответственного за исправное состояние и безопасное действие лифтов.