Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2009 N КАС09-546 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 15.09.2009 N ГКПИ09-739, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 2 и 7 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденных Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 N 18>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Пелевина Н.П.,
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузнецова Владимира Сергеевича об оспаривании в части пунктов 2 и 7 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 18,
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявленного требования.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Шершнева Р.С. и Бондарь А.В., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
пунктом 2 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 18 (далее - Правила), предусмотрено, что добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты ведется с соблюдением данных Правил в охотничьих угодьях в соответствии с путевкой (разрешением), выдаваемой:
общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами - для охоты в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется этими общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, - для охоты в иных охотничьих угодьях.
Форма путевки утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 7 Правил при добывании объектов животного мира лица обязаны иметь при себе охотничий билет, путевку, а также лицензию в случае, установленном абзацем первым пункта 6 Правил.
Кузнецов В.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просил признать пункты 2 и 7 Правил не подлежащими применению в части необходимости наличия путевок при добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. При этом заявитель указал, что Правила в оспариваемой им части противоречат Федеральному закону "О животном мире", в котором понятие "путевка" отсутствует, и нарушают его право на бесплатное пользование объектами животного мира, не включенными в перечень, названный в части четвертой статьи 34 этого Федерального закона (перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды обитания без лицензии запрещено).
Верховный Суд Российской Федерации вынес указанное решение.
В кассационной жалобе Кузнецов В.С. просит об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением и при неправильном применении норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт принят Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему законодателем. Требование Правил о необходимости наличия путевок (разрешений) при добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, Федеральному закону от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон) не противоречит, прав заявителя не нарушает.
Так, согласно ч. 3 ст. 40 Закона правила, сроки и перечни орудий и способов добывания объектов животного мира, разрешенных к применению, разрабатываются соответствующими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе выдачу лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Статьей 34 Закона установлено, что охота является одним из видов пользования животным миром.
Анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод о следующем. Федеральный законодатель установил, что добывание объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, может осуществляться лишь на основании выданных в надлежащем порядке лицензий и разрешений.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что, закрепив в пункте 2 Правил положение о том, что добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты ведется в соответствии с "путевкой", Правительство Российской Федерации в целях разъяснения указанного термина включило непосредственно после него в скобках слово "разрешением". Таким образом, согласно Правилам путевкой является разрешение на добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты в охотничьих угодьях и использование в оспариваемых пунктах Правил термина "путевка" Закону не противоречит.
Доводы заявителя о возможном взыскании дополнительной платы за выдачу такой путевки (разрешения) судом первой инстанции проверялись и своего подтверждения не нашли.
Как правильно указано в обжалованном решении, оспариваемые Правила не устанавливают возмездный характер получения путевки (разрешения). Отсутствуют стоимостные показатели и в форме путевки (разрешения), утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12 марта 2009 г. N 97.
Путевка (разрешение), предусмотренная Правилами в качестве документа, необходимого для добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не является аналогом путевки (договора) на право охоты и рыбной ловли, поскольку она носит безвозмездный характер и ее наличие является обязательным при осуществлении охоты во всех охотничьих угодьях. Наличие же путевки (договора) на право охоты при осуществлении охоты на территории охотничьих угодий общего пользования не требуется.
Требование в оспоренном нормативном правовом акте о необходимости наличия путевки (разрешения), выдаваемой безвозмездно, не противоречит положениям ч. 2 ст. 35 Закона (на которую сослался заявитель в кассационной жалобе), предусматривающей право на бесплатное пользование объектами животного мира, не включенными в перечень, названный в части четвертой статьи 34 данного Закона, поскольку, как уже указывалось выше, рассматриваемая по настоящему делу путевка (разрешение) носит безвозмездный характер.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у общественных охотничьих организаций, других юридических и физических лиц права выдавать разрешения на добывание объектов животного мира не может служить основанием к отмене обжалованного решения, поскольку правомерность такого полномочия, как это следует из первоначального заявления (л.д. 4-7), заявителем не оспаривалось, данный вопрос не был предметом судебного рассмотрения по настоящему делу. Кроме того, правомерность наделения общественных охотничьих организаций, других юридических и физических лиц правом выдавать разрешения на добывание объектов животного мира подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации по другому гражданскому делу - N ГКПИ09-774.
Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кузнецова В.С. - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Г.В.МАНОХИНА
Н.П.ПЕЛЕВИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей