Одобрены

Советом по аудиторской

деятельности Минфина России

26 ноября 2009 г., протокол N 80

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕРКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации (приложение N 1).

2. Рекомендации предназначены для оказания помощи аудиторским организациям при проведении аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования.

Рекомендации не распространяются на страховые медицинские организации в части проверки правильности формирования резервов по обязательному медицинскому страхованию.

Рекомендации используются при проверке соблюдения аудируемым лицом правил формирования страховых резервов, установленных действующим законодательством, и правильности отражения страховых резервов в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3. Основные понятия, используемые в настоящих Рекомендациях:

орган страхового надзора - федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела);

аудируемое лицо - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее лицензии в установленном действующим законодательстве порядке;

математический резерв формируется в целях оценки обязательств страховщика по договорам страхования жизни, которые могут возникнуть в связи с наступлением страховых случаев;

резерв расходов на обслуживание страховых обязательств формируется в целях оценки предстоящих расходов страховщика по обслуживанию и исполнению договора страхования жизни, в течение срока действия договора страхования жизни после уплаты единовременной страховой премии или по истечении периода уплаты страховых взносов;

резерв выплат по заявленным, но неурегулированным страховым случаям по договорам страхования жизни формируется в целях оценки неисполненных или исполненных не полностью обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат по заявленным на отчетную дату страховым случаям или обязательств, срок исполнения которых на отчетную дату наступил исходя из условий договора страхования жизни, а также при досрочном расторжении договора страхования жизни;

резерв выплат по произошедшим, но не заявленным страховым случаям по договорам страхования жизни формируется в целях оценки неисполненных на дату расчета обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат в связи со страховыми случаями, произошедшими в отчетном периоде или предшествующих ему периодах, но не заявленными страховщику;

резерв дополнительных выплат (страховых бонусов) формируется в целях оценки обязательств страховщика по причитающимся к уплате страховым бонусам по договорам страхования жизни, предусматривающим участие в инвестиционном доходе страховщика;

выравнивающий резерв по договорам страхования жизни формируется в целях оценки дополнительного обеспечения обязательств страховщика в случае дефицита страховых премий (взносов), возникшего в результате применения при расчете страховых резервов более консервативного базиса расчета, чем при расчете страховых премий (взносов);

резерв незаработанной премии - это часть начисленной страховой премии (взносов) по договору, относящаяся к периоду действия договора, выходящему за пределы отчетного периода (незаработанная премия), предназначенная для исполнения обязательств по обеспечению предстоящих выплат, которые могут возникнуть в следующих отчетных периодах;

резерв заявленных, но неурегулированных убытков является оценкой неисполненных или исполненных не полностью на отчетную дату (конец отчетного периода) обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат, включая сумму денежных средств, необходимых страховщику для оплаты экспертных, консультационных или иных услуг, связанных с оценкой размера и снижением ущерба (вреда), нанесенного имущественным интересам страхователя (расходы по урегулированию убытков), возникших в связи со страховыми случаями, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке заявлено страховщику в отчетном или предшествующих ему периодах;

резерв произошедших, но незаявленных убытков является оценкой обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат, включая расходы по урегулированию убытков, возникших в связи со страховыми случаями, происшедшими в отчетном или предшествующих ему периодах, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке не заявлено страховщику в отчетном или предшествующих ему периодах;

стабилизационный резерв является оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае образования отрицательного финансового результата от проведения страховых операций в результате действия факторов, не зависящих от воли страховщика, или в случае превышения коэффициента состоявшихся убытков над его средним значением;

стабилизационный резерв по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств формируется для компенсации расходов страховщика на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и является оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае образования отрицательного финансового результата от проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в результате действия факторов, не зависящих от воли страховщика;

допустимый уровень ошибки - это максимальная величина ошибки, признаваемая аудитором несущественной в отношении проверяемой совокупности.

4. Аудитору следует получить представление о системе внутреннего контроля аудируемого лица в части формирования аудируемым лицом страховых резервов.

Понимание аудитором системы внутреннего контроля, которое является важным для аудита, как правило, приобретается на основе предыдущего опыта работы с аудируемым лицом и дополняется:

а) запросами к надлежащим представителям руководства, персоналу, выполняющему руководящие и контролирующие функции, и другим сотрудникам на разных уровнях организационной структуры аудируемого лица наряду с использованием документации аудируемого лица;

б) изучением документов и записей, создаваемых в рамках системы внутреннего контроля;

в) наблюдением за деятельностью и операциями аудируемого лица, включая наблюдение за организацией компьютерных операций.

5. В ходе изучения системы внутреннего контроля аудируемого лица следует рассмотреть следующие вопросы:

- наличие ошибок при формировании страховых резервов, допущенных в предыдущие периоды (свидетельства прошлого аудита);

- наличие в конце отчетного периода нестандартных поправок в расчете страховых резервов;

- анализ остатков по счетам страховых резервов и соответствие их масштабам деятельности аудируемого лица (аналитические процедуры);

- наличие в организации утвержденных и согласованных в установленном порядке положений о формировании страховых резервов, определяющих состав и порядок формирования страховых резервов;

- наличие в организации специального должностного лица либо подразделения, ответственного за формирование страховых резервов;

- наличие и функционирование актуарного департамента или актуариев, соответствие их целей, задач, структуры масштабам деятельности организации;

- соответствие актуария, ответственного за формирование страховых резервов, квалификационным требованиям, установленным действующим законодательством;

- определение способа расчета страховых резервов (полностью компьютеризированный, смешанный или ручной расчет страховых резервов), а также тип используемой компьютерной программы;

- наличие надлежащей организации подготовки и ввода информации в базу данных для расчета страховых резервов, а также наличие контрольных процедур при осуществлении данных операций.

6. Для предварительного рассмотрения функционирования системы внутреннего контроля аудитор может проводить сквозной тест, то есть проследить выполнение контрольных процедур в отношении операций по формированию страховых резервов. В том случае, когда такие операции являются типичными, проведенная процедура может рассматриваться как часть тестов средств контроля. Однако, учитывая характер и объем сквозных тестов, выполняемых аудитором, можно сказать, что сама по себе данная проверка не предоставляет достаточных надлежащих аудиторских доказательств в поддержку оценки функционирования средств контроля.

С целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств функционирования системы внутреннего контроля должны выполняться тесты средств контроля относительно эффективности:

а) структуры системы внутреннего контроля, то есть того, насколько хорошо она организована с точки зрения предотвращения ошибок при расчете страховых резервов и их отражении в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) средств внутреннего контроля в течение рассматриваемого периода.

Тесты средств контроля выполняются в соответствии с требованиями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности".

7. В рабочих документах аудитору следует изложить:

а) свое понимание системы внутреннего контроля аудируемого лица в части формирования страховых резервов;

б) оценку функционирования системы внутреннего контроля в части формирования страховых резервов.