Таблица 3

┌─────┬────────────────┬────────────────┬───────────────┬────────┐

│Груп-│ Протяженность, │Средняя скорость│Время в пути, ч│Экономия│

│па ТС│ км │ движения, км/ч │ │времени,│

│ ├───────┬────────┼───────┬────────┼──────┬────────┤ч, │

│ │ Sпл │ Sа │ Vпл │ Vа │ Тпл │ Та │ДЕЛЬТА t│

│ ├───────┼────────┼───────┼────────┼──────┼────────┤ │

│ │платн. │альтерн.│платн. │альтерн.│платн.│альтерн.│ │

├─────┼───────┼────────┼───────┼────────┼──────┼────────┼────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │

├─────┼───────┼────────┼───────┼────────┼──────┼────────┼────────┤

│Г1 │ │ │ │ │ │ │ │

├─────┤ │ ├───────┼────────┼──────┼────────┼────────┤

│Г2 │ │ │ │ │ │ │ │

├─────┤ │ ├───────┼────────┼──────┼────────┼────────┤

│Г3 │ │ │ │ │ │ │ │

├─────┤ │ ├───────┼────────┼──────┼────────┼────────┤

│Г4 │ │ │ │ │ │ │ │

└─────┴───────┴────────┴───────┴────────┴──────┴────────┴────────┘

В столбцы 2, 3, 4 и 5 заносятся соответствующие исходные данные, значения столбцов 6, 7 и 8 рассчитываются следующим образом:

(6) = (2) / (4)

(7) = (3) / (5)

(8) = (7) - (6).

4.2. Расчет величины экономии, получаемой пользователями при проезде по платной автомобильной дороге и дорожному объекту по сравнению с альтернативным бесплатным маршрутом

Экономическая оценка Э SUM суммарных выгод (эффекта) пользователя платной дороги включает:

Э SUM = Ээр + Эудг + Эвр + Эб, (1)

где:

Ээр - экономия затрат на эксплуатацию транспортного средства при проезде по платному дорожному объекту по сравнению с альтернативным проездом;

Эудг - экономия от ускорения доставки грузов;

Эвр - экономия от сокращения времени нахождения в пути (экономии времени);

Эб - экономия от снижения рисков дорожно-транспортных происшествий.

Экономия затрат на эксплуатацию транспортного средства при проезде по платному дорожному объекту Ээр включает:

- затраты на топливо и смазочные материалы;

- затраты на ремонт и замену шин;

- другие эксплуатационные затраты (техническое обслуживание и ремонт, амортизация, заработная плата водителей, накладные расходы).

Указанные затраты рассчитываются в соответствии с нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-97)*1, утверждены Минтрансом РФ 18 февраля 1997 г., письмом Минфина СССР от 25 марта 1975 г. N 23В "О нормах затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин", Правилами эксплуатации автомобильных шин, утвержденными Минпромом РФ 26 декабря 1996 г., Минтрансом РФ 16 июня 1997 г., Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, МДС 81-4.99.

Гарантийная наработка шин для легковых и грузовых автомобилей установлена ГОСТ 47754-80.

При расчете эксплуатационных затрат следует иметь в виду, что в их состав включаются постоянные и переменные расходы (зависящие от пробега). Определение указанных затрат производится калькуляционными методами на основе методик, принятых в экономике автомобильного транспорта. Руководитель автотранспортного предприятия, как правило, утверждает тарифы на 1 час работы и на 1 км пробега. Для целей настоящей Методики рекомендуется значения указанных тарифов для каждой группы транспортных средств определять как среднее арифметическое значений тарифов, используемых на автотранспортных предприятиях района тяготения платной дороги или платного объекта. Обозначим указанные тарифы соответственно Тч и Ткм. Тогда:

ДЕЛЬТА Зэ = Тч x ДЕЛЬТА t + Ткм(Sа - Sпл), (2)

где ДЕЛЬТА t - сокращение времени в пути.

Экономия от ускорения доставки грузов Эудг.

Данная экономия выражается в том, что чем быстрее перевозятся грузы, тем больший их объем можно перевезти в единицу времени. Следовательно, повышается фондоотдача автотранспортных предприятий, увеличивается прибыль грузоперевозчика, использующего платную автодорогу. Кроме того что данный эффект проявляется у грузоперевозчиков, он возникает также у грузоотправителей в результате ускорения оборачиваемости товаров и капиталов.

Для приблизительного расчета может использоваться следующая формула:

СГР x ДЕЛЬТА t Бк

ДЕЛЬТА Эудг = -------------- x ---, (3)

365 x 24 100

где:

СГР - средняя стоимость перевозимых грузов, руб.;

ДЕЛЬТА t - экономия времени, час.;

Бк - ставка банковского кредита, % (в расчетах может использоваться ставка Сбербанка РФ или ставка рефинансирования ЦБ РФ + 6%);

365 и 24 - количество дней в году и часов в сутках соответственно.

Для упрощения расчетов Эудг можно принять равным 3 рублям при условии сокращения времени в пути на 1 час и средней стоимости груза 100000 рублей. Таким образом:

Эудг = ДЕЛЬТА t x 3. (4)

Экономия времени Эвр.

Стоимость времени VoT определяется по методу оценки

"экономической активности":

VoT = ВВП / (ЧЗ x 12 x 168), (5)

где:

VoT - стоимость одного часа времени;

ВВП - валовый внутренний продукт;

ЧЗ - численность занятого населения.

Для учета количества пассажиров вводится поправочный коэффициент Кп:

Кп1 = 1,0 - 1,5 - для легковых автомобилей;

Кп4 = 1,0 - 10,0 - для автобусов.

Стоимость сэкономленного времени рассчитывается только для первой и четвертой групп транспортных средств по формуле:

Эвр = Кп x ДЕЛЬТА t x VoT. (6)

Экономия от повышения безопасности движения на автодороге.

Более высокая техническая категория и лучшее технико-эксплуатационное состояние платной дороги по сравнению с альтернативной приводят к снижению риска аварий автотранспорта.

Сокращение риска ДТП для пользователей дороги оценивается на основе сравнения статистических данных по ДТП по конкретной или аналогичным дорогам (платной и альтернативной).

Экономия от снижения потерь от ДТП рассчитывается для каждой группы транспортных средств по формуле (7):

Эб = Уа x Ра - Упл x Рпл, (7)

где:

Уа и Упл - средний размер ущерба от ДТП на альтернативной и

платной дороге соответственно;

Ра и Рпл - вероятность ДТП на альтернативной и платной дороге

соответственно. Ра и Рпл рассчитываются как соотношение количества

автомобилей - участников ДТП (Ка и Кпл) по группе к общему

количеству автомобилей рассматриваемой группы:

Ра = Ка / ИА x 30; (8)

Рпл = Кпл / ИП x 30, (9)

где ИА и ИП - суточная интенсивность транспортного потока по группе соответственно для альтернативной и платной дороги.