Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2009 N КАС09-625 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.10.2009 N ВКПИ09-99, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца второго пункта 1 Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы МЧС России, утвержденной Приказом МЧС РФ от 07.02.2002 N 60>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Федина А.И.,
членов коллегии - Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,
с участием прокурора Пайгина Р.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 декабря 2009 года гражданское дело по заявлению К.А. об оспаривании абзаца второго пункта 1 Инструкции о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы МЧС России, утвержденной Приказом МЧС России от 7 февраля 2002 года N 60 в редакции Приказов МЧС России от 31 декабря 2004 года N 635, от 26 апреля 2005 года N 350), в части установления размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, находящимся в распоряжении командира (начальника),
по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2009 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., объяснение представителей МЧС России К.А. и Е., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Пайгина Р.Х., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
К.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с названным заявлением, полагая, что содержащееся в абзаце втором пункта 1 Инструкции положение о том, что выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, находящимся в распоряжении командира (начальника), производится в размере 50 процентов от окладов по ранее занимаемым воинским должностям, с 1 января 2005 года противоречит части 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о выплате надбавки в зависимости только от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы.
Также К.А. указал в заявлении, что решением гарнизонного военного суда ему было отказано со ссылкой на оспариваемые положения Инструкции в удовлетворении заявления, в котором он оспорил действия командования, связанные с выплатой надбавки в меньшем размере в связи с зачислением в распоряжение начальника Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2009 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе К.А., указывая на оставление судом без внимания того обстоятельства, что в силу части 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", преамбулы и статей 100, 151 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы носит не поощрительный, а социальный характер и предназначена компенсировать льготы и компенсации, до 2005 года предоставлявшиеся военнослужащим в натуральной форме, а также несоответствие обжалуемого судебного Постановления решению Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 года N ВКПИ 07-18, просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" система материального и иных видов обеспечения военнослужащих устанавливается с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в силу части 1 статьи 12 и части 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" входит в денежное довольствие военнослужащих и является дополнительной выплатой.
В соответствии с частью 4 статьи 13 названного Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, как правильно указано в заявлении, производится дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120 процентов оклада по воинской должности.
Анализ названной законодательной нормы в совокупности с содержанием преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ показывает, что дифференциация в выплате надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы обусловлена необходимостью сохранения единого уровня социальной защиты разных составов военнослужащих, проходящих военную службу в населенных пунктах различного уровня в обычных условиях военной службы.
При этом определение конкретного размера и порядка выплаты надбавки Законом отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, что согласуется с необходимостью учета условий и режима военной службы отдельно взятым военнослужащим при выплате ему денежного довольствия.
Во исполнение предписаний закона Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Приказом от 7 февраля 2002 года N 60 утвердил Инструкцию о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим (военной службы военнослужащим войск гражданской обороны и государственной противопожарной службы МЧС России. Приказами Министра от 31 декабря 2004 года N 635, от 26 апреля 2005 года N 350 этот Приказ изложен в новых редакциях.
Названные Приказы зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации и опубликованы в установленном порядке.
При таких данных вывод суда о том, что Приказ издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции следует признать обоснованным.
Согласно последней редакции абзаца второго пункта 1 Инструкции выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, находящимся в распоряжении командира (начальника), производится в размере 50 процентов от окладов по ранее занимаемым воинским должностям.
Поскольку в силу части 1 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" материальное обеспечение военнослужащих устанавливается с учетом условий прохождения ими военной службы, предусмотренная в Инструкции возможность изменения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы при изменении условий военной службы не противоречит вышеназванному закону.
Вопреки утверждению в кассационной жалобе, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 года N ВКПИ07-18 также указано на то, что установление в абзаце 3 пункта 109 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 (в редакции до внесения в него изменений Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 года N 367), возможности изменения размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы при изменении условий военной службы Министром обороны Российской Федерации произведено в рамках предоставленных ему полномочий.
При таких обстоятельствах решение Верховного Суда Российской Федерации, постановленное по данному делу, является законным и обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К.А. - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Г.В.МАНОХИНА
И.В.КРУПНОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей