Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2009 N КАС09-558 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 23.09.2009 N ГКПИ09-722, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим абзаца третьего пункта 8 разъяснения Минтруда РФ от 30.11.2001 N 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утв. Постановлением Минтруда РФ от 30.11.2001 N 83>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О. о признании недействующим абз. 3 п. 8 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 83 (далее - Разъяснение),
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2009 г., которым отказано в удовлетворении заявленного требования.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения О., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации С., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
согласно п. 8 Разъяснения в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок, из которого исчисляется ежемесячная денежная сумма, увеличивается на коэффициенты, установленные абзацем первым пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей": для возмещения вреда, определенного в 1986 году, - в 6,7 раза; в 1987 году - в 6,4; в 1988 году - в 6,1; в 1989 году - в 5,8; в 1990 году - в 5,5; в 1991 году - в 4,3 раза.
В связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, рассчитанные с учетом указанных коэффициентов, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года, в шесть раз, с 1 января 1991 года до 31 января 1993 года - в три раза.
Из рассчитанного таким образом заработка исчисляется ежемесячная денежная сумма, которая подлежит индексации в связи с повышением стоимости жизни в 1993 - 1997 годах: с 1 февраля 1993 года - в 2,5 раза; с 1 апреля 1993 года - в 1,9; с 1 июля 1993 года - в 1,81; с 1 декабря 1993 года - в 1,9; с 1 июля 1994 года - в 1,4; с 1 апреля 1995 года - в 1,678; с 1 мая 1995 года - в 1,27; с 1 августа 1995 года - 1,259; с 1 ноября 1995 года - в 1,05; с 1 декабря 1995 года - в 1,048; с 1 января 1996 года - в 1,045; с 1 апреля 1996 года - в 1,2; с 1 января 1997 года - в 1,1 раза, а в последующем - согласно законодательству Российской Федерации.
О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абз. 3 п. 8 Разъяснения, ссылаясь на то, что, применив п. 8 Разъяснения, суд занизил ему размер возмещения вреда за увечье, полученное при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. По мнению заявителя, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, в частности, Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний", Федеральному закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", изданы с превышением полномочий федерального органа исполнительной власти и нарушают его право на индексацию ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного в связи с инвалидностью вследствие чернобыльской катастрофы.
Верховный Суд Российской Федерации вынес указанное решение.
В кассационной жалобе О. просит об отмене судебного решения, полагая его вынесенным по иному предмету. При этом заявитель указал, что суд первой инстанции вынес решение о законности порядка индексации с 1 февраля 1993 г., в то время как заявитель просил рассмотреть законность самого назначения возмещения вреда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Как следует из просительной части заявления О., адресованного первой инстанции Верховного Суда Российской Федерации, заявитель просил признать незаконным п. 8 Разъяснения (л.д. 7 - 9), в дополнительном заявлении О. уточнил, что просит признать незаконным абз. 3 п. 8 Разъяснения (л.д. 21 - 22).
При таких данных довод кассационной жалобы о том, что суд рассмотрел дело по иным требованиям, чем те, которые были заявлены заявителем, несостоятелен.
В соответствии со ст. ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт принят Министерством труда и социального развития Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему законодателем, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, не нарушают права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Так, в соответствии с п. 15 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (базовый Закон) выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" Министерству труда и социального развития Российской Федерации было предоставлено право с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти давать в установленном порядке необходимые разъяснения по применению данного Порядка (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 819 органом, уполномоченным давать разъяснения по применению Порядка, является Минздравсоцразвития России).
Как правильно указал суд первой инстанции, реализуя свои полномочия, Министерство труда и социального развития Российской Федерации Постановлением от 30 ноября 2001 г. N 83 утвердило разъяснение N 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2001 г., регистрационный номер 3098 и опубликован в "Российской газете" N 254, 29.12.2001, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 1, 07.01.2002, действует с изменениями, внесенными Постановлением Минтруда России от 10 ноября 2002 г. N 75.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате чернобыльской катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с данной катастрофой, предоставлялось право на получение ежемесячной денежной суммы, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, не превышающей максимального размера данной выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
В абз. 3 п. 8 Разъяснения определен порядок индексации получаемой данными гражданами в возмещение вреда ежемесячной суммы в соответствии с установленными индексами, а в последующем (после 1997 г.) - согласно законодательству Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей" в связи с повышением стоимости жизни в 1993 - 1994 годах суммы возмещения вреда подлежат индексации: с 1 февраля 1993 года - в 2,5 раза; с 1 апреля 1993 года - в 1,9 раза; с 1 июля 1993 года - в 1,81 раза; с 1 декабря 1993 года - в 1,9 раза; с 1 июля 1994 года - в 1,4 раза. Эти коэффициенты воспроизведены в абзаце третьем пункта 8 Разъяснения.
Данный Федеральный закон также установил, что в последующем индексация сумм возмещения вреда проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовых форм в установленных размерах и в сроки, в которые производится перерасчет минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 43-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 1 апреля 1995 года в сумме 34400 рублей в месяц, а с 1 мая 1995 года - 43700 рублей в месяц. До этого Федеральным законом от 30 июня 1994 г. N 8-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" с 1 июля 1994 г. был установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 20500 рублей в месяц, таким образом, коэффициент минимального размера оплаты труда с 1 апреля 1995 года составил 1,678; а с 1 мая 1995 года - 1,27.
С 1 августа 1995 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 1995 г. N 116-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда", в соответствии с которым установлен минимальный размер оплаты труда с 1 августа 1995 года в сумме 55000 рублей в месяц, т.е. коэффициент составил по состоянию на 1 августа 1995 г. - 1,259.
Федеральным законом от 1 ноября 1995 г. N 159-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" установлены минимальные размеры оплаты труда:
с 1 ноября 1995 года - в сумме 57750 рублей в месяц, коэффициент составил 1,05; с 1 декабря 1995 года - в сумме 60500 рублей в месяц, коэффициент составил - 1,048; с 1 января 1996 года - в сумме 63250 рублей в месяц, коэффициент составил 1,045.
Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 40-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 1 апреля 1996 года в сумме 75900 рублей в месяц, коэффициент составил - 1,2.
Федеральным законом от 9 января 1997 г. N 6-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 1997 года в сумме 83490 рублей в месяц, коэффициент составил 1,1 раза.
Проведя подробный правовой анализ, суд первой инстанции правильно указал, что абз. 3 п. 8 Разъяснений полностью воспроизводит вышеуказанные нормы Федерального закона N 180-ФЗ, а также коэффициенты, установленные указанными нормативными правовыми актами.
Поскольку вышеприведенные коэффициенты за 1995 - 1997 годы приведены в оспариваемом нормативном правовом акте, доводы заявителя о внесении в оспариваемый нормативный правовой акт недостоверных сведений являются необоснованными.
Положения абз. 3 п. 8 Разъяснения в части предусмотренного порядка индексации ежемесячных денежных сумм возмещения вреда после 1997 года (пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации) были предметом судебного контроля и решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2002 г. по гражданскому делу N ГКПИ02-122 признаны не противоречащими действующему законодательству.
Постановлением Минтруда РФ от 10 ноября 2002 г. N 75 в Разъяснение N 6 внесены изменения, в соответствии с которыми в абз. 3 п. 8 слова "пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации" заменены словами "согласно законодательству Российской Федерации".
Как правильно указал суд, имеющаяся в оспариваемом нормативном правовом акте отсылка к законодательству Российской Федерации не противоречит ни базовому Закону, ни Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и не нарушает права граждан.
Ссылки заявителя на положения п. 3 ст. 15 и п. 1 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" правильно были признаны судом несостоятельными, поскольку данные нормы не регулируют вопросы индексации получаемых в возмещение вреда ежемесячных сумм.
Пункт 3 ст. 1 Федерального закона N 180-ФЗ утратил силу с 6 января 2000 г. в связи с принятием Федерального закона N 125-ФЗ, поэтому доводы заявителя о несоответствии абзаца третьего пункта 8 Разъяснения названной норме также несостоятельны.
Довод кассационной жалобы о том, что О. получил возражения по заявлению в день судебного заседания, в связи с чем не имел возможности подготовиться к судебному заседанию, не может служить основанием к отмене обжалованного решения.
Как следует из материалов дела (л.д. 28), О. заблаговременно был извещен о времени и месте судебного заседания, телефонограммой от 22 августа 2009 г. (л.д. 102) сообщил о том, что в судебное заседание по его заявлению не явится, согласен на рассмотрение дела в его отсутствие. В связи с изложенным у суда отсутствовали основания для отложения разбирательства дела.
Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу О. - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Г.В.МАНОХИНА
И.В.КРУПНОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей