Решение Верховного Суда РФ от 14.10.2009 N ГКПИ09-1108 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 220>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 октября 2009 г. N ГКПИ09-1108

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации,

при секретаре Я.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Уралхимпласт" о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 220 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863",

установил:

ОАО "Уралхимпласт" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 220, которым Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" дополнено пунктом 7.1, предусматривающим, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 данного Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.

Заявитель считает, что оспариваемое Постановление принято Правительством Российской Федерации с превышением компетенции, предоставленной ему пунктом 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса РФ, и противоречит положениям статьи 60 в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 статьи 11, статьями 123 и 138 этого Кодекса, поскольку устанавливает взимание таможенного сбора за таможенное оформление в двойном размере, вследствие чего нарушаются права ОАО "Уралхимпласт", экспортирующего химическую продукцию с использованием процедуры периодического временного таможенного декларирования.

Представитель заявителя, извещенного о времени и месте судебного заседания, не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства финансов Российской Федерации К. и Федеральной таможенной службы Н., З., представляющие интересы Правительства Российской Федерации согласно поручению от 17 августа 2009 г., в своих возражениях указали на то, что таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров, таможенным органом при периодическом временном декларировании неоднократно принимаются таможенные декларации и совершаются все действия по таможенному оформлению товаров, требования статей 11, 60, 132, 357.6, 357.7 Таможенного кодекса РФ в равной мере применяются ко всем видам таможенных деклараций (временным, полным и иным) независимо от используемой декларантом процедуры таможенного оформления.

Обсудив доводы заявителя, выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

В силу пункта 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 28 декабря 2004 г. N 863 установило ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров, а Постановлением от 10 марта 2009 г. N 220 уточнило, что эти же ставки применяются при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.

Обязанность по уплате таможенных сборов в каждом случае подачи таможенной декларации, независимо от ее вида и используемой процедуры таможенного оформления, установлена не оспариваемым Постановлением, как полагает заявитель, а основана на нормах Таможенного кодекса РФ.

Согласно Таможенному кодексу РФ таможенный сбор представляет собой платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением и сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11); таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенному органу таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с данным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (статья 60); поданная таможенная декларация не принимается таможенным органом, если в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с данным Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 2 статьи 132); таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (статьи 357.6, 357.7).

Из анализа приведенных законоположений в их единстве следует, что уплата таможенных сборов связана непосредственно с декларированием товаров, является обязательным условием принятия таможенной декларации и совершения таможенным органом действий по таможенному оформлению товаров. При этом не содержится никаких исключений при использовании декларантом таможенных процедур, в рамках которых подается несколько таможенных деклараций.

Статья 138 Таможенного кодекса РФ устанавливает, что при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Однако данная норма, как и другие статьи Таможенного кодекса РФ, в том числе статья 357.9, предусматривающая случаи освобождения от уплаты таможенных сборов, не отменяют требований об уплате таможенных сборов при декларировании товаров и не ставят выполнение такой обязанности декларантом в зависимость от вида подаваемой им таможенной декларации.

Более того, подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 207-ФЗ, прямо указывает на то, что таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации.

Применение упрощенного порядка декларирования путем периодического временного декларирования вывозимых российских товаров в силу пункта 1 статьи 137 Таможенного кодекса РФ осуществляется по желанию декларанта. При использовании декларантом такой процедуры декларирования таможенные органы совершают соответствующие действия, связанные с таможенным оформлением товаров, всякий раз, когда подаются таможенные декларации (временная и полная) с соблюдением требований Таможенного кодекса РФ об уплате при подаче каждой из этих таможенных деклараций таможенного сбора, размер которого определен Правительством Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ в удовлетворении заявления ОАО "Уралхимпласт" надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Уралхимпласт" о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 220 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863" отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.