Решение Верховного Суда РФ от 26.10.2009 N ГКПИ09-1241 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 1, абзаца первого пункта 4, абзаца второго пункта 6 Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 988>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 октября 2009 г. N ГКПИ09-1241

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Я.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Близнецы" о признании недействующими пункта 1, абзаца первого пункта 4, абзаца второго пункта 6 Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 988,

установил:

ООО "Близнецы" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 988, в части следующих норм:

пункта 1, согласно которому сбор вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, распределение и выплата этого вознаграждения обладателям исключительных прав на зафиксированные в этой фонограмме исполнения (далее - исполнители), а также обладателям исключительных прав на фонограммы (далее - изготовители фонограмм) осуществляется организациями по управлению правами исполнителей и изготовителей фонограмм на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности;

абзаца первого пункта 4, предусматривающего, что выплата вознаграждения осуществляется плательщиками вознаграждения на основании договоров о выплате вознаграждения, заключаемых с аккредитованными организациями;

абзаца второго пункта 6, устанавливающего, что выплата вознаграждения может быть осуществлена непосредственно получателю вознаграждения либо через организацию, управляющую правами указанного лица на основе договора с ним, о чем аккредитованная организация в письменной форме уведомляет получателя вознаграждения.

Заявитель мотивировал свои требования тем, что оспариваемые нормативные положения в противоречие с требованиями статей 1242, 1243, 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации наделяют правом осуществлять сбор, распределение и выплату вознаграждения только аккредитованные организации по управлению правами на коллективной основе, не позволяя заключать договор с плательщиком вознаграждения непосредственно либо через неаккредитованную организацию, вследствие чего нарушаются его права на свободу договора, на создание организации по управлению своими правами.

Министерство культуры Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации на основании поручения от 10 сентября 2009 г., в своих возражениях указало на то, что с учетом положений пункта 1 статьи 1243 и пункта 2 статьи 1326 Гражданского кодекса Российской Федерации пользователи (правообладатели) должны выплачивать вознаграждение исполнителям и изготовителям фонограмм через аккредитованную организацию на основании договора с такой организацией о выплате вознаграждения; Правила, отдельные положения которых оспариваются заявителем, утверждены Правительством Российской Федерации в пределах своей компетенции с соблюдением установленного порядка издания нормативных правовых актов, прав и законных интересов заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения представителя заявителя С., поддержавшей вышеприведенные доводы, возражения представителей заинтересованного лица П. и Р., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Правила, как видно из Постановления от 29 декабря 2007 г. N 988, утверждены высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в соответствии со статьей 1326 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения (пункт 1); порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3). Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 12.01.2008, Собрании законодательства Российской Федерации за 2008 г., N 2.

Оспариваемые заявителем положения Правил основаны на требованиях пункта 2 статьи 1326 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым установлено, что сбор с пользователей вознаграждения, предусмотренного пунктом 1 данной статьи, и распределение этого вознаграждения осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности (статья 1244).

Указанная норма, регулирующая особенности сбора и распределения вознаграждения за использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, является специальной, в связи с чем имеет приоритет перед общими положениями, установленными статьями 1242, 1243, 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым, по мнению заявителя, противоречат Правила в оспариваемой им части. Ссылка в скобках на статью 1244 не отменяет действия специальной нормы о сборе и распределении вознаграждения в названных в этой норме сферах коллективного управления только аккредитованными организациями, а лишь указывает на статью, содержащую общие правила, относящиеся к государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе.

Причем статья 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяя в пункте 1 сферы коллективного управления, на осуществление деятельности в которых организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию, и включая в их число осуществление прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подпункты 5 и 6), прямо отсылает к статье 1326 этого Кодекса, устанавливающей особенности сбора и распределения вознаграждения в указанных случаях.

Абзац первый пункта 4 Правил, предусматривающий выплату вознаграждения его плательщиками на основании договоров о выплате вознаграждения, заключаемых с аккредитованными организациями, соответствует взаимосвязанным положениям пункта 1 статьи 1243 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которого в случаях, когда объекты авторских и смежных прав в соответствии с данным Кодексом могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели, и пункта 2 статьи 1326 Кодекса, наделяющего только аккредитованные организации правом осуществлять сбор с пользователей вознаграждения и распределение этого вознаграждения.

В абзаце втором пункта 6 Правил, допускающем возможность выплаты вознаграждения непосредственно его получателю либо через организацию, управляющую правами указанного лица на основе договора с ним, о чем аккредитованная организация в письменной форме уведомляет получателя вознаграждения, реализованы общие положения пункта 3 статьи 1242, пунктов 1, 4 статьи 1243 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязывающих организацию по управлению правами на коллективной основе в случаях, когда управление соответствующей категорией прав относится к ее уставной деятельности, заключать договоры с пользователями объектов авторских и смежных прав, производить распределение вознаграждения и выплату его правообладателям, представлять им отчет, в единстве с требованиями специальной нормы, закрепленной в пункте 2 статьи 1326 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ссылки заявителя на нарушение оспариваемыми нормами его прав, закрепленных в статьях 1242, 1243, 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации (создавать организации по управлению своими правами, при наличии аккредитованной организации заключать договоры с неаккредитованными организациями, отказаться от управления аккредитованной организацией его правами), лишены правовых оснований. Ограничения указанных прав введены не этими нормами, а статьей 1326 данного Кодекса, устанавливающей особые правила сбора и выплаты вознаграждения за использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях.

Оспариваемые нормы не лишают правообладателя возможности создавать организации по управлению своими правами либо заключать договоры с неаккредитованной организацией и получать вознаграждение через эту организацию в порядке, определенном абзацем вторым пункта 6 Правил.

Необоснован и довод заявителя о нарушении свободы договора, поскольку в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом, в данном случае статьей 1326 этого Кодекса.

Нельзя согласиться и с утверждением заявителя о том, что оспариваемые нормативные положения лишают правообладателя, полностью или частично отказавшегося от управления аккредитованной организацией его правами, возможности получения вознаграждения. Эти положения не изменяют установленного Гражданским кодексом Российской Федерации порядка сбора и выплаты вознаграждения (через аккредитованную организацию) и не препятствуют правообладателю получить вознаграждение с соблюдением требований указанного Кодекса.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Близнецы" о признании недействующими пункта 1, абзаца первого пункта 4, абзаца второго пункта 6 Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 988, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ