Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Состав и порядок определения значений критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Фонда

III. Состав и порядок определения значений

критериев эффективности региональных инвестиционных

проектов, претендующих на получение бюджетных

ассигнований Фонда

8. К критериям эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Фонда, относятся:

8.1. Соответствие регионального инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Оценка соответствия регионального инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации осуществляется в части:

а) соответствия проекта приоритетным направлениям развития субъекта Российской Федерации, определенным в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

б) соответствия целей и ожидаемых результатов реализации проекта количественным и качественным целевым индикаторам и планируемым результатам реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

8.2. Наличие положительных социальных эффектов, связанных с реализацией регионального инвестиционного проекта.

Значения показателей, необходимых для оценки социальных эффектов, указанных в пункте 7 настоящей Методики, должны быть подтверждены соответствующими расчетами и обоснованиями.

8.3. Невозможность реализации регионального инвестиционного проекта без государственной поддержки.

Невозможность реализации регионального инвестиционного проекта без государственной поддержки подтверждается одновременным выполнением следующих условий:

а) необходимость создания и/или реконструкции в рамках реализации регионального инвестиционного проекта объектов, которые в соответствии с федеральными законами находятся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

б) невозможность привлечения заемных финансовых ресурсов ввиду длительного срока окупаемости регионального инвестиционного проекта.

8.4. Соответствие сметной стоимости региональных инвестиционных проектов минимальной стоимости регионального инвестиционного проекта.

Соответствие сметной стоимости региональных инвестиционных проектов минимальной стоимости регионального инвестиционного проекта (500 млн. рублей) определяется на основании данных технико-экономического обоснования регионального инвестиционного проекта, подтвержденных сводным заключением государственной экспертизы на проектную документацию по инвестиционному проекту.

8.5. Соответствие объема финансирования регионального инвестиционного проекта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации установленному минимальному уровню финансирования проекта.

8.5.1. Значение минимального уровня финансирования проекта из средств бюджета субъекта Российской Федерации определяется по следующей формуле:

Y = (0,10 + 0,40 x (БО - БО ) / (БО - БО )),

i i мин макс мин

где

Y - значение минимального уровня финансирования проекта из средств

i

бюджета i-го субъекта Российской Федерации в общей сумме бюджетных

ассигнований Фонда и средств бюджета i-го субъекта Российской Федерации,

направляемых на финансирование проекта, в соответствующем финансовом году;

БО - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го субъекта

i

Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной

обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствующем финансовом

году, определенный в соответствии с Постановлением Правительства Российской

Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на

выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 48, ст. 4797;

2006, N 39, ст. 4088; 2007, N 46, ст. 5584; 2008, N 33, ст. 3857);

БО - минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности

мин

субъектов Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной

обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствующем финансовом

году, определенный в соответствии с Постановлением Правительства Российской

Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на

выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации";

БО - максимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности

макс

субъектов Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной

обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствующем финансовом

году, определенный в соответствии с Постановлением Правительства Российской

Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на

выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".

8.5.2. Значение минимального уровня финансирования проекта из средств бюджета субъекта Российской Федерации должно соблюдаться в отношении каждого регионального инвестиционного проекта в субъекте Российской Федерации.

В отношении межрегиональных инвестиционных проектов значение указанной минимальной доли должно соблюдаться в каждом из соответствующих субъектов Российской Федерации.

8.6. Соответствие региональных инвестиционных проектов критериям финансовой и бюджетной эффективности регионального инвестиционного проекта.

Расчет показателей финансовой и бюджетной эффективности регионального инвестиционного проекта осуществляется на основе цен и валютных курсов, сложившихся по состоянию на 1 января года, в котором подается заявка на получение бюджетных ассигнований Фонда для реализации проекта (далее - заявка). Все расчеты должны быть осуществлены в номинальных ценах с учетом следующих индексов-дефляторов, рассчитанных по прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации: дефлятору капитальных вложений, дефлятору ВВП и индексу потребительских цен.

Основным условием обеспечения финансовой эффективности регионального инвестиционного проекта является положительное значение чистой приведенной стоимости (Net Present Value, NPV) проекта.

8.7. Критерии финансовой эффективности регионального инвестиционного проекта.

Оценка финансовой эффективности проекта осуществляется на основе финансовой модели регионального инвестиционного проекта.

8.7.1. Критерий чистой приведенной стоимости проекта (NPV).

Под чистой приведенной стоимостью регионального инвестиционного проекта понимаются приведенные к моменту времени 0 (началу регионального инвестиционного проекта) с использованием средневзвешенной стоимости капитала прогнозные размеры чистых денежных потоков регионального инвестиционного проекта в период (0, T) и остаточной стоимости бизнеса в момент времени T (последний год прогнозного периода регионального инвестиционного проекта). Применение критерия основано на расчете показателя NPV:

FCF V

T t T

NPV = FCF + SUM -------------- + --------------,

0 t=1 t T

П (1 + WACC ) П (1 + WACC )

i=1 i t=1 t

где

FCF - чистый денежный поток в периоде t;

t

FCF - чистый денежный поток на начало реализации регионального

0

инвестиционного проекта;

WACC - средневзвешенная стоимость капитала регионального

t

инвестиционного проекта на начало периода t, в годовом исчислении;

V - продленная стоимость проекта, или оценка стоимости активов,

T

созданных в ходе осуществления регионального инвестиционного проекта на

момент времени T (Terminal Value);

T - момент времени, ограничивающий срок прямого прогнозирования денежных потоков регионального инвестиционного проекта.

Инвестиционный проект признается соответствующим критерию финансовой эффективности в случае если NPV > 0.

8.7.1.1. Расчет остаточной стоимости активов V .

T

В случае если чистый операционный денежный поток последнего года

прогнозного периода OCF < 0, V определяется как ликвидационная стоимость

T T

активов регионального инвестиционного проекта:

a

V = A x (1 + пи ) , где

T T T

A - прогнозная балансовая стоимость активов регионального

T

инвестиционного проекта в момент времени T;

пи - темп инфляции в период T, соответствующий дефлятору капитальных

T

вложений в прогнозе Министерства экономического развития Российской

Федерации;

a - средний срок жизни активов регионального инвестиционного проекта.

В остальных случаях V определяется по модели Гордона, с учетом

T

коэффициента роста проекта g:

OCF x (1 + g)

T

V = --------------, где

T (WACC - g)

T

g - ожидаемые темпы роста денежного потока в постпрогнозном периоде,

принимаемые равными темпу роста OCF регионального инвестиционного проекта

t

на этапе генерации стабильных денежных потоков.

8.7.2. Применение критерия внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, IRR) основано на расчете показателя IRR (с учетом использования государственной поддержки), удовлетворяющего следующему уравнению:

FCF V

T t T

NPV (IRR) = 0 <-> FCF + SUM ---------- + ---------- = 0

0 t=1 t T

(1 + IRR) (1 + IRR)

Инвестиционный проект признается соответствующим критерию финансовой эффективности в случае если IRR > WACC.

8.7.3. В каждом периоде

FCF = OCF + ICF + i , где

t t t t

OCF - чистый операционный денежный поток регионального

t

инвестиционного проекта в периоде t,

ICF - чистый инвестиционный денежный поток в периоде t,

t

i - величина выплачиваемых процентов по кредиту в периоде t.

t

Таким образом, оценка эффективности регионального инвестиционного

---------

проекта предполагает для каждого периода t = 1, ..., T оценку операционного

и инвестиционного денежных потоков регионального инвестиционного проекта.

8.7.4. Средневзвешенная стоимость капитала регионального

инвестиционного проекта на начало периода t, WACC , рассчитывается

t

следующим образом:

E D (1 - T ) D

t t t t n - f

WACC = r x ------------ + r x ------------ + r x ------------,

t e D + D + E d D + D + E D + D + E

t f t t f t t f t

где

t

r - средневзвешенная стоимость собственного капитала регионального

e

инвестиционного проекта на начало периода t;

t

r - средневзвешенная стоимость заемных источников капитала

d

регионального инвестиционного проекта на начало периода t;

-

r - требуемая доходность на вложение капитала из средств Фонда.

-

Значение показателя r ежегодно рассчитывается Министерством финансов

Российской Федерации по согласованию с Министерством регионального развития

Российской Федерации;

E - величина собственного капитала, инвестируемого в проект, на начало

t

периода t;

D - величина кредитных средств, инвестируемых в проект, на начало

t

периода t;

D - суммарная величина ассигнований из средств Фонда и средств

f

субъекта Российской Федерации;

T - ставка налога на прибыль.

n

t

N

e t t

SUM (e x E )

t i=1 i i

r = -------------, где

e t

N

e t

SUM E

i=1 i

t

N - число инвесторов - участников регионального инвестиционного

e

проекта на начало периода t, t = 1, ..., T;

t

E - величина собственного капитала i-го инвестора-участника на начало

i

периода t;

t

e - требуемая i-м инвестором-участником доходность на начало периода

i

t.

E D x (1 - T )

t c c n

e = R x ------- + R x -------------, где

i c D + E dc D + E

c c c c

R - требуемая доходность собственного капитала инвестора-участника;

c

R - средневзвешенная стоимость долговых ресурсов инвестора-

dc

участника, за исключением кредитов, инвестируемых в региональный

инвестиционный проект;

E - величина собственного капитала инвестора-участника в периоде t в

c

соответствии с прогнозным балансом;

D - величина долга инвестора-участника в периоде t в соответствии с

c

прогнозным балансом, за исключением кредита, инвестируемого в региональный

инвестиционный проект.

Требуемая доходность собственного капитала инвестора определяется по формуле:

R = R + бета x R + R , где

c f p s

R - безрисковая ставка доходности, равная доходности государственных

f

облигаций Россия-30 на момент t;

R - премия за рыночный риск, принимается R = 7,4%;

p p

бета - коэффициент бета (бета), отражающий чувствительность стоимости

акций инвестора по отношению к портфелю рынка акций в целом. Для

инвесторов, акции которых не торгуются публично на российском фондовом

рынке, могут использоваться коэффициенты бета для акций торгуемых публично

компаний (российских или иностранных) сопоставимой отрасли промышленности;

R - возможные премии за риски, включающие валютный риск и

s

специфический риск.

t

N

d t t

SUM (d x D )

t i=1 i i

r = -------------, где

d t

N

d t

SUM D

i=1 i

t

N - число кредиторов регионального инвестиционного проекта на начало

d

периода t, t = 1, ..., T;

t

D - чистая (за вычетом возврата) сумма долговых обязательств, выданных

i

i-м кредитором на начало периода t;

t

d - требуемая i-м кредитором процентная ставка по долговым

i

обязательствам на начало периода t.

8.7.5. Срок прямого прогнозирования денежных потоков регионального инвестиционного проекта принимается равным 10 годам (далее - прогнозный период). В случае если период реализации проекта длиннее 10-летнего периода, инвестор может выбрать более длительный прогнозный период, приведя обоснование выбора.

8.7.6. Региональный инвестиционный проект признается соответствующим критерию финансовой эффективности в случае, если подтвержденное значение показателя чистой приведенной стоимости регионального инвестиционного проекта, рассчитанного с учетом использования государственной поддержки, положительно и внутренняя норма доходности, рассчитанная с учетом использования государственной поддержки, превышает средневзвешенную стоимость капитала регионального инвестиционного проекта за период (1, ..., T).

T

SUM WACC x (E + D )

----- t=1 t t t

WACC = ---------------------

T T

SUM (E + D )

t=1 t t

8.7.7. Наряду с показателями чистой приведенной стоимости регионального инвестиционного проекта и внутренней нормы доходности также рассчитываются:

~

8.7.7.1. Период окупаемости регионального инвестиционного проекта T.

Расчет данного показателя осуществляется из условия:

~ FCF

~ T t

NPV (T) = 0 <-> FCF + SUM -------------- = 0

0 t=1 t

П (1 + WACC )

i=1 i

~

При этом предполагается, что все инвестиции к моменту T фактически

осуществлены.

8.7.7.2. Удельная финансовая эффективность регионального инвестиционного проекта.

NVP

RFA = ------------------, где

Inv

T t

SUM --------------

t=1 t

П (1 + WACC )

i=1 i

Inv - суммарный объем инвестиций, осуществленных всеми участниками

t

регионального инвестиционного проекта (инвесторами и государством) в

региональный инвестиционный проект в периоде t.

Предельные значения по периоду окупаемости регионального инвестиционного проекта и его удельной финансовой эффективности не устанавливаются, данные показатели носят справочный характер.

8.8. Индекс бюджетной эффективности регионального инвестиционного проекта.

Бюджетная эффективность регионального инвестиционного проекта оценивается через сопоставление объема инвестиций из средств Фонда в региональный инвестиционный проект и всей совокупности дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией проекта.

8.8.1. В качестве показателя бюджетной эффективности используется

индекс бюджетной эффективности PI :

B

BCF

T t

SUM ------------

t=1 - t

(1 + r)

PI = ----------------, где

B IF

Inv

T t

SUM ------------

t=1 - t

(1 + r)

IF

Inv - объем государственной поддержки за счет средств Фонда в году t;

t

-

r - требуемая доходность на вложение капитала из средств Фонда.

8.8.2. Региональный инвестиционный проект признается соответствующим

критерию бюджетной эффективности, в случае если подтвержденное значение

индекса бюджетной эффективности PI превышает 1. Бюджетный денежный поток

B

BCF , генерируемый региональным инвестиционным проектом в период t,

t

определяется по следующей формуле:

direct indirect

BCF = TCF + TCF + NTR , где

t t t t

direct

TCF - прямой налоговый денежный поток периода t - обусловленные

t

непосредственно реализацией регионального инвестиционного проекта налоговые

поступления в бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты в

течение периода t. Оценка данного показателя производится на основе данных

производственной программы регионального инвестиционного проекта,

прогнозной структуры активов бизнеса проекта, инвестиционного и налогового

законодательства, а также действующих на момент расчета нормативов

отчислений налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и

местные бюджеты;

indirect

TCF - косвенный налоговый денежный поток периода t -

t

обусловленные реализацией регионального инвестиционного проекта налоговые

поступления в бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты в

течение периода t от экономических агентов, не являющихся инвесторами или

участниками регионального инвестиционного проекта, рассчитанные на

основании действующего налогового законодательства, а также действующих на

момент расчета нормативов отчислений налоговых доходов в бюджеты субъектов

Российской Федерации и местные бюджеты;

NTR - доходы от использования имущества субъекта Российской Федерации

t

или муниципального имущества, создаваемого в ходе реализации регионального

инвестиционного проекта. Данный показатель рассчитывается как сумма доходов

бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов от эксплуатации

создаваемых в рамках регионального инвестиционного проекта объектов

инфраструктуры в периоде t.

8.9. Критерий экономической эффективности регионального инвестиционного проекта.

8.9.1. Экономическая эффективность регионального инвестиционного проекта оценивается по его способности влиять на формирование валового регионального продукта субъекта Российской Федерации и обеспечивать динамику экономического роста.

8.9.2. Оценка экономической эффективности регионального инвестиционного проекта основывается на определении добавленной стоимости (VA), генерируемой региональным инвестиционным проектом.

Добавленная стоимость равна совокупной выручке проекта, которая включает в себя эквиваленты заработной платы, арендной платы, процентов по долговым обязательствам и прибыли.

VA = EBITDA + Sal + Rent, где

EBITDA - прибыль регионального инвестиционного проекта до налогообложения, выплаты процентов по долговым обязательствам, и амортизационных отчислений;

Sal - суммарная заработная плата работников регионального инвестиционного проекта;

Rent - арендная плата.

8.9.3. Длительность временного периода, на котором осуществляется оценка добавленной стоимости, соответствует длительности прогнозного периода.

8.9.4. Годовой индекс экономической эффективности регионального

t

инвестиционного проекта Э характеризует влияние регионального

г

инвестиционного проекта на рост валового регионального продукта и

оценивается по соотношению величины добавленной стоимости в ценах

предыдущего года к объему валового регионального продукта предыдущего года,

рассчитанного в условиях отказа от реализации инвестиционного проекта:

t t /\t-1

Э = VA / ВРП , где

г c

/\t-1

ВРП - объем валового регионального продукта предыдущего года в

текущих ценах в условиях отказа от реализации инвестиционного проекта

(на основе данных прогноза Министерства экономического развития Российской

Федерации).

/\t t t

ВРП = ВРП - VA , где

t

ВРП - прогнозируемый объем валового регионального продукта периода t в

текущих ценах при условии реализации проекта;

t

VA - добавленная стоимость, генерируемая региональным инвестиционным

проектом в году t, в текущих ценах;

t

VA - добавленная стоимость, генерируемая региональным инвестиционным

c

проектом в году t, оцененная в сопоставимых ценах предыдущего года.

8.9.5. В качестве основного показателя экономической эффективности

регионального инвестиционного проекта используется интегральный индикатор

экономической эффективности регионального инвестиционного проекта Э ,

T

характеризующий часть суммарного за все годы расчетного периода

прогнозируемого реального объема валового регионального продукта, которая

может быть обеспечена реализацией инвестиционного проекта. Интегральный

индикатор экономической эффективности регионального инвестиционного проекта

рассчитывается как соотношение суммы годовых реальных объемов добавленной

стоимости, генерируемой региональным инвестиционным проектом, и суммы

годовых объемов валового регионального продукта, приведенных к

сопоставимому виду с использованием индексов реальной динамики, оцениваемых

в макроэкономическом прогнозе:

1 T j j-1 /\t T j t

Э = 100 x (Э + SUM Э П I ) / SUM П I , где

T г j=2 г t=1 j=1 t=1

t и j - индексы рассматриваемых лет прогнозного периода;

t

I - индекс экономического роста в периоде t по данным прогноза

Министерства экономического развития Российской Федерации;

/\t

I - индекс экономического роста в периоде t при условии отказа от

реализации инвестиционного проекта,

/\t /\t /\t-1

I = ВРП / ВРП , где

c

/\t /\t

ВРП - оценка ВРП в сопоставимых ценах предыдущего года,

c

/\t t t t-1 t t

ВРП = ВРП - VA = ВРП x I - VA

c c c c

Данный критерий эффективности регионального инвестиционного проекта носит справочный характер.

9. Все параметры, описывающие региональный инвестиционный проект, должны быть сведены в финансовую модель проекта.

9.1. Финансовая модель, описывающая региональный инвестиционный проект, и временные ряды используемых в ней данных должны обеспечивать потребности модели при оценке финансовой, бюджетной и экономической эффективности регионального инвестиционного проекта на прогнозный период.

9.2. Финансовая модель включает связанные прогнозные отчетные формы: отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и отчет о движении денежных средств, выполненные на срок прямого прогнозирования денежных потоков. Указанные отчеты составляются на основании установленных форм бухгалтерской отчетности. Результатом построения финансовой модели регионального инвестиционного проекта должны являться временные ряды показателей, требующихся для оценки финансовой, бюджетной и экономической эффективности регионального инвестиционного проекта.

9.3. Финансовая модель должна содержать основные характеристики инвестиционной и производственной программы регионального инвестиционного проекта (в том числе объемы производства в натуральном и стоимостном выражении, объемы и цены реализации на внутреннем и внешнем рынках, объемы инвестиций в основной капитал, объемы привлеченных кредитов и график их погашения, объемы закупок импортной продукции).

9.4. Все риски (в том числе сырьевые, ценовые, валютные, проектные) должны быть учтены в параметрах финансовой модели.

9.5. В финансовой модели должны быть отдельно отражены расчеты расходов, доходов и финансовых потоков (CF) государства и инвестора по вновь создаваемым объектам государственной и частной собственности.

9.6. Все расчеты и прогнозы в финансовой модели должны быть осуществлены в номинальных ценах с учетом индексов-дефляторов, рассчитанных по прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации: дефлятору капитальных вложений, дефлятору ВВП и индексу потребительских цен.

9.7. Финансовая модель регионального инвестиционного проекта должна быть представлена в составе заявки на электронном носителе. Никакая часть финансовой модели не должна быть скрыта, защищена, заблокирована или иным образом недоступна для просмотра и внесения изменений. Все элементы, использующиеся при расчетах в составе формул, должны являться действующими ссылками на ячейки, в которых содержатся допущения (исходные данные), или ячейки, содержащие формулы.

10. При оценке всех видов эффективности регионального инвестиционного проекта должны использоваться данные базового сценария прогноза.

11. Все экзогенно задаваемые прогнозные данные, необходимые для оценки эффективности регионального инвестиционного проекта (в том числе прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации), публикуются на официальных сайтах Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации в сети Интернет.