Данная редакция подготовлена на основании Изменений N 1, утв. Письмом Минморфлота СССР от 03.04.1991 N ОТВ-16/24. В документ также внесены Изменения N 2, N 3 и Дополнение к Изменению N 3 РД 31.15.01-89. Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ), не учтенные в тексте данной редакции. Об изменениях, внесенных Изменением N 3 и Дополнением к Изменению N 3, см. примечания в тексте документа.

11.4. Пожарная безопасность и безопасность труда

11.4.1. При грузовых операциях и перевозке грузов класса 1 должны выполняться требования пожарной безопасности и безопасности труда, установленные в разд. 6 и 7.

11.4.2. До начала грузовых операций должен быть объявлен приказ капитана, определяющий дополнительные меры безопасности при грузовых работах и перевозке грузов класса 1. С приказом должны быть ознакомлены все члены экипажа, а также работники порта, представители грузоотправителя (грузополучателя) и другие лица, участвующие в грузовых работах или находящиеся по служебной необходимости на борту судна.

Приказом должна быть предусмотрена организация круглосуточной пожарной вахты, контролирующей соблюдение противопожарного режима. Вахтенные должны быть освобождены от участия в грузовых операциях и других судовых работах.

11.4.3. Перед началом грузовых работ должны быть выполнены следующие мероприятия:

1) судно должно быть полностью снабжено и забункеровано;

2) зона грузовых работ на судне должна быть ограждена леерным ограждением, в районе этой зоны или непосредственно на ограждении должны быть установлены знаки безопасности по ОСТ 31.0013. В зоне грузовых работ должен быть установлен пропускной режим;

3) к грузовым помещениям, в которые загружаются грузы класса 1, должны быть проложены от водопожарной магистрали и подготовлены к действию по четыре пожарных рукава со стволами-распылителями;

4) при погрузке тарно-штучных или пакетированных грузов класса 1 комингсы люков должны быть накрыты матами, брезентами или их торцы должны быть закрыты досками. Палуба под просветом люка должна быть покрыта матами или досками;

5) закрытия с маркой "Т", а также иллюминаторы, выходящие в зону грузовых работ и с борта погрузки, должны быть задраены;

6) спасательные шлюпки должны быть подготовлены к спуску на воду;

7) судно должно быть готово к немедленному отходу от причала, для чего судовые энергетические установки должны быть в полной готовности или у борта судна должен находиться буксировщик, готовый к немедленной буксировке судна в аварийной ситуации. Огоны буксирных тросов должны быть опущены к поверхности воды. Если судно стоит на якорях, якорь-цепи должны быть подготовлены для полной отдачи;

8) лица, не являющиеся членами экипажа судна и не связанные с проведением или обеспечением безопасности грузовых работ, должны быть удалены с судна.

11.4.4. Во время грузовых работ или при открытых трюмах с грузами класса 1 запрещается:

работа двигателей и котлов на судне, если не включена в действие система искрогашения дымовых и выхлопных труб;

использование на судне и в районе перегрузки открытого огня, за исключением котельного отделения и камбуза, с принятием соответствующих мер предосторожности;

использование перегрузочной механизации, не допущенной для работы с грузами класса 1;

бункеровка судна;

швартовка лагом грузовых и вспомогательных судов, а также стоянка их ближе 50 м, за исключением аварийно-спасательных судов, предназначенных для данного судна и оборудованных искрогасителями на газовыпускных трубопроводах;

приближение не оборудованных искрогасителями локомотивов и тепловозов к месту расположения груза класса 1 на расстояние менее 50 м;

допуск посторонних лиц на борт судна и в район переработки груза класса 1 на расстояние менее 50 м.

11.4.5. При погрузке и выгрузке изделий класса 1 (за исключением подкласса 1.4) запрещается работа радиопередатчиков и радиолокаторов (кроме передатчиков УКВ-диапазона, мощность которых не превышает 25 Вт и которые находятся на расстоянии более 2 м от груза).

11.4.6. Запрещается погрузка и выгрузка грузов класса 1 во время грозы и в случае возникновения пожара в порту.

11.4.7. При обнаружении повреждений упаковки, россыпи или разлива груза грузовые работы должны быть остановлены до ликвидации аварийной ситуации.

Запрещается ремонт или вскрытие упаковки на борту судна.

11.4.8. После окончания грузовых работ закрытые грузовые помещения с грузами класса 1 должны быть осмотрены старшим помощником капитана, представителем порта и сопровождающим, если груз следует в сопровождении, и закрыты на замок. Ключи от замков должны находиться у старшего помощника капитана в опечатанном виде.

11.4.9. Судно, закончившее погрузку грузов класса 1, должно отойти от причала и при необходимости встать на рейде в месте, указанном портовыми властями, на расстоянии от портовых сооружений и других судов не менее рассчитанного по формуле

--

Rб = 2 \/ q, (11.3)

где Rб - расстояние, м; q - масса взрывчатого вещества на судне, кг.

Расстояние Rб от портовых сооружений не должно быть менее 1000 м.

11.4.10. При перевозке грузов класса 1 запрещается:

посещать грузовое помещение без разрешения капитана судна или старшего помощника;

посещать грузовые помещения с открытым огнем или имея при себе спички, зажигалки, огнестрельное оружие и другие огнеопасные предметы;

пользоваться переносными средствами освещения в невзрывозащищенном исполнении, отопительными приборами, временной электропроводкой, а также приборами и инструментами, которые могут образовать искру;

распаковывать, переупаковывать груз и ремонтировать упаковку;

оставлять без необходимости под напряжением электросеть или электрооборудование в грузовых помещениях.

11.4.11. Запрещается применять водяной пар для тушения пожара грузов класса 1, а также для тушения других грузов, находящихся в смежном помещении. С этой целью на соответствующих паропроводах должны быть установлены заглушки, на станциях парораспределения - сняты маховики соответствующих клинкетов или клапанов. Должны быть вывешены таблички с надписью "Подача пара запрещена".

11.4.12. В аварийной ситуации с грузами класса 1 (пожар, россыпь или розлив груза) действовать согласно откорректированному оперативному плану по борьбе за живучесть судна и в соответствии с требованиями, установленными в Аварийной карте 1-1 (приложение 7).