В документ внесены Изменения N 2, N 3 и Дополнение к Изменению N 3 РД 31.15.01-89. Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ).

3.1. Требования к судовым системам, конструкциям, оборудованию и снабжению

3.1.1. Системы, конструкции и оборудование судна и грузовых помещений в зависимости от типа судна, а также от вида и степени опасности перевозимого груза, должны соответствовать всем или отдельным требованиям, указанным в подпунктах 3.1.1.1 - 3.1.1.15.

3.1.1.1. Закрытые грузовые помещения судов должны быть оборудованы стационарной одобренного Регистром СССР типа автоматической системой обнаружения пожара. В системах, основанных на принципе контроля проб воздуха, должны быть предусмотрены меры против утечек или попадания этих проб в воздух жилых или служебных помещений. В помещении, в котором установлена аппаратура контроля, должна быть надпись, предписывающая, что пробы воздуха после анализа должны удаляться в атмосферу.

3.1.1.2. Водопожарная система должна обеспечивать немедленную подачу воды в грузовое помещение путем дистанционного пуска одного из пожарных насосов с ходового мостика или из района, где имеется постоянная вахта на стоянке, либо путем постоянного поддержания пожарной магистрали под давлением, указанным в п. 3.1.1.3. В месте дистанционного пуска насоса должен быть установлен указатель давления воды в магистрали.

(п. 3.1.1.2 в ред. Изменения N 1, утв. Письмом Минморфлота СССР от 03.04.1991 N ОТВ-16/24)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1.1.3. Водопожарная система должна подавать в любую часть порожнего грузового помещения такое количество воды, которое обеспечивается четырьмя стволами с предусмотренными на судне насадками при давлении, указанном в ч. VI Правил классификации и постройки морских судов Регистра СССР.

3.1.1.4. Закрытые грузовые помещения с целью их эффективного охлаждения должны быть оборудованы стационарной системой водораспыления с интенсивностью, установленной в п. 3.4.2.1 ч. VI Правил классификации и постройки морских судов Регистра СССР, либо системой затопления. В грузовых помещениях или на их отдельных участках, площадью не более 100 м2, допускается для этой цели использование пожарных рукавов, обеспечивающих указанную выше интенсивность подачи воды.

Во всех случаях устройства слива и осушения должны предотвращать образование свободной поверхности воды в грузовом помещении. Если это не обеспечивается, должен быть произведен расчет, подтверждающий, что судно с заполненным водой помещением (помещениями) соответствует требованиям, изложенным в ч. V Правил классификации и постройки морских судов Регистра СССР.

Вместо систем водораспыления или затопления могут быть использованы системы с другим эффективно охлаждающим веществом, одобренным Регистром СССР.

3.1.1.5. Грузовые помещения в дополнение к водопожарной системе должны быть оборудованы стационарной системой пожаротушения в соответствии с п. 3.1.2.1 ч. VI Правил классификации и постройки морских судов Регистра СССР.

Открытые грузовые помещения судов с горизонтальным способом погрузки (кроме лихтеровозов), а также их закрытые грузовые помещения, эффективное закрытие которых в случае применения систем объемного пожаротушения не обеспечено, должны быть оборудованы в качестве дополнительной стационарной системой водораспыления, защищающей все участки палубы, либо другой, не менее эффективной системой, одобренной Регистром СССР. Устройства слива и осушения должны отвечать требованиям, изложенным в подпункте 3.1.1.4.

3.1.1.6. Система осушения грузовых помещений должна соответствовать требованиям части VIII "Правил классификации и постройки морских судов" Регистра СССР. Может быть допущена для использования общесудовая система осушения, если будут предусмотрены конструктивные меры, исключающие непреднамеренную прокачку легковоспламеняющихся или ядовитых жидкостей через трубопроводы и насосы машинного помещения.

(п. 3.1.1.6 в ред. Изменения N 1, утв. Письмом Минморфлота СССР от 03.04.1991 N ОТВ-16/24)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1.1.7. Электрооборудование и электропроводка, а также любое другое оборудование, которое может стать источником воспламенения взрывоопасных (воспламеняющихся) паров или газов, не должны размещаться в закрытых и открытых грузовых помещениях.

Допускается установка электрооборудования только во взрывозащищенном исполнении:

Допустимость и способы прокладки кабелей в грузовых помещениях являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром СССР. Кабели должны иметь защиту от механических повреждений.

(в ред. Изменения N 1, утв. Письмом Минморфлота СССР от 03.04.1991 N ОТВ-16/24)

(см. текст в предыдущей редакции)

с оболочкой под избыточным давлением (Exp);

с взрывонепроницаемой оболочкой (Exd);

повышенной надежности против взрыва (Exe).

Допустимость и способы прокладки кабелей являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром СССР.

Установка электрооборудования и кабелей, не отвечающих вышеуказанным требованиям, допускается только в том случае, если они при грузовых операциях и перевозке опасного груза будут отключены. При этом должны быть предусмотрены меры, исключающие их непреднамеренное включение.

3.1.1.8. Закрытые грузовые помещения должны быть оборудованы искусственной вентиляцией.

Вентиляционные системы грузовых помещений, предназначенных для перевозки грузов, способных выделять воспламеняющиеся или ядовитые пары или газы (см. табл. 3.2), должны обеспечивать не менее, чем шесть воздухообменов в час, исходя из объема порожнего грузового помещения. Для судов-контейнеровозов, а также для грузовых помещений других судов, предназначенных и оборудованных для перевозки контейнеров, в этом случае допускается не менее, чем двукратный воздухообмен, если опасный груз перевозится в закрытых контейнерах.

Вентиляционные системы грузовых помещений, предназначенных для перевозки грузов подкласса 2.3 с относительной плотностью паров по воздуху менее 1, а также грузов подкласса 4.3, способных выделять такие пары (газы), должны иметь приемные отверстия, расположенные в верхней части грузовых помещений, для остальных опасных грузов, требующих применения систем с шестикратным воздухообменом - в нижней части грузового помещения.

Возможность применения естественной вентиляции для грузовых помещений, предназначенных для перевозки отдельных опасных грузов, является предметом специального рассмотрения при выдаче документов в соответствии с пп. 3.2.1 и 3.2.2.

(п. 3.1.1.8 в ред. Изменения N 1, утв. Письмом Минморфлота СССР от 03.04.1991 N ОТВ-16/24)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1.1.9. Конструкция вентиляторов должна исключать возможность воспламенения взрывоопасных (воспламеняющихся) паров или газов.

Электродвигатели вентиляторов, расположенные внутри всасывающего канала или в невентилируемой выгородке, должны быть взрывозащищенными (подпункт 3.1.1.7).

Наружные приемные и вытяжные отверстия вентиляционной системы должны быть оборудованы защитными сетками.

(в ред. Изменения N 1, утв. Письмом Минморфлота СССР от 03.04.1991 N ОТВ-16/24)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1.1.10. Грузовые помещения не должны быть смежными с жилыми или служебными помещениями.

Для судов с горизонтальным способом погрузки это требование распространяется только на перевозку грузов класса 1 (кроме группы 1.4S) и означает, что такие грузы не должны размещаться непосредственно над и под жилыми и служебными помещениями, а также на расстоянии менее 3 м от переборок или участков палуб, отделяющих грузовое помещение от жилого или служебного.

3.1.1.11. На судах с горизонтальным способом погрузки входы в грузовые помещения из жилых, служебных и машинных помещений (включая выгородки трапов и лифты) должны быть оборудованы устройствами, предотвращающими проникновение через них опасных паров и газов. Если это условие не соблюдается, в помещениях, смежных с грузовым, должно быть обеспечено повышенное давление воздуха, предотвращающее попадание в них паров и газов из грузового помещения.

3.1.1.12. Переборки и палубы, отделяющие машинные помещения категории А от грузовых, должны иметь противопожарную изоляцию типа А-60. При этом грузы класса 1 (кроме группы 1.4S) не должны размещаться непосредственно над и под машинными помещениями, а также на расстоянии менее 3 м от переборок или участков палуб, отделяющих грузовое помещение от машинного. При всякой другой изоляции опасные грузы, кроме грузов класса 1 (исключая группу 1.4S), перевозка которых в этом случае запрещена, должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от таких переборок или участков палуб.

Указанное требование распространяется на лихтеровозы только в части запрета размещения грузов класса 1 (кроме группы 1.4S) непосредственно над и под машинным помещением.

3.1.1.13. Эксплуатируемые в рейсе источники тепла с температурой поверхности более 50 °C (паропроводы, топливные танки с системой подогрева и т.д.), расположенные в закрытых грузовых помещениях или смежные с ними, должны быть теплоизолированы так, чтобы температура наружной поверхности их изоляции не превышала 50 °C.

3.1.1.14. Газовыпускные и дымовые трубопроводы главных и вспомогательных двигателей, котлов и инсинераторов должны быть оборудованы искрогасителями или искроулавливателями.

3.1.1.15. Конструкция закрытий грузовых люков верхних и нижних палуб должна обеспечивать плавное и безударное движение люковых крышек, исключающее ценообразование.

3.1.2. Закрытые грузовые помещения рекомендуется оборудовать стационарными системами измерения температуры груза, а также температуры, относительной влажности и состава воздуха помещения.

При отсутствии таких систем должны быть предусмотрены другие способы определения указанных параметров.

3.1.3. Суда, перевозящие опасные грузы, в дополнение к нормам, установленным в разд. 5 ч. VI Правил классификации и постройки морских судов Регистра СССР, должны быть снабжены:

1) переносными огнетушителями общей вместимостью не менее 12 кг сухого порошка или другого равноценного огнетушащего средства для тушения пожара в грузовых помещениях;

2) двумя автономными дыхательными аппаратами, работающими на сжатом воздухе, и компрессором для их зарядки, или запасными баллонами к дыхательным аппаратам;

3) в дополнение к комплектам снаряжения пожарного должно быть предусмотрено четыре полных комплекта защитной одежды, стойкой к химическому воздействию перевозимого груза. Защитная одежда должна закрывать весь кожный покров.