2. Условия труда операторов за дисплеями
Видеотерминалы могут быть представлены моно- и полиэкранами, базироваться на электроннолучевых трубках, жидких кристаллах и т.д.; подавать изображение буквенное, цифровое, графическое, двуцветное (позитивное и негативное), цветное и др.
При работе с ними человек осуществляет целый ряд функций, основными из которых являются: программирование, ввод информации, работа в диалоговом режиме.
Применение видеотерминалов существенно ускоряет решение многих народно-хозяйственных задач, расширяет возможности человека, вносит удобство в работу. Все это несомненно можно считать положительными моментами. Однако новые перспективные виды трудовой деятельности за дисплеями сопровождаются и негативными моментами: повышенной утомляемостью операторов, зрительным напряжением и др.
Практика эксплуатации различных автоматизированных систем с дисплеями порождает многочисленные вопросы, касающиеся количества и качества труда операторов за экранами, организации, охраны и условий их труда, их работоспособности и здоровья.
В отечественной и зарубежной литературе эти вопросы освещены пока еще не полностью. Выводы о последствиях работы за дисплеями часто противоречивы.
Одни исследователи констатируют наличие неблагоприятных для человека последствий. Другие, сравнивая состояние человека после работы за дисплеем и той же работы традиционными (додисплейными) способами, отмечают отсутствие существенных различий.
Среди неблагоприятных последствий, по литературным данным, первые места занимают симптомы зрительного напряжения и перенапряжения, усталости и болей в группах мышц, связанных с поддержанием вынужденной позы.
К другим негативным моментам авторы относят боязнь облучения, потери или серьезного нарушения зрения. Недостаточно психологически подготовленные к работе за дисплеями люди часто испытывают тревогу неправильными действиями испортить оборудование, опасение не справиться с выполнением задания т.п. Предполагается также прогрессирование ощущения социальной изоляции операторов.
Среди исследователей, отметивших негативные последствия, нет единого мнения при анализе причин. Одни из них считают это следствием самой работы за дисплеем. Другие приписывают изменения в состоянии человека другим факторам, главными из которых являются нарушения эргономических требований в организации рабочего места: свето- и цветорешения интерьера, блики на экране, близкое расположение экрана от глаз, неудобная рабочая поза и т.д., отсутствие рационального режима труда.
И действительно, различия в видах оборудования, характере выполняемых работ, организации труда и рабочего места, условиях труда вносят своеобразие в оценку возможных последствий постоянной работы за дисплеем.
Так или иначе, с одной стороны, объективно существует большое количество жалоб операторов, постоянно работающих за видеотерминалами, с другой, - запросы специалистов о том, как учесть человеческий фактор при разработке проектов организации труда вновь создаваемых служб.
Все это и обусловило актуальность разработки настоящих Рекомендаций, которые базируются на комплексном изучении условий труда операторов, их работоспособности и здоровья, эффективности их труда.
Психофизиологические исследования проводились в соответствии с методикой, принятой в НИИ труда и подробно изложенной в "Интегральной оценке работоспособности...".
Для оценки производственной нагрузки использовались данные о выработке и качестве выполнения заданий каждого оператора ввода информации, фотографии рабочего дня. О трудовой нагрузке инженеров и научных сотрудников за терминалами судили по данным самофотографий.
На рабочих местах операторов проводилась оценка санитарно - гигиенических и психофизиологических элементов условий труда.
Офтальмологические исследования того же контингента проведены по следующим показателям: ближайшей точки ясного видения, ближайшей точки конвергенции, времени восприятия последовательного контрастного образа. Результаты были использованы для комплексного анализа.
Результаты исследований подтвердили большое, хотя и различное, количество жалоб операторов дисплеев на общую усталость, зрительное напряжение, головную боль, усталость мышц рук и спины.
Было установлено несоблюдение требований санитарных норм СН 245-71 по площади и объему помещения на одного работающего; по температуре воздуха в помещении при работающей вентиляции, по уровню освещенности рабочих мест.
Отмечено несоответствие организации рабочих мест эргономическим требованиям. При этом случайная мебель обусловила вынужденную рабочую позу, произвольная расстановка оборудования привела к слепящему действию светопроемов, а также к большой разнице в освещенности документа и экрана.
Стремление в режиме труда и отдыха сократить время обеденного и регламентированных перерывов и увеличить тем самым свободное от работы время привело к такому зрительному перенапряжению, что операторы вынуждены были отказаться от чтения, просмотра телепередач и других занятий под контролем зрения, т.е. от полноценного использования "сэкономленного" времени.
Неполадки в работе информационной системы выражались не только в снижении эффективности труда операторов, но и в значительном изменении их эмоционального состояния в сторону возбуждения с вероятными осложнениями межличностных отношений и психологического климата коллектива.
Производственная нагрузка операторов ввода информации была следующей: в среднем за смену отрабатывалось 40000 символов, время работы за экраном составляло 61% времени смены, учет сложности осуществлялся по специально разработанной шкале с помощью коэффициентов, скорость обработки 10 символов у опытных операторов составляла 4 - 9 сек. Несмотря на то, что нормированные задания по количеству символов, как правило, выполнялись и перевыполнялись (сдельная оплата труда), надежность оператора, т.е. качество (безошибочность) его работы, была значительно ниже требуемого уровня.
У опытных операторов ввода из физиологических показателей к концу дня достоверно ухудшились только два: критическая частота мельканий (КЧМ) и статическая выносливость. Показатель утомления составил 30 отн. ед., что находится в диапазоне умеренных величин производственного утомления. Показатели гемодинамики практически не изменялись, состояние внимания несколько ухудшалось. Средняя величина усталости, по оценке самих операторов, составила 1,59 балла (1 - легкая, 2 - средняя усталость). К вечеру усталость не нарастала, к началу следующего дня практически исчезала. Отмечено большое количество жалоб на усталость глаз, резь, жжение, рябь в глазах, туман перед глазами, слезотечение, покраснение век и т.д. Эти симптомы сопровождались жалобами на снижение резкости видения, трудность сосредоточения внимания.
И показатель утомления, и величина усталости, и количество специфических симптомов - все эти показатели были связаны с величиной производственной нагрузки.
Из полученных данных следует, что при умеренном утомлении, оценке усталости до средней, позднем появлении усталости, сравнительно быстром снятии этого ощущения и небольшой доле работы за экраном яркая выраженность симптоматики зрительного напряжения и низкая надежность оператора ввода информации находятся в некотором противоречии. Поэтому потребовалось детальное объективное офтальмологическое исследование.
Результаты такого исследования по трем изученным показателям выявили лишь тенденцию к ухудшению, изменения по ним к концу дня оказались статистически не достоверны. Субъективные симптомы не подтвердились объективно.
Нагрузка при реферировании характеризовалась следующим образом: 46% рабочего времени занимала работа за экраном, все виды прямого ввода (без предварительной подготовки и подготовленного заранее материала) занимали 36,3% времени смены. На традиционное выполнение работ уходило около 50% времени смены. Специалисты выполняли следующие функции:
- разметку литературных материалов для последующей обработки: выбор зарубежных статей и индексирование для самостоятельного реферирования или отсылки внештатным референтам;
- реферирование литературного материала;
- подготовку к вводу в ЭВМ рефератов внештатных референтов, переводов (редактирование, индексирование);
- прямой ввод без предварительной подготовки иностранного или русского материала в систему для печати с помощью дисплея (при этом возможны варианты сложности);
- прямой ввод подготовленных материалов;
- чтение, разбор содержания и правку статей - рефератов, подготовленных машиной в виде распечатки;
- чтение сигнальных экземпляров публикаций и составление списка опечаток;
- обработку запросов и некоторые другие.
Показатель утомления составил 38 отн. ед., т.е. несколько больше, чем у операторов ввода, однако, в том же умеренном диапазоне. Четыре основных физиологических показателя референтов достоверно ухудшались к концу рабочего дня. Артериальное давление и частота пульса имели тенденцию к повышению. Показатель внимания имел тенденцию к улучшению. Величина усталости составила 2,11 балла, т.е. несколько больше средней. К началу нового дня усталость часто не проходила. Число специфических жалоб было значительным, хотя и ниже, чем у операторов ввода информации.
Показатель утомления изменялся в соответствии с временем работы за экраном.
Результаты офтальмологического исследования показали, что изменения в зрительном аппарате к концу рабочего дня не достоверны.
Таким образом, проведенное исследование показало, что объективные показатели работоспособности, изменяющиеся в соответствии с изменением производственной нагрузки операторов разных типов за дисплеями, являлись адекватными, хотя и не лимитировали их деятельность.
Зрительное напряжение при работе за дисплеями в течение рабочего дня не вызывало достоверных ухудшений изученных офтальмологических показателей, т.е. не выявлено специфических изменений в рецепторном зрительном аппарате.
Показатели надежности (безошибочности) работы операторов ввода информации являются главными ограничителями деятельности. Они зависят от специфических субъективных ощущений.
Высокая оценка величины усталости и ее симптомов, особенно зрительных, большей частью связана с отмеченными недостатками в организации труда, с нарушениями санитарных норм, эргономических требований.
Соблюдение требований научной организации труда вызвало бы меньшие изменения как в объективных, так и в субъективных показателях работоспособности.
Это подтверждается результатами повторного обследования после внедрения мероприятий по совершенствованию условий труда и совпадает с заключениями других исследователей.
По мнению офтальмологов, период адаптации к этому виду работ занимает период от 1 до 3 лет. Повторный опрос операторов ввода информации через 3 года подтвердил это мнение практическим отсутствием жалоб.
Отечественная практика показала, что правильная психологическая подготовка будущих операторов к работе на новом оборудовании позволяет значительно снизить уровень тревожности, сократить период адаптации, повысив тем самым эффективность работы операторов дисплеев.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей